15.07.2013 20:06 Сергей Сухоруков
В канун Дня Военно-Морского флота, который страна отметит в последнее воскресенье июля, в Москве исчез один из самых необычных музейных комплексов столицы — мемориальная подводная лодка Б-396 «Новосибирский комсомолец», сообщает «Свободная пресса».
О закрытии дирекцией парка «Северное Тушино» музея, созданного на борту «Новосибирского комсомольца», сообщили ветераны-подводники Владимир Виноградов, Сергей Капитанов и Ян Гебель. Подробности происшедшего моряки сообщили в известный на всю страну Петербургский клуб моряков-подводников. «Незаметно для всех, – пишут они, – музей — подводная лодка «Новосибирский комсомолец» — прекратил свое существование. Многие сотрудники уволены «по сокращению штатов». Лодка обесточена, экскурсионная работа прекращена… Большинство экспонатов из-за отсутствия необходимого им ухода подвергаются агрессивным воздействиям окружающей среды и безразличному отношению. В очередной День ВМФ морякам и ветеранам флота столицы негде будет собраться».
В 2006 году лодка обрела, как тогда казалось, вечную стоянку на берегу Химкинского водохранилища в парке «Северное Тушино», когда уникальная субмарина была отремонтирована и в ней был открыт музей истории ВМФ России. О популярности лодки-музея красноречиво говорят цифры: посетители не уходили отсюда часами. За год «Новосибирский комсомолец» посещало до 100 тысяч человек «старых и малых» — по нынешним меркам достаточно высокий показатель. На корабле была большая экспозиция, посвященная истории флота России. Для посетителей проводились экскурсии в дизельный, аккумуляторный, торпедный, электромоторный, жилой и кормовой отсеки, в офицерские каюты.
В торпедном отсеке, к слову, сохранены мины и торпеды, водолазные костюмы. А возле подводной лодки под открытым небом установлены образцы военно-морского техники — перископ, выдвижная антенна, аварийно-спасательный буй, имитатор торпеды, штурмовой катер на воздушной подушке, и даже — экраноплан, равного которому нет в мире. Да тут дня любопытствующим не хватало, чтобы всё обойти, посмотреть, потрогать! И, к слову, за чисто символическую плату: 180 рублей стоил входной билет на борт «Б-396» для взрослых, 50 рублей — для школьников, студентов.
─ Наши возможности, увы, ограничены. Неоднократно говорили директору парка о том, что ни в коем случае нельзя закрывать музей. Но он, увы, из тех людей, которые слушают, похоже, только себя. Приказать же ему не можем, не в наших полномочиях. К тому же, никто и предположить не мог, что подобное может случиться. Мы все думали: уж что-что, а музей-подлодка наверняка останется. И вдруг узнаем об увольнении 2/3 его сотрудников, а затем о закрытии мемориальной субмарины. В середине мая нам объявили о резком сокращении штата, – рассказал Владислав Шевченко, главный инженер музея-подлодки. – В одночасье уволено 15 сотрудников. Под сокращение попали опытные экскурсоводы, а также моряки, принимавшие участие в создании экспозиций. Мы, конечно, вздрогнули от неожиданности, но промолчали, решили - мера вынужденная, из-за финансовых трудностей. Теперь пожинаем плоды: с 1 июля музей закрыт. В настоящее время разбираем экспонаты. Где их хранить — пока неясно. Складываем в сараюшке в парке… Официально музей закрыт на ремонт. Как раз к 1 июля проектировщики должны были якобы предоставить необходимую документацию. Её обещали с нами согласовать, всё-таки наше детище. Но никто ничего не согласовывал. Похоже, нет никакого проекта реконструкции. И будет ли?..
Всё дело в том, как оказалось, что после реорганизации, затеянной директором парка Чернышевым, корабль передали в ведение дирекции парка «с потерей первоначального назначения». Проще говоря, он утратил статус музея, став частью парка — как какая-нибудь рядовая каруселька. А каруселями ведает директор, единолично решая, какой из них крутиться, а какую можно и списать на металлолом. Понятно, что на рынке вторчермета за многотонную субмарину заплатят больше, чем за качели-карусели.
И как относиться после этого многочисленным призывам президента России Владимира Путина «активней вести военно-патриотическую работу, используя для этого имеющийся в стране богатый исторический материал»?
– В любой уважающей себя военно-морской державе принято поддерживать интерес к истории флота, – считает военный моряк, первый секретарь Калининского райкома КПРФ Сергей Криворотов, – это является частью военно-патриотического воспитания. Российский флот имеет славные боевые традиции, о которых надо помнить. Лодка «Новосибирский комсомолец» — пример преемственности, вековых традиций. До этого года в строю находилась подлодка «Новосибирск», ставшая ее преемником, закладывается новая АПЛ проекта 885 «Ясень» с таким же названием.
Справка КПРФНск:
В истории Северного флота существовало две подводные лодки с именем «Новосибирский комсомолец».
Строительство первой лодки, заложенной ещё в 1940 году, было продолжено благодаря средствам, собранным в период с конца 1942 по 14 мая 1943 года по инициативе Новосибирского обкома ВЛКСМ трудящимися города и области. Комсомольцы и молодежь Новосибирской области собрали к тому времени 6 миллионов 653 тысячи 367 рублей. Бюро Новосибирского обкома ВЛКСМ рассмотрело вопрос постройки подводной лодки и передачи их морякам-североморцам. Бюро приняло решение просить наркомат ВМФ приобрести на собранные средства подводную лодку и присвоить ей имя «Новосибирский комсомолец». 18 июня 1943 года строящейся для Северного флота подводной лодке типа «М» XII серии, приказом наркома ВМФ Кузнецова было присвоено наименование «Новосибирский комсомолец».
Вторая дизель-электрическая подводная лодка Б-396 «Новосибирский комсомолец» проекта 641Б «Сом» построена в 1980 г. по проекту инженеров петербургского ЦКБ «Рубин» на заводе «Красное Сормово» в г. Горьком. C 1981 года входила в состав 4-й Краснознаменной эскадры подводных лодок Северного флота. Наименование «Новосибирский комсомолец» ей было присвоено по инициативе Новосибирского обкома ВЛКСМ в мае 1984 года. Совершала боевые походы в Средиземном море, в Северную и Южную Атлантику, к западному побережью Африки, а также в Баренцевом и Норвежском морях. После списания в 1998 году выкуплена московскими властями. Корабль-ветеран был отбуксирован в Москву в качестве экспонатов будущего музея истории отечественного флота и кораблестроения.
26 июля 2006 года, в канун Дня ВМФ РФ, в столичном районе Северное Тушино в дизельной торпедной субмарине открылся для посещения музей «Подводная лодка». Сохранены все шесть отсеков, а центральный пост управления стал выставочным залом.