01.09.2011 20:19 Анатолий Дмитриев
Недавно в мэрию города поступил утвержденный в начале августа Кодекс этики и служебного поведения муниципальных служащих города Новосибирска. Кодекс разработан в соответствии с решением президиума Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции. Кодекс представляет собой свод принципов профессиональной этики и служебного поведения. Они распространяются на всех госслужащих, независимо от занимаемой должности.
Положения об ответственности за нарушение Кодекса будут включены в служебные контракты. В числе основных положений Кодекса признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина. Госслужащие обязаны противодействовать коррупции, предоставлять сведения о своих доходах, об имуществе и имущественных обязательствах своих и членов семьи. Также госслужащие обязаны сообщать о попытках дать взятку со стороны посторонних лиц. Среди других принципов свода правил корректность и внимательность, соблюдение законов, уважение к традициям и обычаям народов России и других государств, добросовестное и профессиональное исполнение должностных обязанностей. В Кодексе этики также указывается, как должен выглядеть госслужащий: следовать деловому стилю, характеризующемуся официальностью, сдержанностью, традиционностью и аккуратностью. Неясным остается момент, запрещает ли Кодекс новосибирским чиновникам участвовать в ОПГ.
Консультант фракции КПРФ в Горсовете Новосибирска Анатолий Казак внимательно изучил юридическую сторону нового закона и нашел ряд серьезных нестыковок:
– В законе о противодействии коррупции нет упоминания ни о каких кодексах. Нет их ни в законе о муниципальной службе, ни в Трудовом кодексе. Кодекс разработал Совет при Президенте РФ о противодействии коррупции. Возникает вопрос, насколько законна ситуация, когда какой-то негосударственный и немуниципальный совещательный орган принимает решение, которое становится правовым актом для муниципальных служащих?!
Анатолий Альбертович напомнил, что в нашей стране уже три года активно говорят о борьбе с коррупцией, что даже вылилось в принятие ФЗ №273 «О противодействии коррупции». Однако, Кодекс больше похож на «договор о намерениях»:
– В Кодексе все строится на лозунгах, что чиновник должен делать, а чего делать не должен. Депутаты-коммунисты же предлагали конкретное решение — ввести жесткое наказание для чиновников, нарушающих нормы законодательства: «Замечен во взятке — конфискация имущества». Но увы — все строгие нормы не вошли. Что сам федеральный закон, что дальнейшие антикоррупционные дальнейшие шаги — все выливается в шумиху. Создаются комиссии, принимаются региональные законы, муниципальные правовые акты. Но, по сути, вся эта деятельность подменяется бумажной волокитой и бюрократией.
Особенно вызывающим накануне выборов выглядит пункт 2.1.7 Кодекса, по которому «Муниципальные служащие призваны соблюдать беспристрастность, исключающую возможность влияния на их служебную деятельность решений политических партий и общественных объединений». Обещать то, что заранее и повально не будет выполняться, — это ли не верх цинизма?