12.11.2020 15:52 Иван Стагис
На заседании комитета по строительству и ЖКХ Законодательного собрания перед депутатами выступила руководитель ООО «Экология-Новосибирск» Лариса Анисимова, рассказавшая о ходе реализации «мусорной» реформы и о причинах, побудивших оператора повысить тариф почти на 40%, в сравнении с установленной ранее величиной.
В принципе, позиция как комитета, так и областного парламента в целом по одному из ключевых вопросов, связанных с деятельностью регионального оператора, была известна заранее – на второй сессии депутаты приняли обращение с требованием пересмотреть повышение тарифа на вывоз мусора, установленное с 1 ноября 2020 года. Перед отчетом Ларисы Анисимовой на заседании обсуждался вопрос о размерах тарифов во втором полугодии 2020 года, и заместитель председателя комитета Вадим Агеенко публично поблагодарил областной департамент по тарифам за то, что тот обратился в арбитражный суд, намереваясь опротестовать позицию ФАС, требовавшей повышения.
Поэтому депутаты сосредоточились на обсуждении «мусорной» реформы в целом. Руководитель «Экологии-Новосибирск» поделилась успехами: оператор обслуживает 780 пунктов, на которых проживает более 95% населения региона, собираемость платежей составляет порядка 82%. В период пандемии оператор активно развивал формы электронного взаимодействия с потребителями, установил более 4 тысяч новых контейнеров.
Если говорить о тарифе, то, по словам Ларисы Анисимовой, его размер – самый небольшой среди всех видов коммунальных платежей. Она напомнила, что с января 2020 года плата была снижена с 88,62 рублей до 59,66 рублей с человека. «Это возвращение части средств, досбор за предыдущие месяцы», - так объяснилось ноябрьское повышение. Основной проблемой было названо отсутствие контейнерных площадок и взыскание дебиторской задолженности, а также отсутствие ответственности за отказ в заключении договоров. По последнему поводу Лариса Анисимова привела пример – после рейда по площади Калинина было заключено 24 договора против 42 отказов.
Между тем, депутаты напомнили о двух целях «мусорной» реформы: борьба с несанкционированными свалками и развитие раздельного сбора отходов (с последующей переработкой). По словам регионального оператора, за 2020 год было зафиксировано 74 нелегальных свалки, половина из которых ликвидирована. Лариса Анисимова пожаловалась на то, что законом не определен источник финансирования борьбы со свалками. Впрочем, когда Вадим Агеенко поинтересовался, как ведется ликвидация 823 свалок, указанных в соглашении между «Экологией-Новосибирск» и региональным министерством ЖКХ, она ответила, что структура занимается борьбой со свалками, возникшими после создания регионального оператора.
Кроме того, Вадима Агеенко заинтересовало, почему с региональным оператором расторгли договор два перевозчика, контролировавших 63% вывоза мусора в Новосибирской области – ИП Волкова и ООО «Айсберг». Причем расторжение произошло «по обоюдному согласию». Лариса Анисимова признала, что причиной стала задолженность оператора перед перевозчиками в размере 293 миллиона рублей, но пока не выбраны новые организации, они будут продолжать свою работу, но уже без заключения договора.
— Сумма долга непонятная, в прошлом году у оператора было 800 миллионов рублей долга перед перевозчиками, но ни один с рынка не ушел. С этого надо начинать – вопрос серьезный и для министерства, и для губернатора. Кто сегодня будет перевозить? Если они же, то у них сейчас нет закрепленных обязательств. Никто не предъявил претензий уходящим перевозчикам, что они не рассчитываются с субподрядчиками. Районы говорят, что у нас субподрядчики разоряются. ООО «Экология-Новосибирск» самостоятельно проводила конкурс в 2019 году, установила цену, занизила ее на 30% – и на эту цену пришел ООО «Айсберг», согласившись с этой ценой. Мы знаем, как проводился вывоз мусора и по каким ценам, - отметил депутат.
Вадим Агеенко в своем выступлении коснулся темы вывоза мусора на селе. Проблема в том, что по нормам СанПин, мусор должен вывозиться ежедневно летом и через три дня зимой, но сейчас это происходит, исходя не из установленных норм, а от того, как оператор договорится с главами районов и сельсоветов. Даже кольцевой вывоз мусора осуществляется с нарушениями, поскольку оператор не предоставляет необходимых баков и мешков, куда жители смогли бы погрузить отходы:
— Люди сегодня оценивают реформу так: мы вам – деньги, а они уходят непонятно куда. Как стояли старые площадки – так и стоят.
Решить эту и другие проблемы, по мнению регионального парламентария, сможет рабочая группа, которая должна изучить реализацию реформы в 2019-2020 годах.