20.06.2012 15:57 Борис Тропинин
Вчера на внеочередном заседании комитета по социальной политике Законодательного собрания Новосибирской области единогласно одобрен закон о внесении изменений в статьи 8 и 9 Закона «О социальной поддержке многодетных семей на территории Новосибирской области» внесенный Губернатором области. Этим законом вводится с 1 января 2013 года ежемесячная денежная выплата в размере прожиточного минимума на каждого ребенка до достижения им возраста трёх лет.
Предполагается, что прожиточный минимум одного ребенка в нашей области будет составлять: в 2013 году — 7282 руб., в 2014 году — 7547 руб., в 2015 году — 7856 руб. На реализацию этих дополнительных льгот многодетным семьям предполагается затратить из бюджета области: в 2013 году — 167,012 млн. руб., в 2014 году — 491,898 млн. руб., в 2015 году — 844,158 млн. руб. По данным управления ЗАГС численность детей, рожденных третьими и последующими, в 2011 году составила 4393 человек, предположительно воспользуются льготой около 3520 человек (80%). Предполагается, что на очередной сессии заксобрания (28 июня) этот закон будет принят сразу в двух чтениях. Как проходило заседание комитета и почему этот закон так спешно будет приниматься на очередной сессии мы спросили рассказать члена комитета по социальной политике депутата Вадима Агеенко:
– Закон депутатами воспринят очень хорошо и принят единогласно, так как правительство заверило депутатов, что деньги на реализацию этих дополнительных льгот на 2013 год в бюджете найдутся. Кроме этого, в законе два положительных момента.
На сегодняшний день многодетным семьям в нашей области установлены следующие меры социальной поддержки:
· первоочередное предоставление мест в областных государственных образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования для детей из многодетных семей, сдавших единый государственный экзамен, при прочих равных условиях;
· первоочередное предоставление мест в дошкольных образовательных учреждениях Новосибирской области;
· первоочередное обеспечение учебной литературой из библиотечного фонда областных государственных и муниципальных образовательных учреждений Новосибирской области;
· компенсация в размере 30 процентов (для многодетных семей, воспитывающих пять и более детей, компенсация в размере 50 процентов) платы фактических расходов на оплату коммунальных услуг по электроснабжению, холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, газоснабжению (в том числе поставок бытового газа в баллонах), отоплению (теплоснабжению, в том числе поставок твердого топлива при наличии печного отопления);
· обеспечение питанием на льготных условиях обучающихся, воспитанников областных государственных, муниципальных общеобразовательных учреждений – детей из многодетных семей;
· право проезда на муниципальных маршрутах регулярного сообщения пассажирского автомобильного (кроме такси), электрического (трамвай, троллейбус, метрополитен) транспорта, а также на пригородных и межмуниципальных маршрутах регулярного сообщения пассажирского автомобильного транспорта на территории Новосибирской области без взимания платы для детей – учащихся образовательных учреждений всех типов;
· бесплатная выдача лекарств, приобретаемых по рецептам врачей, для детей в возрасте до 6 лет;
· ежегодная денежная выплата на приобретение одежды для посещения школьных занятий для детей – учащихся общеобразовательных учреждений;
· бесплатные образовательные услуги государственных и муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования детей Новосибирской области.
Дополнительно многодетной семье, где воспитывается пять и более детей в первоочередном порядке предоставляются путевки в детские учреждения отдыха и оздоровления и право бесплатный проезд на всех видах муниципального транспорта.
Эти льготы действуют до достижения ребенком совершеннолетия (18 лет) а при обучении до 23 лет. Согласитесь, что это хорошее подспорье многодетным семьям.
Правда, сегодня эти льготы предоставляются только малоимущим многодетным семьям. Новым законом это ограничение снимается, и все эти льготы теперь можно будет получать, не зависимо от среднедушевого дохода на одного члена многодетной семьи. Это и есть первый положительный момент.
Второй, безусловно, положительный момент, это новая дополнительная ежемесячная выплата на каждого ребенка в возрасте до трех лет в размере прожиточного минимума. Правда эти выплаты будут получать только малоимущие многодетные семьи с 1 января 2013 года и при условии, что ребенок родился после 31 декабря 2012 года.
– То есть, если сейчас в многодетной семье есть дети одного и двух лет и на 1 января 2013 года им еще не будет трех лет они не получат право на эти дополнительные выплаты?
Да это так хотя я считаю это не правильно и как то по-иезуитски. Этим самым мы разделим детей на «новогодних» и «после новогодних». Так что сегодняшним роженицам радоваться еще рано. Такую норму в закон заложил Губернатор, а ему, точнее всем губернаторам, это «порекомендовал» президент своим указом №606 от 7 мая 2012 года.
– Но раз такая дополнительная льгота фактически вводится федеральным центром, то и финансирование её должно было осуществляться из федерального бюджета?
Юридически Президент не ввел такой льготы на территории России, а только порекомендовал ввести её самим субъектам федерации за счет своих средств, хотя я думаю, что все губернаторы не посмеют ослушаться вновь избранного Президента. Как доложила на комитете и.о. министра социального развития Ануфриева Раиса Владимировна наша область пока первая из субъектов вносит такой закон на сессию и примет его сразу в двух чтениях 28 июня.
Действительно Указом предусматривается софинансирование из федерального бюджета этих расходов в объеме до 90 процентов от необходимых в 2013 году и последующем сокращении этого софинансирования по 50 процентов. Но это будет при условии, когда суммарный коэффициент рождаемости по субъекту будет меньше средней рождаемости по России. Опять-таки из пояснений и.о. министра социального развития средний коэффициент по России около 1,52, а по Новосибирской области около 1,54. Так что нашей области софинансирование не грозит — мы в этом отношении благополучный регион. Такая же ситуация во многих регионах.
Правда, своим Указом президент поручил правительству обеспечить повышение к 2018 году этот суммарный коэффициент рождаемости по России до 1,753. Также правительству поручено обеспечить увеличение к 2018 году ожидаемой продолжительности жизни в РФ до 74 лет (в 2011 году — 70,3 года).
И все же, почему такая спешка в принятии закона, который начнет действовать только через полгода?
Обратите внимание на дату подписания Указа — 7 мая 2012 года. Это день инаугурации вновь избранного Президента. Конечно, символично. Не хотелось говорить о политике, обсуждая такой социально ориентированный закон но, похоже, без неё никуда. Все мы помним, сколько обещаний кандидат Владимир Путин раздал всем гражданам России в ходе своей избирательной кампании. Губернаторы активно пропагандировали эти обещания, наверное, ожидая, что деньги под них пойдут из федерального бюджета. Но всё получается не так радужно для местных бюджетов. В этой связи я поднял вопрос о необходимости пересмотра нормативов отчислений от налогов собранных на территориях в федеральный бюджет. Сейчас он складывается, насколько я помню, на уровне 65 на 35 в пользу Москвы. То есть основная масса налогов уходит в Москву и только потом возвращается субсидиями и субвенциями или программами софинансирования в субъекты федерации. А ведь в начале конституционной реформы (середина 90-х годов) это соотношение было 50 на 50. Считаю сегодняшнее положение дел с нормативами отчислений не справедливым по отношению к субъектам.
А в целом закон и оперативность внесения губернатором этого закона я оцениваю положительно. Уверен, что закон будет принят на сессии единогласно. Вот так бы с законом о безлимитном проезде пенсионеров, который сегодня находится на доработке в Правительстве Новосибирской области.