30.07.2013 17:57 Татьяна Стогова
Роспотребнадзор провел проверку питания школьников Новосибирской области, по результатам которой были выявлены существенные нарушения. Однако, по словам экспертов, контролирующие органы сильно стеснены несовершенством законодательства, чтобы принять к нарушителям должные меры.
Результаты проверки организации питания в школах Новосибирска и Новосибирской области, показали, что к детскому питанию в ряде образовательных учреждений отношение не добросовестное. Например, как отмечают специалисты Роспотребнадзора, в рационе школьников выявлен дефицит мясных, молочных продуктов. Другое, на что обратили внимание контролирующие органы — это снижение в отдельных школах порций блюд из мяса и птицы до 70% от рекомендуемых.
К сожалению, как отмечают эксперты, такая ситуация сложилась, что называется не вчера, а наблюдается на протяжении нескольких лет. Однако проконтролировать ее должным образом и привлечь нарушителей к ответственности не дают ограничения в федеральном законодательстве.
– Существуют официально принятые, общероссийские нормы питания, которые определяют количество и качество необходимых школьникам продуктов, – говорит директор Сибирского федерального центра оздоровительного питания Яков Новоселов. – С медицинской точки зрения нормы правильные, в отдельных случаях они даже завышены, но это хорошо. Однако существует серьезная проблема с региональным исполнением этих норм. И мы в результате прошлогодней экспертизы видели, что в некоторых школах одно меню предъявляют Роспотрбенадзору для утверждения, это правильное меню, а совсем другое меню уже предназначено для школьников. И в этом меню для школьников действительно занижены порции, уменьшен ассортимент блюд. И за этим стоят комбинаты питания, которые, возможно, в целях экономии, возможно, по каким-то иным причинам изменяют меню в сторону уменьшения.
Кроме того, как отмечает Яков Новоселов, отдельного внимания заслуживает завышенная цена продуктов, реализуемых через комбинаты питания.
– Можно просто прийти в магазин, – продолжает директор центра оздоровительного питания, – и купить колбасу, мясо или сыр, дешевле, нежели их поставляют в школы. Почему по таким ценам продукты поставляются в школы, можно предполагать, но это, конечно, тоже сказывается на количестве, а то и на качестве поставляемых продуктов. Что же касается качества, то в связи с этим все чаще обращаются родители учащихся к депутатам, независимым экспертам с просьбой оценить, насколько качественные продукты поставляются в школы. И действительно, мы видели, что сосиски, даже так называемые ГОСТовские, новосибирского производства, состоят большей части из шкур, костей, жира и так далее, причем они по цене выше, чем они продаются в магазинах. Вместо сливочного масла зачастую поставляется маргарин или какая-то непонятная смесь коксового и пальмового масла, что особенно вредно в детском возрасте. И список таких продуктов можно продолжать. То есть вопрос школьного питания — очень острый и актуальный, и на самом деле основной дефицит наблюдается по наиболее дорогостоящим группам — мясным и молочным продуктам. И это наиболее негативно отражается на здоровье ребенка, которому содержащиеся в мясных продуктах вещества наиболее необходимы в период роста.
По мнению Якова Новоселова для изменения ситуации вокруг школьного питания в лучшую сторону необходимо разграничить функции контролирующих органов, отслеживающих качество как организации питания в образовательных учреждениях, так и непосредственно самих продуктов.
– Государство таким образом расставило приоритеты, что основная контролирующая роль принадлежит общественной экспертизе. Иными словами, сегодня сами родители должны обращаться в независимые общественные организации, проводить экспертизы и предпринимать действия по их результатам. Надзорные же органы, сегодня, к сожалению, не могут эффективно и своевременно проводить подобные мероприятия, и не потому что они не хотят, а потому что сильно ограничены законодательством. И, чтобы исправить ситуацию, нужна воля как минимум местной и региональной власти. Если местная и региональная власть считает необходимым использовать те методы, которые используются, допустим, в Нижегородской области по созданию экспертизы под руководством местного и регионального правительства — то, в принципе, это решаемо.