28.08.2012 00:09 Евгения Глушакова
В настоящее время завершилась летняя смена физико-математической школы при НГУ. О том, как она прошла для воспитанников и каковы её итоги рассказывает руководитель кафедры химии, депутат Заксобрания Новосибирской области Светлана Барам.
- Светлана Григорьевна, расскажите для начала непосредственно о летней школе. Какие её особенности и отличия от других? Чем занимаются учащиеся?
- В летнюю школу мы приглашаем, прежде всего, победителей всевозможных олимпиад, которых по результатам экзаменов зачисляют уже учениками физматшколы. То есть, через летнюю школу мы отбираем учеников для себя. Если кто-то из детей в олимпиадах не участвовал, то это не значит, что им дорога к нам закрыта. Такие дети могут к нам поступить через «вольный набор». Ребята должны написать две олимпиады – одну по математике, другую на выбор – по физике, химии или биологии и пройти два собеседования. На основании лучших результатов ребёнок тоже может быть зачислен в летнюю школу. В летней школе ребята в первой половине дня учатся. Ежедневно на протяжении десяти дней проходят по три пары – по пять лекций по физике, химии и математике, а также семинарские занятия по этим предметам. По окончанию занятий проходят контрольные работы и собеседования, по результатам которых дети уже зачисляются в СУНЦ НГУ. Бывает так, что некоторых ребят родители ещё не готовы отпустить от себя так далеко. Поэтому некоторые берут отсрочку для поступления на один год, это желающие поступить на двухгодичный поток после девятого класса.
- Вы сказали, что некоторых ребят родители не отпускают так далеко. То есть, получается, желающие поступить приезжают не только из Новосибирска и соседних районов?
- К нам приезжают дети с Дальнего Востока, со всей Сибири, даже из Казахстана. Есть несколько учеников из Киргизии. Есть ученики с Урала. Несколько человек – из европейской части России.
- Скажите, а чем обусловлена такая популярность физматшколы, что, как Вы говорите, дети приезжают не только со всей России, но даже и из-за рубежа?
- Наша школа имеет много хороших традиций. Другая причина – образование в ФМШ по-прежнему остаётся на высоком уровне, чего нельзя сейчас сказать о большинстве школ. Высокий уровень образования и то, что молодёжь, наши ученики хотят получить хорошее образование. Физматшкола не относится к обычному среднему образованию. И потому на нас в полной мере не распространяются те реформы, которые вводятся в отношении средних школ. Наши преподаватели – это сотрудники, прежде всего, научно-исследовательских институтов. И программа, которая составлена по физике, математике и другим предметам, приближена к программам Новосибирского госуниверситета. И эту высокую планку уровня преподаваемых знаний мы снижать не собираемся. Со стороны же министерства прав в отношении нас реализовать те «новаторства», что идут в ущерб образованию, просто нет.
- Ну и хотелось бы узнать об итогах, о результатах выпускников летней школы в этом году.
- Итоги очень хорошие. В этом году мы набрали восемь десятых классов и шесть одиннадцатых. Комплект учащихся вполне удовлетворяет наши требования. Количество поступающих к нам пока назвать не могу, поскольку, как я уже говорила ранее, кого-то из ребят могут родители не отпустить, и это число ещё будет варьироваться. Но, думаю, что в этом году у нас будет более пятисот учащихся. Как преподаватель химии, завкафедрой химии, хочу похвалиться тем, что у нас есть «химические потоки». На преподавание этого предмета должно отводится достаточно много времени, потому что это – интересный, но чрезвычайно сложный предмет. В обычных школах химии отводится сорок пять минут в неделю, а за это время подготовить химика просто невозможно. Для этого в нашей школе есть двухгодичные и одногодичные химико-биологические потоки. В этом году мы набрали одногодичный поток из двух классов. А вообще в летнюю школу ежегодно приезжают около шестисот детей. И мы, преподаватели, рады, что дети не только со всей России, но и теперь уже из бывших Союзных республик так тянутся к знаниям, должный уровень которых нашей школе удалось для них сохранить, несмотря ни на какие эксперименты государственных чиновников в образовании.