«Вечерний разговор»: Антон Тыртышный рассказал об итогах политического сезона в Совете депутатов Новосибирска
05.07.2021 18:45 Новосибирские новости
О принятии важных решений, поддержке малого и среднего бизнеса в условиях пандемии, о вопросах, с которыми к депутатам обращаются избиратели, о том, сколько бюджетных денег нужно, чтобы полностью решить все проблемы города. Об этом и многом другом Глебу Черепанову в прямом эфире передачи «Вечерний разговор» рассказал заместитель председателя горсовета Антон Тыртышный.
Глеб Черепанов: Добрый вечер, уважаемые новосибирцы! Дорогие радиослушатели, это программа «Вечерний разговор», и сегодня итоги политического сезона городского совета Новосибирска мы подводим с заместителями председателя Антоном Григорьевичем Тыртышным. Добрый вечер!
Антон Тыртышный: Добрый вечер вам!
Глеб Черепанов: Завершился первый сезон. В седьмой созыв горсовета избрались новые депутаты, и состав значительно обновился. Антон Григорьевич, какова ваша оценка этого политического года? Что скажете о новом составе депутатов горсовета Новосибирска?
Антон Тыртышный: На самом деле, мы видим, что в обществе есть запрос на желание поговорить о политике. И есть потребность послушать то, что депутаты говорят о политике, потому что в Госдуме у нас политики нет, в Заксобрании тоже, скажем так, её нет. Поэтому где-то это должно выплёскиваться, как бы нам это ни нравилось.
Конечно, хозяйственные вопросы должны быть на первом месте. Если мы просто возьмём повестку сессии горсовета, то из 20-ти пунктиков политические пункты при всём желании будет найти трудно.
Вот правила землепользования и застройки — вопрос хозяйственный или политический? Безусловно, из него можно сделать политический вопрос, хотя он, скорее, хозяйственный.
В повестке дня также был план реализации наказов — очень важный вопрос, но тоже, скорее, хозяйственный, так как к нему относятся такие пункты: какую яму отремонтировать, какую трубу проложить, где снять или поставить ограждение. То есть, это вопросы, касающиеся жизнедеятельности города.
Если возьмём бюджет, то где там у нас политика? Муниципалитет занят школами, дорогами, детскими садами. Задача депутата — представлять интересы избирателей. Главная задача — работать так, чтобы нравиться людям, ведь они за него потом голосуют. Этим, кстати, депутат отличается от чиновника.
Задача чиновника — выполнить свою работу в рамках должностных инструкций, не попасть под санкцию прокурора, не получить по голове от начальства. Мы видим, что, если люди хотят видеть политику, то она, безусловно, будет в городском совете, как бы мы ни считали это правильным или неправильным.
Это касается не только депутатов от ультраоппозиционного крыла, но и депутатов нашей фракции КПРФ, которую я представляю. Таков общественный запрос, и мы вынуждены этому соответствовать.
Глеб Черепанов: Вот вы сказали, Антон Григорьевич, что в Госдуме и Заксобрании политики нет, а в горсовете есть. При этом Совет депутатов — это самый нижний муниципальный уровень, где невозможно принять никаких законов, невозможно принять что-либо в генеральном плане на линию страны или области. Я не очень понял, как хозяйственные вопросы уживаются с политикой. Можете расшифровать свой предыдущий ответ?
Антон Тыртышный: Из любого хозяйственного вопроса можно сделать вопрос политический. Что вообще люди имеют в виду, когда говорят слово «политика»? Они имеют в виду борьбу партий, чтобы было по-настоящему и табуреткой по голове. Но нам, к счастью, делить нечего, вот чтобы прям до такого дошло.
Даже когда мы обсуждаем план реализации наказов, то ищем баланс между партиями, фракциями, отдельными депутатами. Мы же понимаем, что люди не виноваты, если голосуют за депутатов определённой партии. Все же хотят, чтобы там, где ты проживаешь, был порядок.
Есть один коллега по фракции, который говорит, что его притесняют и не дают приёмную, хотя ему этих приёмных уже семь штук предложили, но он отказывается. Вроде хозяйственный вопрос, но из него можно сделать политический: сказать, что оппозицию притесняет какая-то нехорошая мэрия, а мы вот такие белые и пушистые.
Глеб Черепанов: Вы знаете о том, что у нас сейчас тяжёлые времена. Коронавирусная инфекция опять набирает обороты. Многие говорят о третьей волне. Статистика показывает, что число заболевших растёт. Я задам вопрос личного характера. Поставили ли Вы прививку? И как Вы относитесь к вакцинации? Про себя, коль скоро я завёл эту тему, отвечу, что я вакцинировался в марте «Спутником-V».
Антон Тыртышный: Я пока ещё не успел, но планирую это сделать в течение недели.
Глеб Черепанов: Спасибо за ответ. У нас есть дозвонившийся. Добрый вечер! Представьтесь, пожалуйста.
Слушатель: Меня зовут Анатолий. Вот вывоз мусора идёт. Мы платим деньги. Потом оказывается, что и на зарплату денег нет, и на вывоз мусора нет денег. Деньги, вроде как, отправляются в Москву, а потом возвращаются сюда, но уже не в том количестве. Как сделать так, чтобы деньги оставались в регионе? Тогда денег будет хватать. И вопрос: почему именно через Москву?
Глеб Черепанов: Анатолий, спасибо. Ваш вопрос понятен.
Антон Тыртышный: С моей точки зрения нельзя сказать, что это проблема городская или областная. Это проблема системная. У нас провернули мусорную реформу, создали региональных операторов, которые на региональном рынке являются монополистами. Они у нас по городу выполняют свои обязательства некачественно, а по сельским районам вообще через пень-колоду.
Кстати, изначально, когда вся система внедрялась, повышение тарифа объяснялось тем, что мы должны перестать загаживать наши леса, начать вывоз мусора повсюду, из отдалённых районов, строить мусорные полигоны, мусоросортировочные комплексы. По сути, ничего этого нет. Я считаю, что это системная проблема. Вся мусорная реформа нам выходит боком.
Есть сложности с регулированием тарифа, я не буду в это углубляться, но тариф остаётся довольно высоким. Они делают, что хотят, могут различные подрядные организации задушить, перестав платить деньги и сославшись на то, что население нам чего-то не доплачивает. Хотя в Новосибирске тяжело не платить за вывоз мусора. Собираемость неплохая. Почему-то управляющие компании, у которых были сложности с подрядчиками, не уничтожали их, несмотря на все сложности. Не было такой проблемы. А монополист-регоператор выбрал жертвой муниципальное предприятие и старается его задушить. Мы предполагаем, что это недобросовестная конкуренция.
Наша сессия обратилась к губернатору, чтобы тот повлиял на регионального оператора, и он рассчитался с нашим муниципальным предприятием «Спецавтохозяйство». Моё мнение, что если никаких заметных подвижек не произойдёт, то мы будем обращаться к губернатору с предложением о расторжении договора с региональным оператором. Если они работать не умеют, то куда это годится? Очень много нареканий.
Глеб Черепанов: Я добавлю от себя, уважаемые радиослушатели, что наша муниципальная организация МУП «САХ», которая вывозит мусор в ряде районов Новосибирска, там, где у них с «Экологией-Новосибирск» есть контракт, в своё время, около двух с половиной лет назад, подхватила упавший флаг. В городе был мусорный коллапс, но только муниципальное предприятие, которое крепко стоит на ногах, по сути, бесплатно, за свой счёт прикрывало регионального оператора, вывозя мусор и сохраняя город в относительно стабильной экологической обстановке.
Антон Тыртышный: Только сейчас предприятие находится в таком состоянии, что у него даже счета заблокированы. Я вообще не представляю, как при этом можно работать: как рассчитываться за бензин, запчасти, как выплачивать людям зарплату. Та ситуация, в которую нас вогнал своей политикой региональный оператор, практически катастрофическая.
Глеб Черепанов: Спасибо большое, Антон Григорьевич. Следующее, что мы будем обсуждать: вчера на сессии горсовета обсудили тему наказов избирателей. К моему глубочайшему удивлению и несказанному недоумению, в горсовете нашлись несколько депутатов, которые высказались против системы наказов.
На самом-то деле, наказы помогают нам, простым новосибирцам, влиять на то, будет ли отремонтирована та или иная дорога, будет ли поставлен детский городок, будут ли решены те проблемы, с которыми мы сталкиваемся ежедневно. В прошлом созыве Антон Григорьевич Тыртышный возглавлял профильную комиссию, и он хорошо разбирается в этом вопросе.
Стоит ли отказываться от института наказов, если денег недостаточно и все наказы можно не выполнить? Как Вы это оцениваете?
Антон Тыртышный: Я так понимаю, что в данном случае мы говорим о некоторых депутатах от «Коалиции». Почему-то эти же самые депутаты не отказались от тех возможностей, которые им даёт та же самая система наказов. Они боролись за каждый свой наказ по комиссии наказов; писали о том, чтобы не исключали их предложения из плана реализации наказов.
Здесь мы видим какую-то шизофрению: два мнения в одной голове. Одной рукой я себе нагребаю эти наказы, понимая, что это моя репутация на следующие пять лет. С другой стороны, начинаю разглагольствовать о том, что система порочная. Хотя система, на самом деле, правильная — она позволяет нам решать многие вопросы.
Несмотря на то, что мы приняли план реализации наказов только вчера, уже несколько месяцев идут активные работы по благоустройству. Мэрия понимала, что эти мероприятия будут в плане реализации наказов, она понимала заранее, что их примут и уже начала проводить работу. Чиновники реально понимают, насколько это важно и для депутатов, и для людей. Активисты, которые следят за этим, потом звонят и спрашивают — где их наказы?
Это реальный механизм, который позволяет привлекать средства для округа. Я буквально два часа назад приехал с той территории, где сейчас идёт благоустройство: сквер Лунинцев, который стоит в наказе ещё прошлого созыва. Я потратил много времени и усилий, чтобы внести эту территорию в перечень городских пространств, чтобы затем департамент запланировал соответствующий ремонт, и сейчас там вовсю ведутся работы.
Также ремонтируются придомовые территории — это всё есть в наказах, и люди следят за этим. Говорить, что механизм наказов какой-то не такой? Любой механизм не совершенен, но зато мы видим реальные результаты.
Глеб Черепанов: Я напоминаю, что мы работаем в прямом эфире, у нас есть дозвонившийся радиослушатель. Добрый вечер, вы в эфире.
Слушатель: Я Чернышова Юлия Ивановна. Я всё болею за своих ребятишек. У нас их стало больше, чем надо. Детскую площадку по наказу должны были сделать ещё в 2019 году, затем обещали в 2020, но с места ничего не двигается. И дорога от поликлиники: дочь уже там пробивала колесо. Это не дело…
Антон Тыртышный: На самом деле, 14 000 наказов, которые вошли у нас в план наказов, — это перечень болевых мест по всему городу. По сути, это план работы и понимание того, что, как и где нужно сделать в городе.
Мы часто говорим, что у нас город молодой, что ему всего 128 лет. В городах Европы люди занимаются благоустройством уже сотни лет. У нас меньше опыта, но сделать нужно многое. Бюджета, конечно, с ходу не хватит.
Даже вчера на сессии было два вопроса по бюджету: отчёт по 2020 году и внесение изменений на 2021–2023 годы. Я вот своё мнение сказал: если нам нужны нормальные дороги, то необходимо ещё 1,5 миллиарда рублей.
Если мы возьмём бюджет Красноярска, например, то он получает 2 миллиарда рублей с налога на прибыль. Если возьмём пример с Горно-Алтайска, то они получают прибыль с налога на имущество юридических лиц и предприятий. Если возьмём Томск, то там 50% прибыли получают с транспортного налога.
Мне кажется, что в этом направлении нужно подумать. На сессии я публично обратился с этим вопросом к депутатам Заксобрания. От этого зависит то, какие у нас будут дороги. Деньги прибиты к определённым статьям расхода, их никуда не переместишь. Возможность манёвра очень маленькая, и в этом наша проблема.
Глеб Черепанов: То есть дискуссии проходят не только внутри Совета депутатов Новосибирска, но есть некие попытки договориться с депутатами вышестоящих должностей.
Ни для кого не секрет, что вот уже более года мы живём в сложной ситуации. Коронавирусная инфекция оказывает влияние не только на здоровье наших горожан, но также негативно сказывается на экономической жизни всего мира. И конкретно Новосибирск тоже не исключение.
Как вы оцениваете потери бюджета Новосибирска от коронавирусной инфекции? Какие меры предприняты горсоветом, мэрией Новосибирска для того, чтобы помочь предпринимателям, малому и среднему бизнесу, которые пострадали от коронавирусной инфекции?
Антон Тыртышный: Есть меры поддержки, которые диктуются с федерального уровня власти. Начнём с того, что у кого истекали договоры аренды — им просто их продлили на год. Были отсрочки по платежам и ещё много чего.
Скажем прямо, это не сильно спасает ситуацию, потому что, если люди сидят, не ходят по магазинам, то сфера услуг проседает. Когда был локдаун, для некоторых отраслей это обернулось катастрофой. Люди, которые были заняты в сфере услуг, остались без дохода, а учитывая, что там занятость может быть чёрная, то что оставалось делать? Мы увидели всплеск заявлений о постановке на учёт в службу занятости и тому подобное. Для экономики 2020 год был большим стрессом.
Тем не менее, надо сказать честно, что финансовый блок мэрии, который занимается доходами и расходами бюджета, сумел свести бюджет, хотя было весьма нелегко, потому что часто люди оказывались на больничном, работать было некому. Мы не увидели катастрофических просадок. Вода, тепло, электричество есть, службы обеспечения работают.
Глеб Черепанов: Я хотел бы от более общих тем перейти к совсем частной, но, на мой взгляд, достаточно важной. Хотелось бы, чтобы составили небольшой список или рейтинг вопросов, с которыми к вам чаще всего обращаются избиратели. Удаётся ли их решать?
Антон Тыртышный: За годы существования муниципального уровня власти люди поняли, с чем нужно идти к нам, а с чем — к депутатам Госдумы или Заксобрания. Мы контактируем с устоявшимся кругом активистов, которым мы объясняем, что делаем всё, что можем в рамках своих возможностей. В основном, это вопросы благоустройства, ремонты, проблемы работы школ и детсадов.
Раньше к нам обращались по вопросам больниц и поликлиник, но сейчас люди понимают, что это областной уровень. Даже если открыть план реализации наказов, можно заметить, что он состоит почти из тех же вопросов.
Глеб Черепанов: Спасибо, Антон Григорьевич! Разговор получился интересным. К сожалению, время нашего эфира подошло к концу. Мы прощаемся до следующей недели.