КПРФ в Новосибирске - Александр Покрышкин. Жизнь, отданная служению Отечеству
КПРФ
Новосибирская областная организация
Коммунистической Партии
Российской Федерации
Апрель 2024
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 01 02
Сегодня 03 мая 2024
03 04 05 06 07 08 09
10 11 12 13 14 15 16
Май 2024

Rambler's Top100










Александр Покрышкин. Жизнь, отданная служению Отечеству

06.03.2013 17:39  Алексей Тимофеев

Александр Покрышкин. Жизнь, отданная служению Отечеству

Сегодня в Новосибирске проходит празднование юбилея великого аса, трижды Героя Советского Союза Александра Покрышкина. Родился Александр Иванович 6 марта 1913 года(19 марта по новому стилю), но главные мероприятия назначены на сегодня. КПРФНск публикует биографический очерк о жизни нашего великого земляка.


Родился Покрышкин Александр Иванович 6 марта 1913 года в городе Новониколаевске (ныне Новосибирск). Отец — Покрышкин Иван Петрович (1885-1934), переселенец из крестьян Вятской губернии, рабочий. Мать — Покрышкина (Мосунова) Ксения Степановна (1885-1969). Супруга — Покрышкина Мария Кузьминична (1921-2000), участница Великой Отечественной войны, медицинская сестра. Дочь — Бородина Светлана Александровна (1944-1996), кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Института теории и истории изобразительного искусства. Сын — Покрышкин Александр Александрович (1947 г. рожд.), кандидат технических наук, старший научный сотрудник Института океанологии Российской академии наук.

Судьба не баловала будущего аса и военачальника. Детство и юность его прошли в бедной многодетной семье на рабочей окраине города — Закаменке, которая славилась лихими крепкими парнями. Среди них Александр выделялся тягой к знаниям, интересом к технике, неслучайно его звали «Сашка-инженер». Отличала его и редкая целеустремленность. В своей книге «Познать себя в бою» А.И.Покрышкин пишет: «...двенадцатилетним мальчишкой я впервые увидел прилетевший агитсамолет. Среди всех жителей города, сбежавшихся на поле военного городка и окруживших самолет, стоял и я... Потрогал его крылья и мысленно сказал себе: «Буду делать всё, но стану только лётчиком».

В 1928 году Покрышкин успешно оканчивает семилетку. Некоторое время подрабатывает кровельщиком в строительных организациях, а весной 1930 года, вопреки воле отца, желавшего, чтобы сын получил профессию счетовода, поступает в школу ФЗУ Сибкомбайнстроя и уходит из дома в общежитие.

«Сибкомбайнстрой» («Сибсельмаш») — один из первых гигантов индустриализации, в годы войны крупнейший производитель боеприпасов. Через полтора года Александр оканчивает ФЗУ, до июля 1932 года работает слесарем-инструменталыциком. Затем добровольно идет на службу в РККА. По комсомольской путёвке его направляют в Пермь, в авиационную школу. Но там неожиданно для себя он узнаёт о том, что лётное отделение отменено. Осуществление мечты было отложено на несколько лет.

Но Александра ничем было не остановить, с неукротимой настойчивостью он пишет десятки рапортов. И все об одном — о переводе в лётное училище. Ответ краток: авиации нужен и технический состав. Спустя многие годы жена Александра Ивановича Мария Кузьминична Покрышкина напишет в своей книге «Жизнь, отданная небу»: «Однажды в санатории «Архангельское» мы встретили человека, на чьё имя в своё время Саша послал сорок четыре (!)рапорта о том, чтобы его направили в лётную школу. Александр Иванович напомнил ему об этом. «Знать бы, каким ты станешь лётчиком, после первого же рапорта я бы сам за тобой приехал», — сказал он».

Кстати, авиатехником Александр становится первоклассным. Его девиз: «знать всё в авиации». В декабре 1933 года он оканчивает 3-ю Пермскую военную школу авиационных техников, а спустя год — Курсы усовершенствования техсостава ВВС РККА имени К.Е. Ворошилова в Ленинграде. С декабря 1934 по ноябрь 1938 года А.И. Покрышкин — старший авиатехник звена в 74-й стрелковой дивизии в Краснодаре. По службе характеризуется отлично. Уже тогда проявляется его творческая натура. Он вносит ряд предложений по усовершенствованию авиапулемета ШКАС, конструкции самолёта-разведчика Р-5. Отправляет свои разработки в Москву, получает благодарственное письмо от Главного конструктора Н.Н. Поликарпова.

Инженерные знания, аналитический ум, творческая увлечённость замечены командованием, Покрышкину поручают вести занятия с техническим персоналом части. Он преподаёт в аэроклубе Осоавиахима, ведет кружок планеристов во время летних сборов. По собственным чертежам строит тренажёр для тренировки лётчика, планер.

А небо по-прежнему влечёт его с невероятной силой. Он продолжает сам подниматься в небо на планере, позднее — в качестве лётчика-наблюдателя на Р- 5. Одновременно совершенствует навыки спортсмена — гимнаста, стрелка, велосипедиста.

Воентехник 2-го ранга Покрышкин — любитель и знаток военно¬исторической литературы. Его кумиры — знаменитые русские лётчики П.Н. Нестеров — автор «мёртвой петли», и Е.Н. Крутень, сбивший 20 самолётов в период первой мировой войны, написавший книги «Воздушный бой» и «Истребительная авиация».

Дерзостная мечта о небе привела к неожиданному для всех поступку. Покрышкин оформляет очередной отпуск и за 17 дней на отлично сдает годичную программу лётной подготовки аэроклуба. Сопротивление отдела кадров ВВС наконец-то сломлено. Покрышкин, даже не зайдя в квартиру за вещами, с вокзала выезжает по направлению в Краснознаменную Качинскую авиашколу пилотов имени А.Ф. Мясникова.

В 1939 году старший лейтенант А.И. Покрышкин оканчивает с отличными оценками авиашколу и с чувством огромной радости выезжает в Кировоград, в 55-й истребительный авиаполк. Здесь и началась его лётная биография. И уже на этом этапе еще совсем юный Покрышкин проявил себя как сторонник энергичного пилотирования с высокими перегрузками, инициатор стрельбы с предельно короткой дистанции: «Пусть слабаки стреляют на двести метров, а я буду стрелять на сто и меньше!»

Далеко не все командиры спокойно отнеслись к нарушениям устаревших инструкций. «Это, — как пишет сам Александр Иванович, — в некоторых случаях приводило к конфликтным ситуациям. Но не даром говорят, что сибиряки народ упрямый. Несмотря ни на что, твёрдо придерживался своей линии».

Войну Покрышкин встретил в Молдавии. И уже 23 июня открывает счёт — сбивает первый Ме-109. 3 июля, уже имея несколько побед в воздухе, он был сбит зенитным огнём над рекой Прут. Самолёт в ходе приземления на опушке леса был разрушен. Лётчику, несмотря на повреждение ноги, удалось на четвёртый день добраться до расположения полка. В санчасти Александр Иванович начинает вести тетрадь «Тактика истребителей в бою». Туда он заносит свои соображения и расчёты, рисует схемы. Творческий характер Покрышкина-лётчика не остался незамеченным. Уже осенью командир полка В.П. Иванов поручает именно ему вводить в строй молодых лётчиков.

Однажды Покрышкин сказал: «Кто в 1941-1942 годах не воевал, тот войны по-настоящему не видел». В этом была большая правда. Чего только не довелось испытать лётчикам в ту тяжелую пору: отступление в условиях частой потери связи и управления; штурмовки на лишённых броневой защиты истребителях, которые сами лётчики называли «пляской смерти»; опасное переутомление после нескольких ежедневных боевых вылетов.

Не раз техники с изумлением рассматривали пробоины в «миге» Покрышкина. В одном из боев пуля, ударив в правый борт кабины, задела плечевые лямки парашюта и от левого борта снова ушла направо, оцарапав подбородок и забрызгав кровью лобовое стекло. Два раза буквально у ног лётчика взрывались сброшенные на аэродром бомбы. «Эти случаи (их было не менее десяти), — писал Александр Иванович в своих мемуарах, — заставили поверить в судьбу. Никогда не буду прятаться от врага и останусь жив. Этому следовал всегда».

5 октября 1941 года в районе Запорожья Покрышкин был сбит второй раз. Несколько дней выходит он из окружения с боями во главе группы солдат.

В конце 1941 года основная боевая работа — Покрышкина — разведчик, способный дать достоверную информацию командованию Южного фронта. В ноябре в условиях, когда нижняя кромка облаков опускалась до 30 метров, на бреющем полёте Покрышкин в одиночку (перед этим с тем же заданием вылетали два истребителя И-16 и не вернулись) находит в районе Ростова-на- Дону основную группировку танковой армии генерала фон Клейста — более 200 машин. За этот подвиг он награждён орденом Ленина.

В августе 1942 года полк, ставший к тому времени 16-м гвардейским, после тяжелейших боёв был в предгорьях Кавказа отведён в тыл для переучивания на новую технику — поставленные в СССР по ленд-лизу американские истребители Р-39 «аэрокобра». Лётчики ВВС США считали эти машины тяжелыми и опасными в управлении, с трудным выводом из плоского штопора. Но советские пилоты смогли справиться с этими недостатками и, используя сильные стороны «аэрокобры» (мощное вооружение и отличную радиосвязь),сделали этот самолёт одним из самых результативных во 2-й мировой войне.

Здесь, в тылу среди своих, однажды лётчика подстерегла опасность. Не терпевший косности, трусости, несправедливости, Покрышкин говорил, как думал, невзирая на лица. Это не раз приводило к осложнениям в его отношениях с начальством. Новый командир полка, сам редко поднимавшийся в воздух, сфабриковал дело, чтобы избавиться от непокорного подчинённого. Было отозвано представление к званию Героя Советского Союза. Покрышкина обвинили в нарушении наставлений и инструкций по действиям истребителей, исключили из партии и из штатного состава полка.

Несмотря на опалу, летчик продолжал разработку своих тактических приёмов, которые, как он писал, «пригодятся моим друзьям, лётчикам эскадрильи и полка». После вмешательства вышестоящего начальства «дело» было прекращено. В ходе личной беседы с «провинившимся» командующий 4- й воздушной армией генерал — майор Н.Ф. Науменко предлагает ему должность заместителя командира полка. Другой бы, пожалуй, ухватился за это предложение. А Покрышкин просит оставить его командиром эскадрильи. Многое связывало его с этим подразделением. И многое ещё он намеревался проверить в боях. С этой эскадрильей, обученной им по собственной системе, в блестящей боевой форме А.И. Покрышкин в апреле 1943 года возвращается на фронт.

Началось воздушное сражение на Кубани. По плотности боёв и концентрации самолётов на достаточно узком участке фронта оно не имело аналогов во 2-й мировой войне. Для удержания стратегического Таманского плацдарма на аэродромах юга Украины, Крыма, Тамани немецкое командование сосредоточило более 1000 самолетов. Прибыли сюда и элитные истребительные эскадры: 52-я, 3-я «Удет» и 51-я «Мельдерс», названные в честь лётчиков — национальных героев Германии.

Установилась ясная погода, и каждый день над Голубой линией немецкой обороны проходило непрерывно, с постоянным наращиванием сил, до 50 групповых воздушных боев с одновременным участием до 200 самолётов. Шла, по воспоминаниям очевидцев, «настоящая рубка». В действиях люфтваффе впервые начали наблюдаться нерешительность и вялость, господство в воздухе необратимо переходило к «сталинским соколам».

Особенную славу стяжал 16-й гвардейский полк, первой эскадрильей которого командовал Александр Покрышкин. 12 апреля в одном из первых же боёв по прибытии на Кубань он на глазах у командующего ВВС фронта генерал-лейтенанта К.А. Вершинина сбил четыре «мессершмитта». За этот успех лётчик-новатор награждён орденом Красного Знамени.

Через несколько недель имя Покрышкина уже гремело во фронтовой и центральной прессе. «Более того, — как сообщает вышедшая в Германии книга «История воздушной войны. 1910-1970», — советские лётчики, воевавшие на Кубани, завоевали мировую известность. Во главе их стоял Александр Покрышкин». А американские газеты «Нью-Йорк тайме» и «Нью-Йорк геральд трибьюн» отмечали вручение советскому асу Золотой медали, высокой боевой награды США.

24 мая 1943 года А.И. Покрышкину было присвоено звание Героя Советского Союза.

Широко известен легендарный бой 29 апреля 1943 года. Тогда восьмерка ведомых Покрышкиным «аэрокобр» рассеяла и повернула назад три эшелона Ю-87 (81 самолет). К тому же их прикрывали десять Ме-109. Одна пара сковала истребителей противника, шестёрка остальных «соколиным ударом» сквозь мощнейший огневой заслон (стрелки 27 бомбардировщиков посылали навстречу более 400 пуль в секунду), дважды повторив математически рассчитанный манёвр с переменным профилем пикирования и резким уходом вверх, расстреляла 12 «юнкерсов» (четыре из них — Покрышкин). Возвращаясь на аэродром, он сбивает пятый бомбардировщик. В очерке «Хозяин неба — Александр Покрышкин» фронтовые корреспонденты А. Малышко и А. Верхолетов писали: «Разве он стреляет? — говорят о нём друзья. — Он наваливается всем огнём, сжигает, как доменная печь». Все огневые точки на машине Покрышкина были переведены на одну гашетку.

Вчетвером против 50, втроем против 23, в одиночку против 8 вступал в бой Покрышкин. И никогда не знал поражений. Притом, в каждой схватке он брал на себя самое опасное — атаку ведущего немецких групп. Так сложилось еще в 1941-1942 годах, когда при порой десятикратном количественном превосходстве немцев в воздухе единственным способом переломить ход боя была победа над командиром-асом. Это сразу лишало противника управления и уверенности. Богатырь-сибиряк, переносивший немыслимые для большинства пилотов перегрузки, и вездесущий в небе («Да сколько их, Покрышкиных?!» — донёсся однажды по полковой рации отчаянный вопль немецкого летчика) помимо блистательных личных побед стал автором главных тактических приёмов и построений своего полка. Эта тактика, замеченная и по достоинству оцененная после впечатляющих успехов полк#, с 1943 года стала основой действий советской истребительной авиации, обеспечив её превосходство над врагом.

В книге «Советские Военно-воздушные силы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» есть такие слова: «Командир эскадрильи капитан А.И. Покрышкин по праву занимал среди лётчиков-героев первое место как новатор наиболее передовых приёмов воздушного боя... В небе Кубани Покрышкин один из первых на личном примере показал все преимущества эшелонированного боевого порядка по высоте, как внутри группы истребителей, так и между группами».

Обладая ясным слогом, А.И. Покрышкин сам выступает со статьями в военной печати, где пишет о созданной им знаменитой «формуле грозы»: «Высота — скорость — маневр — огонь!», о «кубанской этажерке», о «соколином ударе», о новом методе патрулирования на больших скоростях по принципу движения маятника часов и других тактических новшествах. «Подвиг требует мысли, мастерства и риска» — таким было кредо легендарного летчика, которого Герой Советского Союза известный пилот и писатель M.Л. Галлай точно назвал «мыслителем в нашем деле».

А.И. Покрышкин создал собственную систему подготовки асов. Особое значение придавал он боевой дружбе и слётанности в эскадрильях. Не раз оставлял Покрышкин уже пойманный в прицел немецкий самолет ради спасения попавшего в опасность своего лётчика. До конца своих дней больше всего гордился он тем, что по его вине не погиб ни один из тех, кого он водил в бой.

Он увеличивает счёт сбитых немецких самолетов в воздушных боях над Донбассом. 23 августа в одном из боев в районе реки Миус Покрышкин во главе четверки атакует три девятки Ю-87, прикрытых истребителями. Сбивает два «юнкерса», один из которых разваливается на части, но в бою с «мессершмиттами» сам едва избегает гибели. Спас командира его ведомый Г.Г. Голубев, который подставил свой самолет под огонь «мессера». Покинувшему с парашютом горящую машину, Голубеву удалось приземлиться на нейтральной полосе и вернуться в полк. Завершил войну старший лейтенант Георгий Гордеевич Голубев, постоянный ведомый А.И. Покрышкина, Героем Советского Союза. 9 мая 1945 года он сбил над Прагой последний немецкий самолёт, уничтоженный в воздушном бою на европейском театре 2-й мировой войны.

24 августа 1943 года Покрышкину вторично присвоено звание Герой Советского Союза.

Одним из самых памятных для Покрышкина и его однополчан был бой с группой Ю-88 21 сентября 1943 года в районе Большого Токмака (Запорожская область). На этот раз схватка происходила на глазах командования и сотен зрителей с земли. Накануне вернулся в полк инженер, у которого на оккупированной территории немцы расстреляли всю семью. Покрышкин обещал отомстить. Как пишет он в своей книге: «Мы уже не раз слышали, да и сами были свидетелями зверств гитлеровцев. В душе накапливался клубок жгучей ненависти. Он постоянно клокотал, не давал успокаиваться, заставлял искать врага, разить его». И вот бой, который также мог стать последним в судьбе великого летчика. «Вхожу в строй бомбардировщиков. В прицеле ведущий. Очередь — и передо мной возникает огромный круг огня. Оторванное крыло взорвавшегося Ю-88 бьёт рядом идущий бомбардировщик и проносится мимо меня с медленно вращающимся винтом мотора. Какое-то мгновение, не успев среагировать рулями, пронизываю центр огненного шара и оказываюсь в строю бомбардировщиков. Правее меня, отставая, горел Ю-88, поврежденный взрывом ведущего. Ошеломленный неожиданным взрывом, я какие-то секунды соображал, что делать. В панике высыпая бомбы, «юнкерсы» начали разворачиваться в обратную сторону. Бросаю самолёт на ближайший справа. Он с разворотом входит в пикирование. Очередь по правому крылу — и из него потянулись струйки дыма. Но бомбардировщик с углом пикирования градусов сорок тянет к линии обороны. Переношу прицел на левый мотор и даю в упор
очередь. Из мотора и центроплана хлынула полоса черного дыма с огнем, Ю-88 падает и врезается в крутой берег реки Молочной».

Вернувшегося на свой аэродром Покрышкина встречает полковой инженер: «Товарищ майор, зачем вы так рисковали? У меня при виде взрыва в воздухе даже защемило сердце...». А один из лётчиков сообщает, что третий бомбардировщик засчитан командиром полка как самовозгоревшийся от взрыва своего ведущего, перегруженного бомбами и топливом.

В ноябре того 1943 года Покрышкин в трёх вылетах на особо любимую им «свободную охоту», сбивает над Чёрным морем на воздушных коммуникациях противника между Крымом и Одессой четыре транспортных Ю-52. «Обнаружение этих одиночных самолётов в 100-200 километрах от берега над морем, бушующим в девятибалльном шторме, — как пишет историк истребительной авиации Н.Г. Бодрихин, — может быть объяснено, пожалуй, лишь гением лётчика». Сам Покрышкин описывает один из этих вылетов в своей лаконичной манере: «В четвёртом полёте на «охоту» над морем обнаружил Ю-52. Он шел крадучись, на высоте метров семьдесят, скрываясь в свисающей к воде бахроме облаков. Подойдя к нему снизу, ударил очередью из всего оружия по кабине. Самолёт круто пошёл к воде. Я тут же отдал ручку управления от себя и второй очередью прошил ему «живот». И тут рывком ручки на себя перескочил всего лишь в нескольких метрах через хвост падающего самолета... Настроение скверное — чуть не столкнулся». Узнавший об этом случае командующий 8-й воздушной армией генерал-лейтенант Т.Т. Хрюкин запретил Покрышкину полёты над морем, о чём тот очень сожалел.

В феврале 1944 года последовал вызов к высокому начальству. Прославленному асу предлагают генеральскую должность начальника отдела боевой подготовки истребительной авиации ВВС. Покрышкин без раздумья отказывается от повышения и возвращается на фронт. В марте 1944 года Покрышкин становится командиром 16-го гвардейского истребительного авиаполка (4-й Украинский фронт).

В июле 1944 года он получает звание полковника, назначается командиром 9- й гвардейской истребительной авиадивизии. Это назначение вызвало у лётчика такие раздумья: «Командир дивизии летает на боевые задания редко: штабная работа, управление авиацией на линии фронта не позволяют часто вести бои. Но разве так уж важен для победы личный счёт. Раз мне доверяют такую должность, то надо сделать всё, чтобы оправдать высокую честь».

А.И. Покрышкин остаётся летающим комдивом. Так, 14 июля 1944 года он, после ранения в бою командира одного из своих полков Героя Советского Союза Б.Б. Глинки, ведёт ударную восьмёрку истребителей, атакует группу Ю-87 и Х-129, насчитывающую около 50 самолётов, и одерживает три личные победы.

19 августа 1944 года за 550 боевых вылетов и 53 сбитых самолёта ему в третий раз присваивается звание Героя Советского Союза. А.И. Покрышкин стал первым, кто был удостоен этого звания и оставался единственным трижды Героем до дня Победы над Германией. Официально за

Как писал Герой Советского Союза генерал-полковник авиации Г.У. Дольников в книге «Покрышкин в воздухе и на земле» (Новосибирск, 1994): Сейчас, думаю, можно написать и о том, что Покрышкин щедро делился победами со своими подчинёнными. Была на фронте такая форма поддержки юных лётчиков... Личный счёт Покрышкина, с учётом не засчитанных сбитых, был, думаю, не менее 100. А ведь в 1944-1945 годах, когда мы господствовали в воздухе, ему, командиру дивизии, летать запрещали».

В последний год войны Покрышкин показал себя выдающимся командиром дивизии. Несмотря на запреты, он продолжал, хотя и реже, водить в бой группы их истребителей. Командующий 1-м Украинским фронтом Маршал Советского Союза И.С. Конев писал о Покрышкине, что «он показал себя на фронте не только человеком большой личной храбрости, но и искуснейшим организатором боевых действий. Александр Иванович владел не только высочайшим личным искусством воздушного боя, не только превосходно руководил этими боями в воздухе, выбирая каждый раз наиболее выгодные вые порядки и уничтожая максимальное количество вражеских самолётов, умел ещё на земле наилучшим образом подготовить лётный состав к действиям в воздухе, быстрее и точнее всех перебазироваться, лучше всех анализировать аэродромную службу. Кстати сказать, именно он первым начал летать с германских автострад, используя их как аэродромы. Покрышкин — гордость нашей авиации...».

И.H. Кожедуб, второй наш трижды Герой, говорил, что считает себя учеником Покрышкина, у которого учился воевать и жить, быть человеком. Интересно и мнение противника. Оно изложено в главе «Сталинские орлы» — в популярной в ФРГ книге американских историков авиации Р.Толивера и Т. Констебля о лучшем асе люфтваффе Э. Хартмане. «Покрышкин путем математического анализа, — пишут авторы, — нашел те основополагающие формулы тактики, к которым Хартман впоследствии [шел чисто интуитивно. Аналогичность концепций и заключений достойна внимания... Покрышкинские нововведения во многом способствовали тому, что советская истребительная авиация отказалась от догматической доктрины довоенного времени... Пропагандистские искажения не должны привести к томy, чтобы видеть деятельность Покрышкина как лётчика-истребителя, командира и тактика через фальшивые очки. Его слава заслужена, и уместно в этой книге отдать дань уважения тому, кто часто дрался с Хартманом и летчиками 52-й истребительной эскадры».

Начиная с Кубани, при появлении Покрышкина немецкие посты оповещения били тревогу: «Внимание! Внимание! В воздухе Покрышкин!» Были случаи, когда на «аэрокобре» Покрышкина вылетал кто-то из его друзей-лётчиков, но найти противника им было трудно — пилоты люфтваффе уходили от боя. Поздравляя Александра Ивановича с присвоением звания трижды Героя зетского Союза, командир корпуса А.В. Утин сказал ему: «Рад за тебя,Саша! Ты по праву заслужил это звание и носи его с гордостью. Но запомни мои слова: твои три Звезды — это твой терновый венец, который очень больно будет колоть тебя всю жизнь...». Слова эти оказались пророческими.

После войны Покрышкин отказался служить в богемной атмосфере штаба Василия Сталина, командующего ВВС Московского военного округа, где многие делали легкую карьеру. Лишь в августе 1953 года трижды Герою присвоено первое генеральское звание. В 1949-1955 годах он служит заместителем командира 33-го истребительного авиакорпуса ПВО, командиром 88-го истребительно-авиационного корпуса ПВО в разрушенном войной Ржеве. Затем год командует истребительной авиацией Северокавказской армии ПВО. С 1959 по 1968 год служит в Киеве, с 1961 года — командующим 8-й отдельной армией ПВО, заместителем командующего войсками Киевского военного округа по войскам ПВО. В 1968 году переводится в Москву заместителем Главкома ПВО страны.

В 1972 году, в 59 лет, боевого генерала Покрышкина, до 1963 года летавшего на новейших реактивных истребителях (последний — МиГ-17), окончившего с отличием Военную академию имени Фрунзе (1948г.) и Военную академию Генштаба (1957г.), кандидата военных наук, назначают на пост председателя ЦК ДОСААФ. Возглавив оборонное общество, А.И. Покрышкин почти десять лет находился на этом посту и сыграл особую роль в истории ДОСААФ. Для него сразу же стали первостепенными задачи военно-патриотического воспитания, технического обучения и физической закалки молодежи — достойного резерва наших Вооружённых Сил. Александр Иванович с головой ушёл в решение проблем, связанных с реализацией задач оборонного общества.

В 1972 году ему было присвоено звание маршала авиации. Заместитель председателя ЦК ДОСААФ в 1975-1988 годах генерал-лейтенант В.В. Мосяйкин вспоминал: «Огромный авторитет, который имел в стране Покрышкин, его талант выдающегося государственного деятеля, высокие человеческие качества обусловили подъём деятельности оборонного общества. Он умел обеспечить комплексное решение важнейших задач ДОСААФ. Большое внимание уделял Александр Иванович финансовым вопросам. Общество начало получать гораздо большие средства за счёт подготовки специалистов на договорных началах, автолюбителей. О темпах строительства говорит общее мнение о том, что именно Покрышкин вывел организации ДОСААФ из ветхих домов и подвалов в новые благоустроенные здания».

У Покрышкина была целая концепция укрепления ядра руководителей на местах и в центре. Все свои замыслы он проводил в жизнь с исключительной целеустремленностью. Александр Иванович умел ценить людей, их инициативу, их труд. Впервые за многие годы повысилась заработная плата штатных сотрудников.

Покрышкин жил интересами оборонного общества. Когда после тяжёлой операции врачи разрешили ему работать не более двух-трех часов, он написал рапорт с просьбой об освобождении от должности. Его уговаривали: «Работайте, у вас же есть заместители, один ваш авторитет так много значит...». Но Покрышкин ответил: «Нет. Я не хочу, чтобы мне в спину смотрели люди, когда я буду уезжать домой до конца рабочего дня...». Это тоже говорит о его высочайшем чувстве ответственности.

Он был активным и общественно-политическим деятелем. Почти 40 лет, начиная с 9-го февраля 1946 года он избирался депутатом Верхнего Совета СССР, а в 1979-1984 годах являлся его Членом Президиума. На всех съездах партии после войны, при его жизни он был делегатом (с XIX по XXVI), а на XXV съезде избирался в состав Центрального Комитета КПСС.

Имя А.И. Покрышкина стало символом Победы. На примере коммуниста, легендарного летчика, народного героя А. И. Покрышкина воспитаны целые поколения советских и российских военных летчиков.  

Трижды Герой Советского Союза А.И. Покрышкин награждён шестью орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, четырьмя орденами Красного Знамени, двумя орденами Суворова II степени, орденом Отечественной войны I степени, двумя орденами Красной Звезды, орденом «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» III степени, 11 иностранными орденами, многими медалями. За этими наградами — высокое признание благодарной Родины. Александр Иванович Покрышкин является почетным гражданином Новосибирска

Умер А.И. Покрышкин 13 ноября 1985 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. Одна из улиц юго-запада столицы носит его имя. В 1993 году получила название «Покрышкин» малая планета. В Новосибирске открыта станция метро «Покрышкинская». Там же, на родине трижды Героя, установлен бронзовый бюст. В канун столетия со дня рождения прославленного маршала в Новосибирске возле техникума металлургии, где учился будущий герой, появился ещё один бюст Александра Покрышкина. На западе России, в Калининградской области, несут боевое дежурство лётчики родного для великого аса гвардейского истребительного ордена Александра Невского авиаполка имени маршала Александра Покрышкина.


Подписаться на новости
  


 

Подписаться на пресс-релизы

Новости по теме

Пресс-служба

24.04.2024 10:42

В Новосибирске пройдет первомайская демонстрация

18.04.2024 12:26

День рождения вождя мирового пролетариата отметят в Новосибирске

01.03.2024 13:49

В Новосибирске пройдёт круглый стол по вопросам ЖКХ и возможных перспективах национализации энергосистем

22.02.2024 13:41

В Новосибирске пройдет митинг-шествие в день Советской Армии и Военно-Морского Флота

02.02.2024 11:29

В Новосибирске пройдет круглый стол на тему изменений в правилах оплаты утилизационного сбора на транспортные средства

17.01.2024 12:29

В Новосибирске почтят память Владимира Ильича Ленина

20.12.2023 11:57

В Новосибирске отметят 144-ю годовщину со дня рождения Иосифа Сталина

21.11.2023 15:38

Пресс-конференция депутата Госдумы: Как бюджет на 2024 год повлияет на СВО и пенсии

02.11.2023 16:03

106-ю годовщину Великой Октябрьской социалистической революции отметят в Новосибирске

27.09.2023 12:43

30 лет трагедии: В память о расстреле народного правительства в сквере Героев Революции пройдет митинг

Актуальный комментарий

14.02.2024 16:51

Ренат Сулейманов: КПРФ за прямые выборы мэра крупнейшего муниципалитета страны

20.11.2023 18:49

Ренат Сулейманов: Без повышения платежеспособности населения экономический рост невозможен

26.10.2023 16:32

Ренат Сулейманов: Комсомол — это уникальная организация

07.09.2023 14:36

Роман Яковлев: Областной бюджет — жителям региона

25.06.2023 13:04

Анатолий Локоть: Я верю в счастливое будущее родного Новосибирска. Мы создаем его все вместе

31.05.2023 09:29

Анатолий Локоть: С Международным днём защиты детей!

07.04.2023 11:58

Ренат Сулейманов о семинаре отделений КПРФ СФО: Есть, чем поделиться и есть, чему поучиться

08.03.2023 12:03

Анатолий Локоть поздравляет сибирячек с Международным женским днём

27.02.2023 12:27

Анатолий Локоть: С праздником тебя, российский воин! Победы нам всем! Победы – одной на всех! Так было, так есть и так будет!

13.12.2022 11:21

Ренат Сулейманов: Советский Союз базировался на принципах социальной справедливости, дружбе народов и технологическом прогрессе

Аналитика

22.01.2024 11:44

Доклад Рената Сулейманова на X (январском) Пленуме Новосибирского обкома КПРФ

28.08.2023 13:44

Доклад Рената Сулейманова: Опыт стратегического планирования устойчивого развития города Новосибирска и результаты деятельности мэра-коммуниста

21.08.2023 14:48

Проект Избирательного кодекса Российской Федерации

21.07.2023 11:17

«Образование души»: что может парламент?

21.07.2023 09:25

Геннадий Зюганов: «Общество сплачивается на позитивных идеях и конструктивной программе»

02.06.2023 12:18

Геннадий Зюганов: Сражаясь за Русский мир

28.05.2023 11:41

О задачах КПРФ по борьбе с фашизмом и патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Доклад Председателя ЦК КПРФ Г.А. Зюганова на VI (майском) совместном пленуме ЦК и ЦКРК партии

17.02.2023 13:25

Доклад Владимира Кашина на Съезде Ассоциации крестьянско-фермерских хозяйств

03.02.2023 11:45

Геннадий Зюганов: Путину пора вернуть городу-герою подлинное имя — Сталинград

24.01.2023 15:17

Геннадий Зюганов: Будем бороться за победу!

Новости

03.05.2024 13:23

Депутаты-коммунисты поздравили ветеранов Вооруженных сил с наступающим Днем Победы

02.05.2024 17:47

Антона Бурмистров принял участие в фестивале «Эколайк»

02.05.2024 17:41

Яков Новоселов принял участие в круглом столе по капитальному ремонту

02.05.2024 17:37

Роману Яковлеву поступила угроза о взрыве депутатской приемной в Ленинском районе

02.05.2024 15:38

Школьница из Новосибирска победила во всероссийском конкурсе по истории местного самоуправления

02.05.2024 14:55

Колыванские коммунисты отметили Первомай автопробегом

02.05.2024 14:18

В Татарске коммунисты 1 мая провели митинг

02.05.2024 12:53

Эвтаназия — не решение. Подведены итоги опроса по проблеме бездомных собак

01.05.2024 16:00

Новосибирск отпраздновал Первомай шествием и митингом

01.05.2024 15:56

Г.А. Зюганов: Верим и знаем: победа будет за нами!