23.08.2012 18:14
Грядет отопительный сезон и как следствие в обществе нарастает напряжение по поводу очередного увеличения тарифов. Проблемы ЖКХ – одни из самых чувствительных для населения страны. По данным соцопросов из всех реформ проводимых сегодня, наиболее тяжелыми с материальной точки зрения для большинства населения являлось повышение цен на услуги ЖКХ.
Реформа была задумана с целью привлечения значительных средств на реконструкцию основных жилищно-коммунальных фондов, так как с середины 80-х годов в коммуникации, сети, инженерные сооружения средства в необходимом количестве государством не вкладывались, и они с годами стали ветшать.
Государство, проведя приватизацию жилищного фонда, тем самым переложило все бремя ответственности за его эксплуатацию на новых собственников. До начала приватизации жилья органы самоуправления должны были привести его в соответствие нормам. Приватизация госсобственности «по Чубайсу» - одна из самых грандиозных афер за всю историю человечества – позволила за бесценок передать колоссальное имущество в руки тех, кто благодаря свое близости к «коридорам власти», личным связям и влиянию имел привилегированное положение по захвату приватизируемых предприятий.Фактически группа приближенных лиц получила в собственность генерирующие и сетевые мощности, другие объекты инфраструктуры ЖКХ.
Начиная с 2000 года, все говорят о техногенных катастрофах в связи с тем, что основные фонды ЖКХ фактически не модернизировались десятилетиями.
Темпы нарастания износа по оценкам экспертов еще в 2008 году составили 2-3%в год. С годами ситуация не меняется.
В прошлом году экспертами был сделан вывод, что обеспечить осуществление модернизации ЖКХ и приостановить нарастание негативных тенденций в отрасли за годы реформ. Начиная с 90-х, не удалось. Сфера ЖКХ значительно деградировала в течение последних 20 лет.
В настоящее время физический износ основных фондов отрасли превышает 70% и остановить процесс ветшания инженерной инфраструктуры невозможно. Жилищный кодекс предполагает, что жильцы сами обязаны нести затраты по содержанию и ремонту жилья, в том числе и капитальному, но это неправильно.
Зампредседателя Госстроя России Леонид Чернышев заявил, что для исправления ситуации по всей России необходимо 5 триллионов рублей, а глава Минрегиона России Виктор Басаргин заявил, что приведение сферы ЖКХ в норму потребует 6 триллионов рублей.
В настоящее время в РФ реализуется подпрограмма «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры» в рамках федеральной целевой программы «Жилище». Новосибирская область субсидий по этой программе не получает. С 2005 года по 2010 года износ основных фондов в коммунальной сфере вырос с 47% до 53%, а по системе водоотведения и того больше: с 62% до 72%. При этом коэффициент обновления снизился с 10,8% в 2005 году до 3,5% в 2010 году.
Еще в 2009 году Путин признал, что «ЖКХ – это монополизированный рынок, освоенный в основном чиновничьим аппаратом, а не участниками экономической деятельности».
При этом рентабельность организации коммунального комплекса. По данным статистики она выросла с 3,4% в 2005 года до 4,9% в 2011 году. Дефицит профессиональных кадров в этой области превысили 47%.
80% руководящего персонала в ЖКХ ни разу не проходили программу повышения квалификации после получения базового образования.
Кроме проблемы нехватки средств в отрасли, эксперты отмечают проблему коррупции.
Если говорить о росте тарифов можно сказать, что темп их роста превышает инфляцию, а ситуация в коммунальном хозяйстве только усугубляется. В 2011 году по сравнению с уровнем 2001 года, то есть за 10 лет тарифы на ЖКУ выросли в 8,1 раза, в то время как инфляция за тот же период – только в 2,6 раза. Одна из причин кроется в том, что система оказания ЖКУ работает по государством установленным тарифам, функционируя как непрозрачная и общественно неконтролируемая монополия.
По данным ОАО «Новосибирскгортеплоэнерго»рост тарифа на транспорт тепловой энергии составит не менее 25% в год при условии включения инвестиционной составляющей в состав тарифа. Это свидетельствует о том, что ежегодный рост тарифов не сможет решить проблему модернизации объектов коммунальной инфраструктуры.
Наталья Жудикова руководитель департамента по тарифам НСО сказала, что с 1 июля у основной части поставщиков тарифы выросли. Но не более 6 % по всем видам услуг. Тариф на электроэнергию изменится только один раз – с 1 июля (для населения рост составит 105,6%).С 1 сентября предусмотрено повышение только по воде и тепловой энергии.
Необходимо учитывать, что 60-70% в общей инфляции составляет именно рост тарифов.
Тарифы за ЖКУ становятся все более неподъемным для большинства населения. В 2010 году долги населения в регионе составили 67 млрд. руб., а только за первое полугодие 2011 года – более 68 млрд. руб. По данным на конец 2011 года, россияне должны были поставщикам услуг ЖКХ 300 млрд. руб. Поставщики, в свою очередь, 470 млрд. – непосредственным производителям электроэнергии, тепла и воды. Задолженности увеличиваются, а выросшие тарифы усугубляют ситуацию. В последнее время участились случаи выселения граждан из жилых помещений.
Закон о капремонте не решил проблемы. За 2008-2011 года в Новосибирской области было отремонтировано только 1063 дома, притом, что количество домов со степенью износа от 66% до 70% составляет 14219. Таким образом, даже при условии сохранения объемов финансирования на уровне 2008-2011 годов потребовалось бы около 56 лет, чтобы привести эти дома в нормальное состояние. А с учетом того, что каждый год износ многоквартирных домов только увеличивается, проблема финансирования капремонта сохранит свою актуальность еще долгое время.
- Решение проблем ЖКХ, - считают депутаты, - лежит в зоне ответственности государства, нельзя перекладывать решение этих проблем на плечи собственников путем увеличения тарифа. Главная задача сегодня не только не допустить разрушения системы ЖКХ, но и совершенствовать ее и развивать, ее можно решить только с помощью участия государства.