КПРФ в Новосибирске - Вера Ганзя: Программно-целевой метод не прижился, надо менять бюджетную политику
КПРФ
Новосибирская областная организация
Коммунистической Партии
Российской Федерации
Апрель 2024
25 26 27 28 29 30 01
02 03 04 05 06 07 08
Сегодня 09 мая 2024
09 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
Май 2024

Rambler's Top100










Вера Ганзя: Программно-целевой метод не прижился, надо менять бюджетную политику

02.06.2017 23:47  Иван Стагис


На Петербургском экономическом форуме председатель Контрольно-счетной палаты Татьяна Голикова заявила, что около трети государственных программ признаны неэффективными самим правительством. По мнению члена бюджетного комитета Государственной думы Веры Ганзя, эта доля гораздо выше.


1 июня в Петербурге открылся традиционный экономический форум. Помимо торжественных речей об успехах экономики России его участники делились другими, тревожными соображениями. Так, на форуме выступала председатель Контрольно-счетной палаты Татьяна Голикова. «Само правительство в своих документах говорит о том, что институт государственных программ не состоялся. Треть государственных программ, которые сейчас реализуются, самим правительством признаны неэффективными», – сказала она.

О том, что программно-целевой метод формирования бюджета неэффективен давно говорила член бюджетного комитета Государственной думы, представитель фракции КПРФ Вера Ганзя. Она напомнила, что ранее принцип формирования бюджета был совсем другим: муниципальные образования — в муниципальном районе, районы — в областном центре, а регион — в федеральном Минфине защищал свои бюджеты. Бюджет формировался по принципу необходимости и потребности, каждый должен был доказывать необходимость того или иного мероприятия. Таким образом, формирование бюджета шло по принципу «снизу вверх», что позволяло учитывать территориальную и региональную специфику. Переход к программно-целевому методу перевернул все с ног на голову:

– Сразу можно сказать, что этот программно-целевой метод у нас не прижился. Во-первых, финансирование стало менее прозрачным, во-вторых, целевые показатели абсолютно «левые» - они неконкретны, по ним нельзя отследить, что реализовано, а что нет. Они очень размыты и непрозрачны. Поэтому в государственную программу легко можно забивать огромное количество средств, которые могут быть «освоены» в карманах тех, кто занимается реализацией этой программы. Воровство бюджетных средств с введением программно-целевого метода получило невиданный размах.

Чтобы попасть в программу, регионам и муниципалитетам надо выполнить огромное количество условий, среди которых может быть и оптимизация бюджетных средств (сокращение расходов и без того нищих бюджетов). Вера Ганзя отметила, что врожденным пороком программно-целевого метода является необходимость софинансирования:

 – Раньше оно составляло 5% — 95% давал вышестоящий бюджет. Потом этот процент увеличивался, составлял 15%, потом 17%, сейчас соотношение составило 30 на 70%, а со следующего года — 48 на 52% , вышестоящий бюджет выделяет только 48% средств. 

Программно-целевой метод приводит к тому, что значительную часть средств регионы просто не могут реализовать. Как это происходит? Средства приходят поздно, субсидии отправляются в ноябре-начале декабря, в то время как проводить мероприятия надо уже в начале года. Объект за три месяца не построишь, а средства освоить надо — и деньги спокойно возвращаются в бюджет. Жители Новосибирской области, кстати, ощутили недостатки программного финансирования на себе: так, программа «Чистая вода» существует уже не первый год, но жители Куйбышевского, Барабинского и других районов области как жаловались на качество воды, так и жалуются. Из федеральной программы содействия развитию образования убрали затраты на капитальный ремонт, в то время как 50% зданий школ требуют ремонта.

 – Программно-целевой метод, конечно, «слизали» с западных образцов. Но бюджеты западных государств и бюджет Российской федерации — это небо и земля! В результате копеечные поступления «размазываются» по разным проблемам, и ничего не решается. Больше половины программ с точки зрения показателей в принципе нереализуемые, – резюмирует Вера Ганзя.

Депутат еще в прошлом созыве Государственной думы обращала внимание на то, что программно-целевой метод не прижился, несет хаос в бюджетные отношения. Она считает, что надо вернуться к проверенным методам формирования, учитывающим интересы каждого региона, района и муниципалитета.




Подписаться на новости
  


 

Подписаться на пресс-релизы