КПРФ в Новосибирске - День российского кино: Размышления режиссера Владимира Эйснера
КПРФ
Новосибирская областная организация
Коммунистической Партии
Российской Федерации
Апрель 2024
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
Сегодня 29 апреля 2024
29 30 01 02 03 04 05
06 07 08 09 10 11 12
Май 2024

Rambler's Top100










День российского кино: Размышления режиссера Владимира Эйснера

27.08.2009 03:00


27 августа в нашей стране отмечается День российского кино, праздник был учрежден согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР от 1 октября 1980 года. Знаменитый новосибирский режиссер-кинодокументалист, лауреат Государственной премии Владимир Эйснер поделился своими размышлениями о современном кинематографе.


Закончился еще один этап вхождения Российской кинематографии в рыночные отношения. Прошли очередные конкурсные торги на создание неигровых документальных фильмов.

В прошлые годы в адрес Министерства культуры было много нареканий: тут тебе и «откаты», тут и протекция, и много чего еще. Около 2 лет торгов не было, документалисты сидели на голодном пайке и вот на тебе — государство выделило деньги на создание произведений искусства! У многих перехватило от радости дух: наконец-то можно будет заняться творчеством…

Я хочу рассказать о своем опыте участия в этих торгах, и о мыслях, которые они навеяли. Это частный случай, но в нем отразились многие проблемы.

Киностудия наша находится в Новосибирске. И все девять заявок мы отослали заранее почтой. Ждем… Один за другим стали проходить конкурсы и только через 15 дней с начала торгов выяснилось, что нас отфутболили еще на подступах. Заявки, над которыми длительное время работали сценаристы и режиссеры не были допущены к конкурсу. И на то были серьезные причины: два документа не были прошиты, прошнурованы белыми нитками как в нотариальной конторе. Они лежали в конверте со всеми документами, но не были прошиты. Причина веская.

Я с этим и не спорю. Виноват. Кстати очень интересный нюанс- фирма, которую наняли в Министерстве культуры для проведения конкурсных торгов ( ООО «Тендер- профи») на своем сайте зазывно сообщало, что стоимость оформления документов для торгов −15 000 руб, а пакет услуг « Победитель торгов» составляет — 25 000 руб.

Не потому ли они с таким усердием и отслеживали прижимистых кинематографистов?

-А-а-а!… Самые умные!.. Сейчас, сейчас, посмотрим…

Я думаю: всем кого отсеяли, надо было не жадничать, а обращаться в ООО «Тендер-профи».

Киностудия «Азия-фильм» существует с 1991 года. Фильмы мы снимаем по всему Сибирскому Федеральному округу. Есть корреспондентские пункты в Иркутске и Чите. Темы поднимаем серьезные, а о качестве фильмов можно судить по наградам, полученным на кинофестивалях. Не хвалюсь, но очень многие наши фильмы шли на международных кинофестивалях. Не все получали награды, но если фильм отбирается в конкурсную программу на Лейпцигский, Амстердамский, Парижский, Краковский или Ньонский (Швейцария) кинофестиваль это говорит об определенном уровне, а мы получали на этих фестивалях призы и гран-при.

Нас срезали одним махом. Конкурсы идут один за одним, время уходит. А у нас на всех заявках одна и та же ошибка, системная ошибка- не прошиты белыми нитками все документы. «Тендер-профи» не проведешь. Профессионалы.

Что делать? Надо срочно писать новые заявки. Конкурсов осталось несколько штук и на них пошла самая отчаянная борьба. Такие же бедолаги, как мы штурмовали последний бастион бюджетных денег. Чтобы не было неясности, скажу, что одну тему студия отвоевала. Здесь можно перевести дыхание и поразмыслить, что же это было? Нужно проанализировать.

По первым же прикидкам выяснилось, что большинство заявок получили москвичи. Ладно бы известные кинематографисты, известные студии. Но как насекомые на свет бюджетных денег слетелись непонятно откуда взявшиеся конторы и фирмочки. Причем слетелись не только из Москвы, а со всех краев нашей необъятной Родины. Оказывается, наша страна буквально кишит кинематографистами. И названия у них в духе времени от «Кефир-продакшн» до студии «Белый лист» и «Ракорд». Для тех кто не знает — ракорд это технический кусок пленки, который приклеивается к началу фильма для зарядки в киноаппарат. Ну, а о белом листе и сказать нечего — говорит сам за себя.

Кинематографический мир узок. Действующие киношники знают друг друга в лицо. Но новое кинематографическое племя было совершенно незнакомо. По всей видимости, оно еще недавно снимало свадьбы и похороны и вот теперь возмужало.

-Это чьи-то родственники и дети,- сказали мне. Я усомнился — слишком много. Больше чем у Юрия Деточкина из «Берегись автомобиля».

Чтобы выяснить, чьи это родственники принимали участие в этом увлекательном забеге нужно провести отдельное исследование, что в принципе не так и сложно.

— Все уже давно распределено, — сказали мне. Я опять усомнился, — зачем же устраивать этот цирк?

— А для ощутимого поступа Российской демократии…

Демократия демократией, но бюджетные деньги пойдут в фирмы, которым без году неделя. Что умеют эти люди неизвестно. Кто-нибудь видел их предыдущие работы? Я могу дать голову на отсечение, что 80% фильмов, из тех, что получили бюджетное финансирование никто, нигде, и никогда не увидит. Ни та ТВ, ни на фестивалях. Опыт проверенный жизнью.

Чтобы избежать упреков в свой адрес на этот раз в Минкульте сделали несложный кульбит -решили дать денег на фильмы (понемногу) во все регионы от Амурской области до Кавказа- были бы заявки. Но о реальном положении кинематографического процесса чиновники не имеют никакого представления, да, наверное, их не очень то это и интересует. Возьмем Новосибирск. Государственное унитарное предприятие Новосибирская киностудия. Сколько там работает режиссеров и операторов? Угадайте с трех раз. Правильно! Ни одного. Режиссеров, операторов и большую часть коллектива сократили как ненужный балласт. Тем не менее, директор, используя марку, студии получает в производство 4 фильма. Как он их будет делать? Да очень просто — наймет кого-нибудь и ему быстренько сляпают фильмец за полцены.

Немного отвлекусь. Напрямую к теме это не относится, но колорит дает. Лет пять назад под маркой новосибирской киностудии открылся магазин. Торговали там так, что за ушами трещало. Но пришли люди из прокуратуры и завели уголовное дело. Недостачи оказалось на несколько миллионов рублей. Жене директора, а она отвечала за финансы, светила статья, но пронесло. Дело потихонечку закрыли…

Теперь директор, его жена и бухгалтер, прекрасно живут, сдавая в аренду здание киностудии, а в этом и следующем году снимут 4 фильма.

Сегодня готовый фильм в Министерстве культуры никто не оценивает

( я говорю не о технических, а о творческих параметрах) ни критики, ни режиссеры. Можно снять откровенную галиматью, и никто этого не заметит. Были бы правильно оформлены бумаги. Дилетанты, хлынувшие как из рога изобилия могут снять и смонтировать так называемый «фильм» за неделю. Только какой это будет фильм? Для кого? Где его будут показывать? Нужно ли это государству, культуре? Или только чиновникам для галочки?

А если это откровенная халтура, почему бы министерству культуры не расторгнуть контракт с Исполнителем и не потребовать вернуть государственные деньги?

Теперь как проходил конкурс. Художественную и культурную значимость проектов, определяла комиссия из 8 человек. Для остроты ощущений, как лук или перец туда включался киновед или кинематографист. Кто были остальные люди для многих- тайна покрытая мраком. Кто они? Почему они определяют лучших? Как определяют? Хотя на вопрос как. Есть ответ- по формуле. В Министерстве Культуры решили поведать алгеброй гармонию. У Сальери не получилось, в Российском министерстве культуры- запросто. Вот эта формула.

формула кино

где:

X + Y + Z = 1, весовые коэффициенты ценовых и неценовых критериев, причем X = 0,20; Y = 0,45; Z = 0,35.

Cmin — минимальная цена контракта среди всех заявок на участие в конкурсе, которые до этого не были отклонены;

Ck — цена контракта, представленная в k-ой заявке на участие в конкурсе;

Tmax — максимальная бальная оценка художественной и культурной значимости произведения литературы или искусства (национального фильма) среди всех заявок на участие в конкурсе, которые до этого не были отклонены; произведения литературы или искусства (национального фильма) k-ой заявки на участие в конкурсе;

Fmax — максимальная бальная оценка срока создания произведения литературы или искусства (национального фильма) среди всех заявок на участие в конкурсе, которые до этого не были отклонены;

Fk — бальная оценка срока создания произведения литературы или искусства (национального фильма) k-ой заявки на участие в конкурсе.


Согласно этой формуле и вычисляли победителей. Те, кто выиграл конкурс все без исключения таланты, и даже гении. На мой взгляд, автор этой формулы достоин Нобелевской премии в номинации « Алло, мы ищем таланты». Но уши этой формулы торчат из торговли. Торгашеский подход от барахолки и рыбного ларька медленно, но верно заполняет в искусстве все пространство. Многие уже задаются вопросом, а нужно ли сегодня искусство? Нужна ли культура? Если пипл и так все схавает.

Особый разговор о предложенных темах, по которым будут создаваться фильмы. Их было много, на любой вкус, но некоторые являлись высшим пилотажем чиновничьей фантазии. Вот, например такая тема : « О царице воспетой поэтами» . Каково?! Чувствуете полет! Самые ушлые и циничные кинематографисты впали в унылую задумчивость и ступор. О какой царице речь? О Тамаре? Так ведь это в Грузии. О Екатерине? Или о царевне лебеде? В общем, на эту тему претендентов не нашлось.

А вот тема «О коррупции в Советском Союзе». Тема актуальная и желающих поговорить об этом хоть отбавляй. А ты попробуй о современной коррупции сними. Живо голову отвинтят. Хотя один смельчак с отчаяния взял и написал заявку о коррупции в Российском кинематографе. И что же? За актуальность темы комиссия единогласно поставила ему ноль баллов. Сегодня это совсем не актуально.

Очень много было тем о иконах, монастырях, религии. Про художников и деятелей искусства — хоть отбавляй, а о проблемах простого народа, о жизни в российских городах и селах — кот наплакал…

Так вот. Если бы доктор Ватсон окидывая взглядом, прошедшие конкурсы спросил у мистера Холмса: «Что это было?» Тот бы не задумываясь, ответил: «Халява, сэр».

Я так не считаю. Для кого-то халява, а для кого-то совсем наоборот. Для многих кинематографистов государственная поддержка — единственная возможность для творчества. В лихие девяностые адресная поддержка спасла Российский кинематограф. Не сказки про меценатов, не отмывка денег темными личностями, а именно адресная господдержка. Я думаю темы, затронутые мной, очень актуальны для нашего кино. Их надо обсуждать и делать выводы.

Мне говорят не надо выносить сор из избы. Но, извините, скоро уже и избы не останется. Раскатают по бревнышку.

Владимир Эйснер, директор ООО киностудия «Азия-фильм»,

кинорежиссер, заслуженный деятель искусств России,

Лауреат Государственной премии России


Подписаться на новости
  


 

Подписаться на пресс-релизы

Новости по теме

Пресс-служба

24.04.2024 10:42

В Новосибирске пройдет первомайская демонстрация

18.04.2024 12:26

День рождения вождя мирового пролетариата отметят в Новосибирске

01.03.2024 13:49

В Новосибирске пройдёт круглый стол по вопросам ЖКХ и возможных перспективах национализации энергосистем

22.02.2024 13:41

В Новосибирске пройдет митинг-шествие в день Советской Армии и Военно-Морского Флота

02.02.2024 11:29

В Новосибирске пройдет круглый стол на тему изменений в правилах оплаты утилизационного сбора на транспортные средства

17.01.2024 12:29

В Новосибирске почтят память Владимира Ильича Ленина

20.12.2023 11:57

В Новосибирске отметят 144-ю годовщину со дня рождения Иосифа Сталина

21.11.2023 15:38

Пресс-конференция депутата Госдумы: Как бюджет на 2024 год повлияет на СВО и пенсии

02.11.2023 16:03

106-ю годовщину Великой Октябрьской социалистической революции отметят в Новосибирске

27.09.2023 12:43

30 лет трагедии: В память о расстреле народного правительства в сквере Героев Революции пройдет митинг

Актуальный комментарий

14.02.2024 16:51

Ренат Сулейманов: КПРФ за прямые выборы мэра крупнейшего муниципалитета страны

20.11.2023 18:49

Ренат Сулейманов: Без повышения платежеспособности населения экономический рост невозможен

26.10.2023 16:32

Ренат Сулейманов: Комсомол — это уникальная организация

07.09.2023 14:36

Роман Яковлев: Областной бюджет — жителям региона

25.06.2023 13:04

Анатолий Локоть: Я верю в счастливое будущее родного Новосибирска. Мы создаем его все вместе

31.05.2023 09:29

Анатолий Локоть: С Международным днём защиты детей!

07.04.2023 11:58

Ренат Сулейманов о семинаре отделений КПРФ СФО: Есть, чем поделиться и есть, чему поучиться

08.03.2023 12:03

Анатолий Локоть поздравляет сибирячек с Международным женским днём

27.02.2023 12:27

Анатолий Локоть: С праздником тебя, российский воин! Победы нам всем! Победы – одной на всех! Так было, так есть и так будет!

13.12.2022 11:21

Ренат Сулейманов: Советский Союз базировался на принципах социальной справедливости, дружбе народов и технологическом прогрессе

Аналитика

22.01.2024 11:44

Доклад Рената Сулейманова на X (январском) Пленуме Новосибирского обкома КПРФ

28.08.2023 13:44

Доклад Рената Сулейманова: Опыт стратегического планирования устойчивого развития города Новосибирска и результаты деятельности мэра-коммуниста

21.08.2023 14:48

Проект Избирательного кодекса Российской Федерации

21.07.2023 11:17

«Образование души»: что может парламент?

21.07.2023 09:25

Геннадий Зюганов: «Общество сплачивается на позитивных идеях и конструктивной программе»

02.06.2023 12:18

Геннадий Зюганов: Сражаясь за Русский мир

28.05.2023 11:41

О задачах КПРФ по борьбе с фашизмом и патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Доклад Председателя ЦК КПРФ Г.А. Зюганова на VI (майском) совместном пленуме ЦК и ЦКРК партии

17.02.2023 13:25

Доклад Владимира Кашина на Съезде Ассоциации крестьянско-фермерских хозяйств

03.02.2023 11:45

Геннадий Зюганов: Путину пора вернуть городу-герою подлинное имя — Сталинград

24.01.2023 15:17

Геннадий Зюганов: Будем бороться за победу!

Новости

28.04.2024 14:28

Коммунисты Железнодорожного района провели ленинский субботник

27.04.2024 15:41

Комсомолец из Октябрьского района победил на выборах в Молодежный парламент

27.04.2024 15:40

Антон Бурмистров организовал совещание по поводу освещения на ул.Печатников

27.04.2024 15:36

Коммунисты Ленинского района провели субботник на Монументе Славы

27.04.2024 15:33

Евгений Смышляев провел субботник на Грибоедовской аллее

27.04.2024 11:50

Коммунисты Центрального района провели традиционный субботник в сквере Героев революции

26.04.2024 17:22

В два раза больше саженцев раздадут по акции «Кедр в каждый двор»

26.04.2024 15:39

Молодежь выбирает справедливость: данные социологов

26.04.2024 13:08

Георгий Андреев продолжает контроль ремонта подъезда на ул. Лежена

26.04.2024 10:18

Геннадий Зюганов — Ростиславу Гольдштейну: Попытки запрета первомайских торжеств крайне удивляют и возмущают