27.08.2008 22:53
Ситуация с ростом бензина в стране и регионе в частности вышла из-под контроля правительства уже давно. Последние месяцы топливо растет в цене с завидной регулярностью. И это в период уборки урожая, который должен обеспечить нам питание на весь год. На 10 сентября в Новосибирске намечена Всероссийская акция протеста против роста цен на топливо, которую организуют профсоюзы, а КПРФ в ней примет участие. О ситуации и методах ее решения мы поговорили с депутатом областного совета Вадимом Агеенко.
— Кто виноват в создании данного ценового кризиса?
— С начала этого года правительство полностью устранилось от контроля цен. Первыми отреагировали на «свободу» нефтяники. Горючее демонстрирует рост стоимости каждый месяц. Создается даже уникальная ситуация — авиационный керосин стал настолько дорог, что авиакомпании отказываются от уже закупленных самолетов, потребляющих большое количество топлива, предпочитая купить новые, более экономичные. Например, авиакомпания «Сибирь» снимает аэробусы Ил-86. Кроме того, мы видим беспричинный рост цен на солярку перед уборкой урожая. Крестьяне пишут к президенту и правительству о том, что в нынешней ситуации они работают в убыток. Однако, правительство ничего не делает, хотя рычаги есть. Учитывая даже тот факт, что «Газпром», «Сибнефть» практически государственные, контроль над ними имеется. Ситуации уже полгода — никакого результата. В этой связи профсоюзы объявили всероссийскую протестную акцию, в которую включились авиаторы, аграрии, дорожники, транспортники. Кстати говоря, в себестоимости перевозок до 47% — это бензин. Экономические последствия кризиса тоже очевидны: руководители предприятий задерживают зарплаты и сокращают социальные гарантии в этих отраслях.
— Кто будет участвовать в акции протеста в Новосибирской области?
— У нас в регионе требования поставить цены на горючее под государственное влияние поддерживают Российский автотранспортный союз, Всероссийское общество автомобилистов и компании, занимающиеся междугородними перевозками. Предполагается даже небольшой автопробег с плакатами по Новосибирску для привлечения внимания горожан. А в 15-00 10 сентября состоится большой митинг на площади Ленина. Наша партия, разумеется, будет поддерживать эту акцию протеста. КПРФ поднимает проблему госрегулирования цен постоянно.
— Вы полагаете, что власть «заметит» проблему после данной акции?
— Если это будет не 100 человек и не 200, а соберется 2-3 тысячи человек, если вдоль площади встанет 20-30 автобусов, нас заметят. Правительство вынуждено будет реагировать. Сегодня ситуация с ценами на горючее зашла слишком далеко. В пятницу проходило совещание у замгубернатора Виктора Гергерта, уборочная кампания в области просто срывается. Руководители хозяйств открытым текстом говорят, что им экономически выгоднее просто бросить урожай на поле. Если во всеуслышание заявить об этом по всей России — будет эффект. Конечно, наши профсоюзы еще не способны действовать так кардинально, как западные коллеги. Там профсоюзы, поставленные в тупик экономической политикой государства, просто перекрывают дороги. В итоге правительство вынуждено принимать их условия. Сегодня достаточно перекрыть въезды на основные автозаправочные станции и это принесет серьезные убытки монополистам. На это пока наш профсоюз не идет, но всероссийская акция протеста — это тоже серьезная мера.
— Хорошо, а как власть может повлиять на ситуацию, ведь частный бизнес — есть частный бизнес?
— Конечно, проблема не имеет решения на уровне муниципальной или районной власти, однако федеральная, и даже региональная власти могут решать подобные вопросы. Губернатор может создавать фонды для субсидирования. Напомню, четыре года назад область держала цены на хлеб, регулируя их с помощью зернового фонда, который наполнялся за счет казны — у крестьян по фиксированной цене производились закупки зерна на 50 млн. руб. У сельского производителя в этом случае был гарантированный сбыт продукции и живые деньги. Теперь такая практика в нашей области прекращена. Каждый крестьянин за себя. Вообще, ситуация говорит о том, что если государство не регулирует цены, оно теряет контроль над ситуацией. Сегодня наше государство породило монополистов, а вот управлять ими не может. Хотя сегодня есть рычаги, есть законодательные механизмы выхода из этой ситуации, нет главного — политической воли. Даже в рамках имеющегося законодательства можно сдержать цены, но нет на то желания. Почему? Да потому что монополист «делится» с чиновниками, а когда делятся — всем хватает. Кроме, разумеется, селян и транспортников.
Григорий Паршиков