30.12.2009 06:05
В адрес газеты «За народную власть!» поступило письмо пенсионерки Натальи Ивановны Ивановой с МЖК, которая жалуется на постоянно прогревающиеся машины под окнами, и полностью заставленный двор. При этом ни погулять с внуками, ни спокойно походить. В письме она простит «разобраться и навести порядок с парковками машин во дворах Октябрьского района». Корреспондент газеты «За народную власть!» обратился с этой проблемой к одному из активистов движения автомобилистов в Новосибирске, президенту Ассоциация малого бизнеса Дмитрию Лобыне.
Корр.: На Ваш взгляд, чья вина в этом хаосе с парковками? В некоторых дворах прямо-таки настоящая война, доходит и до поджогов автомобилей! Что можно сделать для оздоровления этой ситуации?
Д. Лобыня: К сожалению, к этой сейчас трудноразрешимой проблеме привели сразу несколько объективных факторов. Во-первых, это массовая автомобилизация в Новосибирске в последние пять лет — такой не было со времен 70-х годов СССР, когда появился ВАЗ. На улицы выехало огромное количество молодых водителей. Автопарк Новосибирска прирастал по 40 тысяч автомобилей в год, благо, до 2008 года устойчиво росло благосостояние среднего класса.
Второе. Новосибирск проектировался не под такое количество машин на 1000 жителей. Сейчас около 400 машин на тысячу. Более того, усугубило ситуацию то, что до сих пор некоторые строители сдают новые дома по старым СНИПам, экономя на парковочных местах, по которым предполагалось всего по 4 машины на подъезд.
В-третьих, некоторые чиновники, мягко говоря, идя на поводу у строителей с их раздутым, как мыльный пузырь, «строительным бумом», стали изымать земли под гаражными кооперативами и временными автостоянками и продавать их под строительство. А строители, напомню, строили дома без учета повышающейся автомобилизации. В результате не только пострадали собственники металлических гаражей, в основном пенсионеры с «жигулями», пострадали все, потому что машины стали ставить во дворах.
В-четвертых, это экономический фактор. В Новосибирске, по сравнению с нашими городами- соседями по Сибири, чрезвычайно высокие цены на проезд в общественном транспорте (16-20 рублей, и его еще собираются повышать!). И даже для семьи из двух человек, я не говорю уж про семьи с детьми, выгодней и удобнее содержать и использовать личный автомобиль.
В-пятых, проблема оказалась запущенной! В соответствии с Федеральным Законом № 131, регламентирующим деятельность нашей мэрии, организация дорожного движения, в том числе парковок и автостоянок, это функция муниципалитета. Мои друзья из организации автовладельцев «Свобода выбора» ещё в 2006 году, после выступлений пенсионеров — владельцев выселяемых из центра гаражей предложили нашим чиновникам разработать городскую целевую Программу по парковкам и автостоянкам в Новосибирске. К сожалению, в мэрии от инициативы отмахнулись, надеясь на приход некоего гипотетического «инвестора». Но «барин не приехал», и проблема оказалась запущена почти уже на 4 года.
Корр.: Мне, кажется, проблема уже стала остросоциальной?
Д.Лобыня: Не только. Да, разворачиваются конфликты, особенно между пенсионерами и автомобилистами, иногда даже калечат машины. Но и автомобилисты не всегда виноваты, что негде припарковаться… Я бы отметил еще немаловажный момент — экологический вред для здоровья. Именно автомобиль дает наибольшие выбросы загрязняющих веществ в атмосферу Новосибирска, воздухом которого мы дышим. Это влияет в первую очередь на заболевания раком, астмой, верхних дыхательных путей, почек. По некоторым центральным районам Новосибирска идет рост заболеваемости онкологией на десятки процентов! И проблему мы просто обязаны решать!
Корр.: Недавно мэрия выдвинула идею сразу в несколько раз повысить штрафы для неправильно паркующихся автовладельцев, инициатива чиновников прошла Горсовет, но областной Совет депутатов выступил резко против. Законопроект отправлен на доработку. Инициированное мэрией повышение штрафов повлияло бы на ситуацию с парковками?
Д. Лобыня: Такое решение, что слону дробина. А вот к росту социальной напряженности решение бы привело. Я в самом начале нашего интервью сказал об объективных причинах кризиса с парковками. Очередной экономический удар по автовладельцам, по среднему классу болезнь не излечил бы. Понятно, что это повышение делалось, в том числе, чтобы загрузить в спешке созданную экологическую милицию. Но это было бы верным, если бы мэрия что-то сделала для нейтрализации первопричин кризиса. А этого сделано и не было…
Корр.: И что же делать? Сейчас зима, и особенно остро ощущается дефицит места в городе.
Д. Лобыня: Буду, может быть, немного категоричен. Я считаю, что необходимо разобраться и восстановить работу муниципального транспорта, чтобы была конкуренция с частным, и чтобы снизились цены на проезд в автобусах и маршрутках. Надо сделать экономически выгодными поездки на общественном транспорте. Во-вторых, я считаю, что необходимо принимать городскую целевую программу по этой проблеме, полумерами типа повышения штрафов здесь уже не поможешь. В-третьих, необходимо заниматься пропагандой культуры пользования автомобилем и толерантности. Например, зачем прогревать автомобиль, отравляя воздух под окнами ни в чем неповинных людей? Современный автомобиль позволяет начинать движение без прогрева, на малых оборотах. Но молодые водители упорно «молотят» свои автомобили, и надо заниматься пропагандой недопустимости этого, тем более, что прогревы в жилых кварталах запрещены. Надо активно пропагандировать т.н. «дни без автомобиля», использование двухколесной техники вместо автомобиля летом. И, конечно, надо пропагандировать толерантностое отношение, ведь и на дороге пешеходы против автомобилистов, а автомобилисты «волком глядят» на пешеходов. Кроме того, сейчас происходит самозахват парковочных мест в городе частными фирмами, и это должно получить свою оценку.
Корр.: Я знаю, что Вы помогаете инвалидам…
Д. Лобыня: Да, мы давно сотрудничаем сразу с несколькими организациями инвалидов. И в контексте нашей темы хочу сказать, что у нас есть большое количество водителей-инвалидов. Между прочим, в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов», на всех парковках и автостоянках должно быть предусмотрено 10% бесплатных парковочных мест для машин водителей-инвалидов. К сожалению, это практически нигде не выполняется. И разрубить этот гордиев узел, например, путем обращения в прокуратуру — наша задача.
Корр.: Спасибо за содержательный разговор. Надеюсь, у Вас получится решить поднятые проблемы.
Д. Лобыня: Совместными усилиями, как всегда на Руси, всем миром — можно добиваться поставленной цели!
Виктор Владимиров, газета "За народную власть!"