17.07.2014 18:26
Получив июльскую платежку за жилищно-коммунальные услуги, многие недоумевают: выставленная сумма опять возросла. И сразу напрашивается вопрос: почему так дорого? Вода стала чище, ее напор усилился или она теперь течет по модернизированным, недавно установленным трубам? Об этом корреспондент «НДН. Инфо» спросила у имеющего самое прямое отношение к системе ЖКХ и ГЖИ депутата Законодательного собрания Новосибирской области Вадима Агеенко.
– Вадим Алексеевич, насколько я знаю, вы стараетесь снять с населения тарифную нагрузку либо ее уменьшить. Есть ли какая-то надежда на сдерживание роста цен?
– В России основные тарифы (тепло, свет, вода холодная и горячая, отопление, газ) регулируются государством. Под многие тарифы написаны федеральные законы: о водоснабжении, о теплоснабжении, об электроснабжении, а под законы есть постановления. А раз тарифы регулирует государство, то государство же и должно их остановить.
Но если разбить тарифы на подтарифчики (а их в год утверждают более 800), то получается, что контроль за тарифами осуществляет Федеральная служба по тарифам (ФСТ). О ней написано положение, она отсматривает предельные размеры, их устанавливает и все тарифы по всем субъектам Федерации задает. И подчиняется ФСТ только председателю правительства. А во всех субъектах Федерации есть свои департаменты по тарифам. И они работают по тем приказам, которые ФСТ издает на каждый год.
Для системы установления тарифов прописаны различные законы и федеральные методики, но явно видно, что они написаны в интересах монополистов. Дело в том, что сегодня российские производители ресурсов – практически все частные фирмы, в которых где 20 % государственного капитала, где 10 %, а где вообще нет. Например, ОАО Новосибирскэнергосбыт – частная компания абсолютно. Причем все семь ее учредителей-юрлиц – оффшорные фирмы. И что интересно, офисы четырех из них расположены на Каймановых островах, а еще трех – на Виргинских.
– Получается, что жители Новосибирска платят на Каймановы и Виргинские острова?
– По крайней мере, 75 % акций – в оффшорах, и только четверть находится здесь, но эти 25 % уже не управляющие акции. Основная масса энергетики находится в руках частных компаний, которые возглавляют очень богатые люди, способные пролоббировать свои интересы вплоть до правительства РФ, до Государственной думы. А дума пишет законы и принимает постановления в своих интересах. Граждане же потом вынуждены по этим законам жить, и не дай бог их нарушить. А глава департамента по тарифам Новосибирской области Гарей Асмодьяров обязан начислять тарифы, как написало правительство.
Надо отметить, что методики начисления тарифов умышленно написаны запутанно – некоторые фразы можно понять двойственно. И зачастую не совсем то, что надо было бы учитывать как тариф, запихивается по этим методикам. Вроде бы методика несправедлива, но ей нужно следовать, ее же приняли!
– А для чего тогда созданы комиссии? Каковы их функции?
– Одно дело – методики непрозрачно написаны, а другое – как их исполняют департаменты: что они туда включают, чего не включают. Непонятно, что входит в тариф: они обычно закрыты. И нам не дают посмотреть, что туда включено: ни комитету заксобрания Новосибирской области по строительству, ЖКХ и тарифам, который возглавляет Николай Мочалин, ни общественной палате. Хотя и те, и другие делали официальный запрос. В прошлом году из-за этого были возмущения: «Мы же платим и хотим знать, за что. Это же открытая информация. Мы не атомную бомбу производим, а всего-навсего считаем, сколько стоит кубометр горячей воды».
Об этом скандале стало известно нашему президенту. И хотя данный вопрос им уже рассматривался еще осенью 2012-го, потом, в феврале 2013-го, пришлось ему еще и в июне вторично поднимать эту проблему на совещании. А полтора месяца назад председатель правительства РФ Дмитрий Медведев на заседании «Единой России» по полной программе прошелся по системе ЖКХ, в том числе по тарифам. И там прозвучало: «Общественность ничего не видит, поэтому такой шум, поэтому непонимание. Давайте создадим совет». Так эти советы и возникли. Они будут разбираться в кипе недоступных постороннему глазу бумаг. Ведь по тарифным расчетам целая методическая энциклопедия ежегодно составляется.
– Ну а вам дали полистать это дело о тарифах?
– Пока еще мы не просили. Прошло только два заседания общественного совета при Новосибирском областном департаменте по тарифам. Первое было 8 июля. На нем приняли решение рассмотреть на ближайших заседаниях организации инвестиционные программы и обоснования тарифных заявок ряда крупных поставщиков коммунальных ресурсов. На первом заседании общественный совет принял решение рассмотреть детально на ближайших заседаниях инвестиционные программы и обоснования тарифных заявок ряда крупных поставщиков коммунальных ресурсов, в частности МУП «Горводоканал» и ОАО СИБЭКО. А председатель совета, врио руководителя департамента по тарифам Новосибирской области Гарей Асмодьяров проинформировал членов совета об особенностях процесса государственного регулирования в части цено- и тарифообразования, пояснил основные составляющие структуры тарифов крупнейших ресурсоснабжающих организаций, озвучил тарифные заявки естественных монополий на 2015 год. Но нам это было скучно. Я, например, уже 17 лет председатель ТСЖ и был членом тарифной комиссии в мэрии. И это все знаю.
– А вопросы выступающему были?
– Депутат Законодательного собрания, член комитета по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам Олег Сметанин спросил руководителя департамента: «Почему горячая вода, подающаяся жителям многоэтажных домов, не соответствует нормативу 60 градусов, а достигает в лучшем случае 45 градусов? А платим мы 82 рубля 82 копейки за куб горячей воды, соответствующей 60 – 70 градусам». На что представители ресурсоснабжающей организации ответили, что возникающие потери объясняются значительной протяженностью теплотрасс, и предложили жителям выставлять претензии за некачественное предоставление услуг.
– То есть они заложили все расходы на 82 рубля, но не выполняют своих обязанностей?
– «Новосибирскгортеплоэнерго» заявляет, что теплопотери в их дырявых трубах составляют 18 %. В лучшем случае куб горячей воды у нас должен стоить не дороже 65 рублей, а они ставят более 82 рублей. Это сверхприбыль энергетиков, которая не заработана ими. И Асмодьяров прекрасно понимает ситуацию. Он парировал, что «это дело не нашего департамента. Мы сделали расчет, во сколько обойдется подогрев воды до 60 градусов. Согласно им, горячая вода должна стоить столько-то. А вот как обманывают энергетики, это дело уже других служб». Хотите, предложил Асмодьяров, в следственный комитет подавайте. Они разберутся, почему недотопили. Можно попытаться написать руководителю Госжилинспекции Юрию Бобылёву.
– А в чем хитросплетения?
– Именно НГТЭ приготавливает и транспортирует горячую воду. А платим мы за нее СИБЭКО, которое подает в кожух горячую воду и забирает ее обратно. Внутри проходит такая труба: холодная вода вошла, внутри нагрелась и ушла. Горводоканал купил по цене 14 рублей за куб холодную воду. Он ее здесь подогрел – и вот она уже вышла за 82 рубля 82 копейки за куб.
Поэтому тариф нужно было устанавливать НГТЭ и именно Гортеплоэнерго должно было с нас брать за горячую воду и потом только с СИБЭКО рассчитываться. Ведь приготовить горячую воду можно только на ЦТП. СИБЭКО не приготовит — у них нет ЦТП. Поэтому горячую воду приготавливает Гортеплоэнерго. Оно продает ее, оно транспортирует ее, а деньги мы почему-то платим СИБЭКО.
– А почему мы устанавливаем тариф на горячую воду для СИБЭКО, а не для НГТЭ, имея на руках закон?
– В этом вопросе даже внутри организации никак разобраться не могут. Я думаю, это вопрос для прокуратуры. Нужно понять четко, в какой пропорции исполняется закон.
Это называется «несправедливые взаимоотношения» с мощным монополистом СИБЭКО, который формирует политику и является одним их крупных налогоплательщиков. В случае недоплат им они пугают своим уходом из Новосибирской области, перерегистрацией и переносом офиса, например в Омск. Но даже если СИБЭКО уйдет как налогоплательщик, он останется как поставщик тепла.
НГТЭ – это акционерное общество 50 на 50 с мэрией, имеющее свои коммуникации: и магистральные, и внутриквартальные сети, которые уже сильно изношены. А у СИБЭКО есть транзитные сети, и тоже с высокой степенью износа.
Рвется в основном внутрикварталка: она очень старая. И самое интересное, когда происходят взаиморасчеты, то НГТЭ берет деньги и ремонтирует СИБЭКОвские трубы. Вот и получается, что, когда речь идет о ремонте сетей, подразумевается починка сетей магистральных, а до внутриквартальных никак руки не доходят.
– Вы как депутат, как член комиссий, как коммунист, готовы идти в суд, чтобы отстаивать интересы жителей Новосибирска?
– В суде я уже не раз бывал. И не всегда мог доказать правду. Но я снова готов к бою с бюрократией и грабежом населения среди белого дня.
НДН.инфо