13.08.2009 17:31
С середины лета и до самой осени в Новосибирске идет массовое отключение воды: и горячей, и холодной. Многие граждане не знают о том, что в случае непредоставления услуги надлежащим образом, потребитель имеет право на возмещение ее стоимости. О ситуации в городском ЖКХ, правах потребителей и необходимости установки приборов учета мы поговорили с депутатов горсовета Ренатом Сулеймановым.
- Ренат Исмаилович, это нормально, что горожане из года в год летом лишаются такого блага цивилизации как вода?
— К сожалению, летние отключения горячей и холодной воды — это технологическая необходимость. Это время традиционно используется для проверки и испытаний инженерных сетей, устранения порывов, произошедших в результате таких испытаний. Ни для кого сегодня не секрет, что сети сегодня изношены в среднем на 70%. Это одна из основных проблем ЖКХ, несмотря на то, что стоимость капремонта коммуникаций заложены в тариф. Какой-то ремонт производится, но явно в недостаточных объемах. Сегодня
- Как потребитель должен вести себя в ситуации, когда жилищно-коммунальная услуга ему не предоставляется?
— В Новосибирске два года действовало решение горсовета, принятое по инициативе фракции КПРФ, в соответствие с которым в случае не предоставления услуги по теплоснабжению и водоснабжению или некачественного ее предоставления, осуществлялся пересчет стоимости. Данное положение действовало до прошлого года, пока не было отменено с появлением единого постановления правительства РФ от 23.05.2006 N 307 (ред. от 21.07.2008) «О ПОРЯДКЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ ГРАЖДАНАМ». В соответствие с ним, в случае отключения есть определенный алгоритм действий для реализации такого права. Существуют нормативные сроки отключений, выходя за которые производитель услуги лишается права взимать за них плату. Если дело касается массовых отключений — акт составляется, как правило, самой управляющей кампанией, которая сегодня является посредником между конечным потребителем услуг и их производителем.
- Т.е. граждане должны обратиться в свою УК, чтобы выяснить, был ли составлен акт по конкретному факту?
— Совершенно верно. Если отключение было проведено для конкретного подъезда — перерасчет делается по нескольким потребителям, если касается всего дома — по всем потребителям. Причем, зафиксировать факт может как УК, так и отдельный гражданин. В этом случае потребитель уведомляет аварийно-диспетчерскую службу о приостановлении услуги. Такая заявка подлежит обязательной регистрации в аварийно-диспетчерской службе: в журнал вносятся ФИО, адрес проживания. В этом случае заявка в диспетчерскую службу является основанием для перерасчета.
Ко мне обращались избиратели, которые пытались осуществить свое право на перерасчет в связи со временным проживанием на даче. Если гражданин может подтвердить временного отсутствия, превышающий 5 дней, он имеет право на перерасчет. Есть определенная форма, нужно заявку оформить и в дачном кооперативе сделать отметку о том, что он жил там. В Горводоканале не признавали справку дачного кооператива, пришлось разбирались в ситуации вплоть до обращения в прокуратуру.
Конечно, если дом оснащен приборами учета, проблемы перерасчета не существует. Счетчики зафиксируют отключение воды, и оплата будет производиться в соответствии с их показаниями.
- То есть, теплосчетчики ставить достаточно выгодно?
— Установка приборов учета сегодня — это важная проблема. Предоставляя услугу, возьмем пример с теплом, производитель рассчитывает ее стоимость по количеству отпущенного с ТЭЦ теплоносителя. Они учитывают объем тепла, выданного в сеть, но не количество тепла доведенного до потребителя. Проверки, которые были проведены в Новосибирске, показывают, что в среднем 30% не доходит до потребителя — сказывается качество инженерных сетей, которые «съедают» теплоэнергию. То есть, сегодня новосибирцы переплачивают за тепло порядка 30%. Те же дома, которые поставили теплосчетчик, не переплачивают за потери внутри сети. Это становится проблемой производителя и… остальных потребителей без приборов учета. Ведь вдумайтесь, владельцы теплосчетчиков платят за конечную услугу. А вся остальная сумма — те 30% теплопотерь, раскладываются на тех пользователей, у которых приборов учета нет. В конечном итоге эта ситуация приведет к тому, оставшееся меньшинство, не имеющее счетчиков, будет платить за большинство.
- Как можно избежать такой ситуации?
— Нужно активно ставить счетчики. Сегодня в Новосибирске действует целевая программа по установке приборов учета. Фракция КПРФ в горсовете инициировала увеличение расходов на эту программу. По ней 50% от стоимости счетчика платится за счет бюджета, а еще 50% оформляется в кредит. Но эта программа регулярно не исполняется. В прошлом и этом году горсовет был вынужден сократить финансирование программы из-за того, что люди не понимают актуальности этой проблемы, никто не проводит разъяснительной работы. А ведь это существенно сэкономит расходы каждой семьи по теплоснабжению. В среднем экономия составляет 30%, а это немало!
Беседовал Григорий Паршиков, газета "За народную власть!"