18.04.2024 17:08
Более 17 тысяч подписей собрала петиция против создания в Российском Государственном Гуманитарном университете учебно-научного центра имени философа Ивана Ильина. Ультраправые взгляды Ильина, его достаточно комплементарная оценка праворадикальных режимов (включая гитлеровского) — всему этому должен быть дан отпор, уверены студенты РГГУ, историки и депутаты.
Чтобы понять, почему возник такой общественный резонанс, необходимо обратиться к самой фигуре Ивана Ильина, чьи идеи вызывали настороженное отношение даже в среде эмиграции «первой волны». Так, философ-эмигрант Николай Бердяев, анализируя одну из первых работ Ильина, «О сопротивлении злу силою», отмечал: «Он обречен быть философом и моралистом тех слоев русского общества, которые отодвинуты в прошлое и принуждены злобствовать». Это был 1925 год, и дальнейшие публикации Ильина только подтверждали данный вывод – чем дальше, тем больше он занимал крайне правые позиции. Становилось понятно, что Советский Союз даже после смерти Ленина не только продолжил свое существование, но с каждым годом становился все сильнее, завоевывая симпатии тысяч людей по всему миру – от рабочих и крестьян до интеллектуалов. В этой ситуации оставалось только «злобствовать».
Приход к власти в Германии и Италии праворадикальных режимов Иван Ильин оценивал как продолжение борьбы Белого движения. В публикациях конца 1920-х годов он называет фашистское движение, отмечал, что фашизм является «спасительным эксцессом». Ильин подчеркивал, что Гитлер «остановил процесс большевизации в Германии и оказал этим величайшую услугу всей Европе». «Медовый месяц» в отношениях Ильина и нацистской Германии продолжался до 1938 года, после чего убежденному антикоммунисту Ильину позволили уехать в Швейцарию, вместе со всем имуществом и архивом — сейчас это пытаются представить как «антифашизм» философа.
Впрочем, даже после поражения гитлеровской Германии во Второй Мировой войне, Ильин пытался найти положительные стороны в фашизме. Об этом свидетельствует его статья «О фашизме», вошедшая в сборник «Наши задачи». Здесь он развивает свою мысль о том, что фашизм являлся ответной реакцией на коммунизм: «Во время наступления левого хаоса и левого тоталитаризма — это было явлением здоровым, необходимым и неизбежным». Данный текст появился в 1948 году — уже прошел Нюрнбергский процесс, и, казалось бы, думающим людям уже стало понятно, что искать здравое зерно в фашизме не стоит. Но Ильина ослепляла злоба по отношению к Советскому Союзу, в «Наших задачах» он ведет постоянную полемику с теми, кто отзывается об СССР положительно.
В этой же работе он отмечает, что будущую России нужно строить на принципах «терпения, смирения и отречения», подчеркивает, что надо объяснять людям, что справедливость «не высшая ценность жизни и последняя цель государства». Так что неудивительно, что после 1991 года философия Ивана Ильина стала активно рассматриваться как альтернатива марксизму. Естественно, все комплементарные высказывания о Гитлере и Муссолини при этом ретушировались.
Поэтому неудивительно, что планы по созданию Высшей политической школы имени Ивана Ильина при РГГУ, вызвали эффект разорвавшейся бомбы. Тем более, что каких-то политических достижений у означенного философа не было, ставка на белую эмиграцию и ультраправые режимы, мягко говоря, не сыграла. В авангарде борьбы выступила КПРФ: член фракции в Госдуме, руководитель ЛКСМ РФ Владимир Исаков обратился в Генпрокуратуру с запросом о наличии в работах Ильина признаков реабилитации нацизма. Ранее о, мягко говоря, неоднозначной позиции Ильина, явно не способствующей консолидации в обществе, говорили его товарищи по фракции Денис Парфенов и Олег Смолин.