07.06.2017 15:42 Максим Андреев
В России недостаточно развита система инклюзивного образования, такие выводы сделали эксперты Высшей школы экономики. Депутат Законодательного собрания Новосибирской области Евгений Гутов рассказал об условиях обучения особенных детей в регионе.
Эксперты НИУ ВШЭ проанализировали состояние кадровых и технических условий — пандусы, знаки для слабовидящих — для обучения детей с ограниченными возможностями. Результат оказался безрадостным. Больше всего проблем обнаружили в детсадах, техникумах и колледжах, сообщает газета «Известия».
Согласно исследованию ВШЭ, уровень образовательной инфраструктуры в сфере инклюзии оказался очень низким. Самый низкий индекс зафиксирован в дошкольном образовании — 0,23 (по шкале от 0 до 1). Почти такой же в профессиональном — 0,24. Чуть выше в школьном и дополнительном — 0,31 и 0,33.
Низкую подготовку ощущают и сами родители детей с ограниченными возможностями, которые не отдают малышей в детские сады из-за неготовности учреждений. Ссылаясь на отсутствие необходимого технического оснащения и непрофессионализм педагогов.
Несмотря на то, что индекс инклюзии в школах выше, чем в детсадах и техникумах, его показатель эксперты НИУ ВШЭ назвали низким. По данным на 2015 год, условия для беспрепятственного доступа инвалидов созданы всего в каждой третьей школе (38%). При этом речь идет только о пандусах и желтых кругах на дверях для слабовидящих.
С такими выводами согласен депутат Заксобрания, директор школы №3 города Барабинска Евгений Гутов. Он отметил, что, когда правительство провозглашало программу «Доступная среда», все действия были поверхностными:
– Заболевания разные. Например, есть ребенок с ампутированной конечностью, для него нужны особые условия: заезд, передвижение его по школе. Это требует определенных изменений в самой инфраструктуре. Библиотека на втором этаже, а для колясочника это не очень удобно. Государство, конечно, хорошо провозглашает, а средств на это выделяется крайне мало. Школы в большинстве случаев старой постройки, поэтому построить лифты или перенести что-то с верхних этажей на нижний практически не возможно. В нашей школе еще пять лет назад установили пандусы, а что дальше, как ребенку передвигаться по школе.
Кроме того, депутат подчеркнул, что возникают трудности с переквалификацией педагогического состава. Курсы предоставляются на платной основе, и, как правило, за счет бюджета школы.
– Если мы уделяем внимание инклюзивному обучению, то я думаю, должны быть массовые курсы, – говорит Евгений Гутов. – Чтоб предупредили о зачислении ребенка, мы сразу направили учителя на курсы повышения квалификации в НИПКиПРО. А ведь у нас же это проблема, то у них лимиты, то госзадания. Хотя все говорят, какие проблемы, учитесь. А реально очень сложно попасть на курсы. Дистанционные не подойдут. Выкручиваемся за счет бюджета школы, где-то выискиваем средства.
Парламентарий отметил, что правительственные идеи бросаются из крайности в крайность: сначала детей изолировали от школы, обучая их на дому или в специализированных классах. Теперь говорят, что они должны социализироваться со всеми детьми. Но у всех свои особенности, и для каждого нужны определенные условия:
– Программа должна быть комплексной и более продуманной. Если говорят о социализации детей, то надо и условия создавать для каждого, – подытожил Евгений Гутов.