24.11.2009 19:47
Кто рассчитывает попробовать свои силы в предстоящих избирательных кампаниях должен дать себе труд внимательно вчитаться в паутину норм избирательного законодательства и с удивлением увидеть, что для него, вероятно, в силу неряшливости местных законодателей, заготовлен длинный ряд ловушек.
Попробуйте прежде понять по каким основаниям вам откажут в регистрации.
Обратимся сразу к федеральному закону №67.
Статья 38 часть 24. Основаниями отказа в регистрации кандидата являются:
в.1) наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона;
в.2) отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, иным законом.
Очень похоже на «пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что». Однако и принести надо так, чтобы не нарушить некие требования при оформлении!!!
Известно, что в РФ существует практика, когда отказ в регистрации кандидата был обоснован отсутствием подстрочника в подписном листе, несмотря на то, что все остальные требования, включая достоверность подписей избирателей, были соблюдены.
Подобная неопределенность создает для кандидатов непреодолимые препятствия. А в случае, если в законе субъекта эти требования к оформлению документов изложены неоднозначно, то доказывать свое право придется, видимо, в судах.
Покажем, что такие неоднозначно трактуемые требования и нормы в законах области есть.
1. Обратимся к приложению №5 областного закона о выборах депутатов … муниципальных образований. Казалось бы простая вещь,
СВЕДЕНИЯ
О РАЗМЕРЕ И ОБ ИСТОЧНИКАХ ДОХОДОВ, ИМУЩЕСТВЕ, ПРИНАДЛЕЖАЩЕМ КАНДИДАТУ НА ПРАВЕ СОБСТВЕННОСТИ, О ВКЛАДАХ В БАНКАХ, ЦЕННЫХ БУМАГАХ
Я, кандидат ________________________, сообщаю сведения о размере и об источниках своих доходов, имуществе,
(фамилия, имя и отчество)
принадлежащем мне (моему супругу) на праве собственности (в том числе совместной), о вкладах в банках, ценных бумагах.
Но кто ответит, следует ли в этой таблице указывать сведения об имуществе супруга?
Читаем федеральный закон №67:
Статья 33 Условия выдвижения кандидатов
Часть 3. … Федеральным законом может быть предусмотрена необходимость представления сведений о размере и об источниках доходов и имуществе супруга кандидата.Так все-таки подобное требование может быть установлено лишь федеральным законом?! Тогда откуда же оно в приложении к закону области?
Формально не указание этих сведений, пусть даже незаконное может стать основанием для отказа в регистрации кандидата. Иное доказывайте в ходе избирательной кампании в суде часто скором и не всегда справедливом.
2. Другой пример касается нескольких тысяч сельских кандидатов в депутаты.
Согласно федеральному закону №67, части 4, все той же статьи 33 «При выборах депутатов представительных органов муниципальных образований, при которых избирательные округа образуются в соответствии со средней нормой представительства избирателей, не превышающей пяти тысяч избирателей, кандидаты не обязаны представлять в соответствующую избирательную комиссию сведения, предусмотренные пунктом 3 настоящей статьи, если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации».
Другими словами, наших сельских кандидатов федеральный закон освобождает от предоставления сведений о доходах и имуществе. Но при этом делает оговорку, что такое освобождение возможно, если иное не предусмотрено законом субъекта РФ.
А вот как прочитать областной закон, в котором установлена одна норма для всех кандидатов, требующая предоставления таких сведений, без какой-либо ссылки на положение указанное выше в федеральном законе. Нет и специально предусмотренной нормы в отношении наших сельских кандидатов. Чем руководствоваться? Ведь наличие общей для всех нормы об обязательном представлении таких сведений могут истолковать (или не истолковать) в качестве предусмотренной нормы в отношении сельских кандидатов.
3. Интересно и то, что частью 17 статьи 38 федерального закона №67 уже предусмотрено, что «При проведении выборов в представительные органы муниципальных образований со средней нормой представительства избирателей, установленной законом, но не более десяти тысяч сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов может не осуществляться, если законом субъекта Российской Федерации предусмотрен заявительный порядок регистрации кандидатов». Отгадайте с трех раз, воспользовались ли наши законодатели этим правом для того, чтобы облегчить сельским кандидатам всю бумажную волокиту на выборах? Правильно, не воспользовались. Иначе как же применять административный ресурс в отношении непослушных кандидатов.
4. И, наконец, последнее. Более 800 избирательных кампаний запланировано в области на март 2010 года. Только на их организацию будет затрачено довольно много наших с вами бюджетных средств. Но можно ли с уверенностью утверждать, что законность на выборах будет соблюдена, и бюджетные деньги будут потрачены в прок?
За 4 последних года федеральное и областное законодательство о выборах весьма серьезно изменилось. Только где об этом может узнать будущий кандидат, если в открытой продаже нет этих самых законов о выборах в их последней редакции? В предвыборной атмосфере повисает риторический вопрос: кто же так заинтересован в столь глухом правовом вакууме? И кто же за это, наконец, должен нести ответственность? Где он наш местный гарант Конституции?
Виктор Кузнецов