25.09.2014 20:23 Виола Потапова
Депутат Государственной думы от Новосибирской области, член фракции КПРФ Вера Ганзя раскритиковала ФЗ № 44 «О контрактной системе, который еще называют новым законом о госзакупках. Закон сырой, и поэтому порождает столько проблем. Он требует самой серьезной доработки, считает депутат.
– Новый закон, по замыслу разработчиков, должен был устранить все недостатки прежнего закона о госзакупках. А именно: увеличить эффективность осуществления закупок, способствовать открытости и прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечивать конкуренцию, способствовать борьбе с коррупцией. На практике же закон не смог решить ни одну из проблем, зато породил армию новых чиновников, и массу новых трудностей для бюджетных учреждений, – считает Вера Ганзя.
По мнению депутата, 44-й закон отличается от 94-го только в худшую сторону. Сама процедура проведения конкурсных мероприятий в рамках 44-го закона очень громоздкая, трудная для исполнения и затянутая по времени. А ведь надо успеть, например, за лето сделать ремонт в школе.
– С 1 января 2014 года, когда новый закон начал действовать, всю бюджетную сферу буквально лихорадило, нельзя было не только развиваться, но и функционировать нормально, – сказала Ганзя.
По словам депутата, некоторые требования закона просто граничат с абсурдом, например, необходимость просчитывать нужное количество тех или иных товаров на год вперед.
– Меня умиляет требование закона о план-графике, который руководители размещают на сайте. Что это за план-график? А это надо как суметь исхитриться, чтобы предусмотреть абсолютно все закупки на год вперед — то есть предусмотреть какое оборудование выйдет из строя, какие запчасти понадобятся, сколько потребуется канцелярских товаров, туалетной бумаги, наконец. Это руководителям надо быть настоящими экстрасенсами, потому что предвидеть такое крайне затруднительно, – рассказала депутат.
Кроме того, закон написан таким языком, что понять его сложно даже после специальных курсов. Вера Ганзя рассказала, что в Новосибирской области проходит учеба и руководителей, и специалистов по исполнению данного закона. Но толку от этой учебы мало, так как сам закон написан непонятно. Не способствует закон и развитию конкуренции. Директорам школ, главврачам еще приходится уговаривать квалифицированных поставщиков поучаствовать в конкурсных процедурах:
– Квалифицированные поставщики не очень хотят принимать участие в конкурсных процедурах. Зачем это им? Они и без бюджетных организаций могут заработать свои деньги, а вот бюджетные организации без них обойтись не могут. Приходится уговаривать поучаствовать в конкурсе квалифицированных поставщиков. Зато фирмы однодневки с удовольствием участвуют, ничего не производя, не делая — и получают за это деньги. А бюджетным учреждениям — горе и слезы. Некоторые предприятия, особенно мелкие, и хотели бы поучаствовать в конкурсных процедурах, но не могут обеспечить контракт. Есть еще проблема «единственного поставщика», которая тоже способствует затягиванию процедуры торгов из-за бюрократических проволочек.
Например, вышел на конкурс единственный поставщик — надо заключать контракт, но нет. Нужно еще провести голосование с контролирующими органами.
Не улучшается благодаря новому закону и качество предоставляемых товаров и услуг.
– Экономия бюджетных средств — это хорошо, деньги надо считать. Но эта экономия зачастую обходится за счет качества поставляемых товаров: сбивают цену, а затем делают, например, ремонт из чего попало, – считает депутат.
Растущая армия чиновников осуществляющих и контролирующих процесс госзакупок также не соответствует целям борьбы с коррупцией и «экономии бюджетных средств».
– Этот закон породил большое количество новых отделов при администрации. Все говорят: оптимизация штатного расписания, а этот закон только наплодил новых чиновников!
По мнению депутата, закон порождает больше проблем, чем их решает. Фракция КПРФ готовит изменения в закон и намерена отстаивать интересы бюджетников.