23.01.2013 16:48 Петр Семенов
То, о чём многие догадывались, но стеснялись спросить, наконец, прояснилось окончательно. Официальный мэр Новосибирска Владимир Городецкий недавно публично во всём сознался. Мэра у нас два: один избранный, другой — назначенный. Правда, «назначенный» занимает совсем другую должность — как бы рангом повыше. И это «как бы» в данной ситуации имеет значение принципиальное, поскольку муниципальное образование и субъект Федерации со всех сторон — две большие разницы.
Но если вечно проблемное сельское хозяйство и небольшие городки-райцентры энтузиазма не вызывают, а душа масштаба требует? Или признания и популярности? Впрочем, для признания и популярности масштаб решительно необходим, иначе придётся работать много, нудно и долго. А долго — нельзя, сроки поджимают. И хотя погода в российской политике – ночной кошмар синоптика, очень велики шансы, что текущему новосибирскому губернатору пройти через выборы придётся. А основная часть избирателей проживает в областном центре и ещё парочке муниципальных образований заметно мельче. Как только идея возврата выборности губернаторов начала приобретать реальные черты, новосибирский губернатор пошёл брать «столицу Сибири». Его участие в жизни Новосибирска становилось всё деятельнее.
У некоторых, особенно подозрительных горожан, стали появляться сомнения: а всё ли в порядке с законно избранным мэром? И если мэр жив, здоров и дееспособен, то зачем нам ещё один мэр? Одна голова — хорошо, а две — могут оказаться проблемой, и не только для психиатров. Впрочем, официальный мэр внёс здесь некоторую ясность: дескать, руководим городом мы вдвоём, а отвечает за всё лично он, Городецкий. Интересно, ему-то зачем отвечать не только за себя, но и за «того парня»? Не от широты же сибирской души, в самом деле. Значит, от безвыходности? Какие проблемы могут возникнуть у города, если новоявленного «мэра» деликатно отправят заниматься его прямыми обязанностями?
Между тем, самоназначенный «мэр» вошёл во вкус. Прикрепив к городам и весям области кураторов из состава областного правительства, Новосибирск он оставил как бы без надзора. «Как бы» и здесь имеет принципиальное значение. То есть, с одной стороны, областной центр ни в чьём кураторстве не нуждается, а с другой, он де-факто под личным присмотром губернатора. В первые рабочие, после новогодних каникул, дни, мэр-губернатор выступил на совещании, посвященном задачам новосибирского муниципалитета на 2013 год. Он практически обвинил мэрию в разгуле коррупции и призвал «рубить и не жалеть», то есть следить за коллегами и сообщать о подозрениях немедленно. Теперь обстановка в трудовом коллективе мэрии станет «ещё более лучшей», не исключено, что даст дополнительные возможности для этой самой коррупции.
Создаётся ощущение, что текущий губернатор сознательно пытается дестабилизировать политическую ситуацию в городе, и только большой опыт официального мэра ещё удерживает в рамках уже назревающий конфликт местных деловых и политический групп.
Полпред Виктор Толоконский, однако, не сдержался. На встрече с журналистами и руководителями региональных СМИ накануне Дня российской печати он разразился критикой в адрес градостроительной политики мэрии. Некоторые политические аналитики поспешили отнести это на счёт недовольства полпреда действующим мэром. Однако, если принять во внимание, что мэра у нас два, то не исключено, что критика касалась действий мэра-губернатора и его чрезмерного вмешательства в городское управление. Кстати, существовавшая и в период губернаторства Толоконского система кураторства не подразумевала, что кураторы будут фактически пытаться подменить руководителей районов, не неся за это формальной ответственности. Здесь же речь идёт о мегаполисе. Или текущий губернатор вспомнил об этой практике своего предшественника для того, чтобы легитимизировать в глазах общественности свой, уже выходящий за рамки разумного, интерес к городским делам? И только ли политические (или человеческие) амбиции лежать в основе этого мегаинтереса?
Навязанная без серьёзных на то причин, ситуация двоевластия может обернуться для города большими проблемами. А отвечать придётся мэру официальному и избранному. Зачем это мэру — неизвестно. Но зачем это тем, кто действующего мэра избирал?