16.12.2014 17:12 Виола Потапова
В 2015 году руководители управляющих компаний для продолжения своей управленческой деятельности должны будут получать квалификационный аттестат, а для этого — надо будет пройти спецкурс и сдать экзамен. В Новосибирске комиссию лицензирования управляющих компаний создадут к 20 декабря этого года. Улучшит ли нововведение работу управляющих кампаний города, не станет ли оно дополнительным бременем для муниципалитета – мнение высказал депутат заксобрания области, член общественного совета по ЖКХ при Губернаторе и общественного Совета при областном департаменте по тарифам Вадим Агеенко.
Согласно принятому в июле 2014 года федеральному закону № 255-ФЗ, все УК теперь обязаны получать лицензию, исключение составляют ТСЖ, ЖСК и ЖК. Список из 200 вопросов опубликован на сайте Государственной жилищной инспекции по Новосибирской области. По словам областных чиновников, сам экзамен бесплатный, а госпошлина на лицензирование составит 30 тыс. рублей.
Если дом в составе лицензированной УК получит два предписания жилищной инспекции в течение года, то он будет исключен из реестра УК — и в течение 15 дней муниципалитет должен будет найти новую управляющую компанию, которая возьмется обслуживать это ветхое жилье. Содержать дома на время перехода от одной УК к другой должен будет муниципалитет.
Если УК получит предписания на более 15% своих домов, то лишится лицензии.
Хотя законопроект вносился с целью навести порядок во взаимоотношениях УК и жильцов многоквартирных домов, на практике данная инициатива ничего доброго жителям таких домов не сулит - качество их обслуживания едва ли улучшится, считает депутат заксобрания Вадим Агеенко.
– По закону, основное условие, по которому УК получает лицензию на управление домами — сдача определенного экзамена. Экзамен (аттестация) будет проводиться в основном по теоретическим вопросам. Вопросник утвержден на федеральном уровне. Думаете, руководитель крупной кампании не пройдет теоретической аттестации, не заплатит госпошлину и не получит лицензию? Практика показала, что теорию многие руководители УК знают достаточно хорошо и сдать теоретический экзамен для них не составит особого труда. Правда зачастую теория от практики очень сильно отличается. Как говорится – само знание закона еще не гарантирует его безусловного выполнения. От такой аттестации и лицензирования практическая работа в системе ЖКХ, думаю, сильно не улучшится.
По мнению депутата, о работоспособности УК, а значит и о качестве предоставления услуг скорее свидетельствует наличие необходимого штата работников либо разветвленной системы договоров и действенного контроля за их выполнением.
– Одна УК 10 домов обслуживает, другая - 100, третья - 1000… Если лицензия должна действительно подтвердить работоспособность УК, то наверное надо было для ее получения показать, какой техникой и материальной базой располагает компания, сколько имеет инженеров-эксплуатационников, мастеров участков, электриков, дворников, сантехников, уборщиц либо сколько договоров на эти виды услуг УК заключила со сторонними организациями. Имеется ли определенный штат работников – для того, чтобы надлежащим образом оказывать услуги. Или все-таки в УК числится один электрик на 50 домов, один дворник на 5 домов и одна уборщица на три дома? Но этого по закону и не требуется – только пройти курсы, сдать теоретический экзамен, получить сертификат (лицензию) и повесить его на стенку. А заодно государство заработает на уплате госпошлин. А качество работы-то не улучшится!
Исключение домов из реестра УК, конечно, лишает права управлять такими домами. Однако, что реально потеряют от этого УК? Ведь есть такие дома, от которых они давно мечтали избавиться, например, ветхое жилье.
– Действительно, есть такой нюанс — по новому закону УК могут обслуживать только те дома, которые включат себе в лицензию. Например, УК обслуживает 500 домов, из них 50 — это бараки, плохие ветхие дома, с ними вечно мучаются, мечтают от них избавиться. И под «эту лавочку», благодаря данному закону, от таких домов УК будут избавляться. Вариантов два: первый – можно организовать поток жало (обоснованных) из этих домов и тогда ГЖИ исключит эти дома из реестра обслуживания, либо, второй вариант – УК сильно завысит цену на содержание жилья, собственники откажутся голосовать за такое решение, а УК заявит, что не сможет за низкую цену обслуживать такие бараки. В этом случае УК самостоятельно отказывается от обслуживания таких сложных домов. Муниципалитет должен будет объявить конкурс на выбор новой УК. Думаете, другие УК выстроятся в очередь на получение в свое управление таких ветхих бараков?! Таким образом, часть ветхих домов останется без управления. В этом случае муниципалитет будет вынужден создавать свои муниципальные УК и брать эти ветхие дома на обслуживание. В этом случае потребуются дополнительные средства из бюджета.
И так, если на конкурс никто не заявился – муниципалитет будет обязан создать свою муниципальную УК, забрав себе на содержание весь дряхлый фонд. «Грамотные» управляющие компании так и поступят — избавятся от нежелательных домов, под сурдинкой лицензирования, считает депутат. А муниципалитет вынужден будет в итоге содержать ветхий фонд, тратя на него средства, которых итак в бюджете мало. Вопрос оказывается не такой и простой. Что покажут итоги лицензирования УК мы пока не знаем. Улучшится ли сама работа по обслуживанию жилого фонда – жизнь покажет. Но радужных перспектив пока мало.