29.09.2009 19:36
В конце сентября начнётся очередной призыв в Вооруженные Силы Российской Федерации. Сотни тысяч молодых парней по всей стране придут в военкоматы чтобы, сменив гражданскую одежду на военную форму, пополнить ряды защитников Отечества. Среди тех, кому предстоит выполнить нелёгкую миссию по набору призывников и отправки их в воинские части будут и сотрудники военкомата Октябрьского, Центрального и Железнодорожного районов г.Новосибирска. Об особенностях предстоящего осеннего призыва и о проблемах военно-патриотического воспитания молодёжи мы решили поговорить с военным комиссаром полковником Сергеем Харламовым.
— Сергей Васильевич, как сегодня обстоят дела в подведомственных вам районах с допризывной подготовкой молодёжи?
— Начну, пожалуй, с главного, что сегодня меня беспокоит как военкома. Это качество допризывной подготовки молодёжи. Она на сегодняшний день оставляет желать много лучшего. С принятием политического решения о сокращении сроков срочной службы с двух лет до одного значительно возросла роль допризывной подготовки будущих защитников Отечества. Переступив порог казармы, он уже должен иметь элементарные навыки: от того, как правильно намотать портянку на ногу, до умения грамотно обращаться со стрелковым оружием. У него уже нет времени на длительную адаптацию в армейскую среду. Здравый смысл подсказывает, что при сложившихся условиях необходимо центр тяжести военно-патриотического воспитания и подготовки призывника должен переместиться в школу. Но не тут-то было.
Если говорить о Новосибирской области, то в школьных учебных и равных им заведениях не отведено ни одного часа для изучения основ военной службы. В качестве аргумента для возражения зачастую можно услышать рассуждения о том, что в школах ведется преподавание такого предмета как ОБЖ (основ безопасности и жизнедеятельности) и этого, мол, вполне достаточно. Но этот предмет не затрагивает проблем связанных с подготовкой военной службы. А ведь есть Федеральный Закон № 53, который определяет обязательную военную подготовку граждан к военной службе, а так же совместный приказ министров образования и обороны, в котором определено проведение пятидневных учебных сборов после окончания десяти классов. Правда, последний документ уже устарел, так как не отвечает требованиям сегодняшнего дня. Прежде всего, из-за отсутствия должного финансирования эти сборы проходят в очень упрощенных условиях. Мы не имеем возможности вывести учащихся на полигон одной из воинских частей, где бы они могли более качественно изучить стрелковое оружие, выполнить учебные стрельбы. С ними мы лишь проводим занятия по физической, химической и инженерной подготовке и всё.
Что, на мой взгляд, можно предпринять в сложившихся условиях? Прежде всего, увеличить сроки проведения сборов: с пяти до двадцати дней. И проводить их на базе какой-нибудь расформированной воинской части коих предостаточно вокруг Новосибирска. Эту часть нужно передать в введение военного комиссара области, переоснастить её технически соответствующим образом и тогда сборы можно было бы проводить одновременно с учащимися нескольких школ. Эти меры позволили бы в значительной степени поднять уровень допризывной подготовки нашей молодёжи.
— Но допризывная молодёжь это не только школьники, но студенты высших учебных заведений. Как на ваш взгляд обстоят дела с подготовкой этой категорией будущих защитников Отечества?
— К сожалению, и здесь есть серьезный повод для беспокойства. В свое время на территории только Октябрьского района было пять военных кафедр. Они-то и готовили военных специалистов для Вооруженных Сил. Например, институт связи — связистов, сельхоз институт — инженеров-механиков по эксплуатации военной техники, строительный — военных строителей и т. д. И готовили, надо отдать должное, весьма квалифицированно. По окончании учебного заведения те, кто обучался на военной кафедре, получали воинское звание «лейтенант», и, прибывая в часть, с первых же дней чувствовали себя достаточно уверенно. Но, наступили иные времена, и все изменилось. Военные кафедры в целях экономии средств были упразднены. И теперь отучившись в вузе пять-шесть лет выпускники приходят к нам в военкомат и становятся на учет в звании рядового. Думаю, от подобной новации никто не выиграл: ни государство, ни сам призывник. Глубоко убежден, что военные кафедры в вузах необходимо возродить и сделать это надо как можно быстрее. А учёбу на них следует считывать как прохождение военной службы. В этой связи необходимо повысить роль военкоматов: как представитель министерства обороны он должен быть наделен контрольными функциями за уровнем подготовки студентов в вузе. Более того, некоторые учебные заведения готовы содержать военные кафедры за свой счёт так их наличие заметно повышает их престиж. В этом случае удалось бы решить ещё одну проблему, с которой сталкиваются молодые специалисты — проблему трудоустройства. Ведь не секрет, что немалая часть выпускников после получения диплома просто не могут найти на гражданке работу по специальности. Думаю многие из них, помыкавшись, приняли бы вполне разумное решение — пойти служить в армию по контракту. И тогда бы уже мы, военкоматы, выбирали тех, кто может действительно служить в армии.
Правда, сейчас предпринимается попытка подготовить сержантов на базе ряда военных училищ, например, Рязанском. Но мне кажется, что в силу целого ряда причин она не увенчается успехом.
— Хорошо, военкомат сделал все что мог, в подготовке будущего защитника Отечества, призвал его на военную службу. Вы как-то отслеживаете дальнейшую судьбу своих подопечных?
— Безусловно. У нас сложились довольно тесные контакты со многими частями, в которых проходят службу наши призывники. Мы регулярно получаем информацию о том как идут у них дела, какие трудности они испытывают и как их преодолевают. Это позволяет нам вносить определенные коррективы в нашу работу. Хотя, должен сказать откровенно, наши возможности в этом плане невелики. Но выход из накопившихся проблем есть.
Глубоко убеждён в необходимости комплектования воинской части из числа призывников проживающих на территории одной области или даже района. На мой взгляд, это выгодно всем. Ребята быстрее пройдут период адаптации и становления, а у командиров в этой связи возникает меньше проблем. Территориальной администрации легче отслеживать ситуацию за тем как служат их земляки и в случае необходимости оказывать помощь командованию. Например, укреплению шефских связей, предоставлению родителям возможности съездить к своим сыновьям. И здесь координирующую роль должны взять на себя комитеты молодежи, существующие при администрациях. Они должны постоянно держать связь с командирами воинских подразделений, новобранцами и их родителями. И эта связь должна поддерживаться на всём протяжении службы молодого человека. Более того, по её завершении они должны оказать ему помощь и в трудоустройстве. Если земляки будут служить компактно, то и родителям будет легче. Если кто-то из них поехал к сыну, то можно не сомневаться, что он поинтересуется, как идут дела у других ребят и обязательно расскажет об этом его родителям.
Но, к сожалению, сейчас всё не так. В обществе преобладает мнение, что забота о военнослужащих это дело военных. И комитеты молодёжи занимаются чем угодно, но только не проблемами земляков, проходящих службу в армии. К слову сказать, в этих комитетах почти нет тех, кто служил в армии. Я им неоднократно предлагал: — Ребята, покажите пример, послужите в армии на контрактной основе три года, получите необходимый опыт и тогда вам будет легче работать. Но не тут-то было. Желающих так и не нашлось. Нет, говорят они, в армию мы не пойдем. Мы лучше посмотрим на все со стороны и если, что-то пойдет не так, мы вас, военных, покритикуем.
Хотелось бы сказать несколько слов о таком явлении как землячество. В армии это очень важная вещь. Но оно должно приобрести другой смысл и содержание. И имя ему наставничество. Скажем, прибыл молодой новобранец в часть и к нему тут же прикрепляют того, кому через несколько недель предстоит снять армейскую форму. И пусть в течение этого времени, более опытный товарищ поможет своему земляку адаптироваться в новых для него условиях. Причем это должно происходить под неусыпным контролем командиров. Уверен, количество неуставных отношений или так называемой «дедовщины» пойдет на убыль.
— Сергей Васильевич! Все мы знаем о такой острой и наболевшей проблеме как уклонение от службы в армии. Что на ваш взгляд необходимо предпринять, что бы если не устранить, то хотя бы снизить уровень этой остроты?
— Проблема действительно достаточно острая. Чтобы избежать призыва некоторые молодые люди и их родители идут на всевозможные ухищрения, подчас граничащие с уголовными статьями законодательства.
Сейчас государством предпринимаются попытки изменить имидж армии, показать привлекательность службы в Вооруженных Силах. И это правильно. Идея сама по себе неплохая, но в её осуществлении возникло немало проблем. Молодые ребята сегодня с явной неохотой идут служить. Причин много и одна из них — плохая агитационно-пропагандисткая работа по привлечению молодёжи в ряды Вооружены Сил. По сути дела её и нет. Время от времени военкомат разместит в местных средствах массовой информации небольшой материл с призывом идти служить в армию, но, к сожалению, на этом все и заканчивается. Но этого сегодня явно недостаточно. В этом сложном, но важном деле необходимо искать не традиционные подходы. Почему бы нам, например, не провести такую, на мой взгляд, интересную акцию, как призыв в ряды Вооруженных Сил популярных в молодежной среде музыкантов. Пусть поют, но при этом выполняют свой гражданский долг. Уверен, пример кумиров послужит хорошей основой для принятия молодым человеком правильного решения.
— В нашем разговоре уже коснулись материально-технического обеспечения призывников . Давайте коснемся этой темы более подробно.
— На сегодняшний день материально-техническое обеспечение военкоматов и школ в плане подготовки учащихся к будущей военной службе практически нулевое. В школах её просто нет. В некоторых из них если что и сохранилось, то уже не отвечает требованиям сегодняшнего дня. Спортивные городки развалены. Приведу лишь один, но весьма характерный пример. За год мы призываем одного-двух перворазрядников. Мастеров спорта вообще нет. Увидеть полосу препятствий в школе практически невозможно не говоря уже о спортивных городках с элементами армейской специфики. Подготовку к армейской службе в военном комиссариате должен возглавлять военный человек. Не может гражданский человек научить призывника военному делу. А сейчас в результате проведенной реорганизации в военкоматах остался только один человек в погонах — это военком. Хотя бы закупить макеты современного стрелкового оружия. Да и техническое оснащение самих военкоматов оставляет желать много лучшего: не хватает оргтехники, нет выхода в интернет. Военкомат обязан проводить профотбор, но сделать этого не может. Так что проблем хватает, но решать их надо. Ведь подготовка защитников Отечества это дело каждого из нас.
— Спасибо за беседу!
Справка:
Сергей Харламов родился и вырос в селе Сидоровка Романовского района Алтайского края. В 1979г. окончил среднюю школу. В 1980г. был призван в ряды Советской Армии. После года срочной службы поступил в Новосибирское высшее военно-политическое общевойсковое училище. В 1985году окончив которое получил распределение в одну из воинских частей Закавказского военного округа. Затем была служба в Группе Советских войск в Германии, Сибирском военном округе. В 2001 году с должности заместителя командира инженерно-сапёрной бригады был направлен начальником отдела призыва в военкомат Октябрьского района г. Новосибирска. С 2005года по настоящее время являюсь военным комиссаром — сначала Октябрьского, а после реорганизации и объединенного военкомата Октябрьского, Центрального и Железнодорожного районов.
Сергей Дорохов