07.11.2014 17:56 Иван Стагис
6 ноября исполнилось ровно полгода с того момента, как первый секретарь Новосибирского областного комитета КПРФ Анатолий Локоть вступил в должность мэра Новосибирска. По этому поводу состоялась его онлайн-конференция на одном из самых популярных городских интернет-порталов НГС. Мэр рассказал о развитии города и пригласил новосибирцев принять участие в праздновании 97-й годовщины Великого Октября.
Вопросов к Анатолию Локтю было много, что объяснялось и спецификой аудитории НГС — в большинстве своем это активные новосибирцы, реагирующие на городские проблемы. Первый вопрос от редакции сайта касался тех событий в жизни Новосибирска, которые мэр мог бы поставить себе в плюс. По словам Анатолия Локтя, на данный момент он считает главным достижением успешное вхождение Новосибирска в отопительный сезон, это признают даже его недоброжелатели. Мэр напомнил, какие пессимистические прогнозы делались в случае его победы.
– Городу предрекали прекращение строительства — этого нет. Мы ввели в эксплуатацию Бугринский мост, проделали большую организационную работу. Сейчас транспортная ситуация в городе формируется с учетом моста, пережили первые крупные пробки. За эти полгода продвинулись вперед в сфере благоустройства, развития зеленых зон. В этом году из резервного фонда было выделено 10 млн. рублей на восстановление облика Нарымского сквера. Налаживаются отношения с производственниками и наукой, в приоритетах — расширение контактов с предпринимательским сообществом, – рассказал Анатолий Локоть.
Разговор тут же переключился на тему Академгородка. Мэр отметил, что приоритетом городской администрации здесь является недопущение социального и коммунального кризиса, который может быть в процессе передачи имущества СО РАН сформированному недавно ФАНО, в первую очередь лично он обращает внимание на коммунальную инфраструктуру. Анатолий Локоть вспомнил и про особый статус Академгородка, превращение его в памятник культурного наследия. Он подчеркнул, что эти нормы позволят сохранить установившуюся гармонию жителей Академгородка и природы, но высказал убежденность в том, что данные меры не должны останавливать развитие науки и привлечение в институты СО РАН молодых специалистов.
Вопросов градоначальнику было много, поэтому их вполне логично распределили на блоки: проблемы строительства, городского благоустройства и транспорта. Конечно, у мэра спросили и о его позиции по поводу перераспределения НДФЛ в пользу областного бюджета. Анатолий Локоть отметил, что корни большинства проблем были во многом созданы предыдущей администрацией, но, тем не менее, многое для их решения удалось сделать уже сейчас.
Бюджет города: строительство детских садов продолжится
По словам мэра города, для решения всех своих проблем муниципалитет должен обладать бюджетом как минимум в 50 млрд. рублей — об этом он указывал в своей предвыборной программе. К этой цифре город под его руководством будет стремиться. Хотя, конечно, решения областного правительства нанесли определенный ущерб городскому бюджету. Анатолий Локоть еще раз подчеркнул, что за это решение несут ответственность губернатор Новосибирской области и Законодательное собрание, проголосовавшее «за», несмотря на то, что Совет депутатов Новосибирска дважды обращался к своим коллегам с просьбой не голосовать.
– Никогда доля НДФЛ в городском бюджете не была ниже 3%. Исходя из этого, мы участвовали в федеральных программах, которые требуют софинансирования, брали кредиты. Поэтому мы обратились к администрации области с просьбой компенсировать выпадающие доходы. Есть вещи, которые надо выполнять в любой ситуации — подготовка к зиме, например.
Тем не менее, финансирование некоторых важных проектов будет сохраняться на планируемом уровне. Имеются устные договоренности о том, что в следующем году будет выделено 900 млн. рублей на строительство детских садов, а также 350 млн. рублей на программу модернизации дорог, продолжение реконструкции Мочищенского шоссе и улицы Колонды. По словам мэра, это позволит решить проблему транспортной доступности отдаленных жилмассивов Калининского района.
Строительство — точечная застройка себя изжила
Около трети заданных мэру вопросов принадлежали обманутым дольшикам, вложившимся в Закаменский микрорайон. По словам Анатолия Локтя, ситуация с обманутыми дольшиками — в приоритете муниципалитета, он сам неоднократно был на этой проблемной точке, где дольщики стали жертвой мошенничества. Логичным решением в этой ситуации мэр назвал смену застройщика, процесс планируется запустить в декабре. К сожалению, далеко не всех застройщиков удается уговорить участвовать в конкурсе. Проблему обманутых дольщиков Анатолий Локоть считает одной из самых актуальных для города. Более детальное знакомство с ней стало той причиной, которая заставила его сделать знаменитые апрельские заявления о проблемах в строительной отрасли:
– Я далек от того, чтобы огульно критиковать строительную сферу Новосибирска. У нас к концу года будет сдано 1 млн. 300 тысяч квадратных метров жилья — это хороший показатель. Но у него есть и обратная сторона — это и обманутые дольщики в том числе. Кто-то с кем-то договорился, вовремя не остановили, имеем проблему. Это разве не коррупция? А точечная застройка? Выскажу общее мнение большинства новосибирцев — она себя опорочила и изжила. Строителям надо предлагать комплексную застройку — пусть строят не только дома, но и дорогу, школу, детский сад. Это же повышает и уровень жилья, – уверен мэр.
С переходом к комплексной застройке мэр Новосибирска связывает и еще одну наболевшую проблему — сноса ветхого и аварийного жилья. Бараки в центре левобережья, в районе «Телецентра», Анатолий Локоть назвал позором города. Эту проблему планируется капитально решить в 2015 году в рамках федеральной программы, так что перераспределение НДФЛ на снос ветхого жилья не повлияет. Созданному недавно Общественному совету по архитектурной и градосроительной политике предстоит разобраться с еще одним неблагополучной в плане градостроительства точке Левого берега, где есть и недострои с 30-летним стажем и перенасыщенность торговыми центрами — речь, конечно же, идет о площади Маркса.
Пыли и грязи — война
У Новосибирска долгое время была дурная слава «пыльной столицы» Сибири. Анатолий Локоть знает об этой проблеме не понаслышке, свое первое поручение в качестве мэра города он давал именно по борьбе с пылью. Тогда вступал в свои права апрель, снег таял, оставляя после себя пыль и грязь.
– Мыли улицы регулярно. Работники ДЭУ выходили и работали ночью — до сих пор перед глазами встают эти картины. Главы районов и руководители соответствующих служб могут подтвердить — мэр с них за чистоту жестко спрашивал. Естественно, обратился к экспертам, спросил, почему весной столько пыли. Объяснили, что основная причина – песко-солевая смесь, которой, как вы знаете, посыпают зимой дороги. Заменить ее сейчас мы не можем, химические реагенты дороже и могут вызвать ухудшение экологической ситуации. Однако сейчас мы взяли под контроль качество песка, чтобы это был реальный песок, а не пыль. Кстати, когда выпал первый снег, мы постарались оперативно посыпать улицы смесью, так что «день жестянщика» не состоялся.
Другая, важная проблема — это замусоренные городские улицы. Здесь Анатолий Локоть надеется в первую очередь на сознательность новосибирцев, примеры есть — в последнем субботнике приняли участие около 100 тысяч жителей города.
Транспорт – поддержим трамвай и автобус
Не менее большим был блок вопросов, связанных с будущим городского транспорта. Что ждать новосибирскому трамваю, автобусу, когда откроются новые станции метро — на эти многие другие вопросы постарался ответить Анатолий Локоть. Градоначальник решительно заявил: городской трамвай будем поддерживать. В первую очередь, речь идет о восстановлении единой трамвайной сети в левобережье: вслед за восстановлением кольца на площади Маркса планируется строительство новых путей по улице Титова в сторону жилмассива «Чистая Слобода».
Мэр также заявил о том, что подготовлена заявка на участие города в государственной программы закупки автобусов. Городскую администрацию, правда, останавливает тот факт, что одним из условий данной программы является переход автобусов на газ, в то время как в Новосибирске сеть газозаправочных станций не развита. Другим способом обновления транспортного парка является расширение сотрудничества с братской Белоруссией. МАЗы уже завоевали симпатии пассажиров, надо стремиться к поставкам новых автобусов — с этой целью новосибирская делегация посетит 20 ноября Минск.
Пока что главную задачу мэрия видит в наведении порядка на маршрутах — как среди муниципального транспорта, так и среди частного. Что касается повышения платы за проезд в транспорте, то здесь мэр не стал отрицать того, что с 1 января будет повышение, но он будет отстаивать следующую позицию — повышение не должно быть больше инфляционных издержек. Анатолий Локоть напомнил, что действующее тарифное законодательство обязывает компенсировать эти издержки за счет повышения платы за проезд.
Анатолий Локоть закончил свою беседу с посетителями сайта НГС тем, что пообещал контролировать качество городских дорог:
– Я понимаю, что несу ответственность за состояние асфальта, который лег на дороги города в период, когда я стал мэром. Если надо будет – заставим вручную переделывать и строителей, и руководителей департаментов.
На этом конференция закончилась. В комментариях пользователи отметили, что им понравилась открытость и честность главы города, его стремление развивать зеленые зоны и следить за чистотой Новосибирска.