08.06.2016 15:15 Евгения Глушакова
Глава департамента энергетики и ЖКХ мэрии Новосибирска Сергей Клестов рассказал КПРФНск о результатах совместной работы с управляющими компаниями и другими организациями.
– Сергей Александрович, как известно, отрасль ЖКХ, мягко говоря, непростая. Какие наиболее проблемные точки можете обозначить, и как удаётся ситуацию, что называется, «разрулить»?
– Как одну из таковых болевых точек я бы назвал жилые помещения с внушительным сроком эксплуатации. В Новосибирске всего 8,1 тысяча многоквартирных домов, в 240 из них проведён поддерживающий ремонт на 80 миллионов рублей, в 196 домах, износ которых составляет более 70%, снята аварийная ситуация. Это обошлось в 34 миллиона рублей. К сожалению, полное переселение жильцов из них — перспектива нескольких лет в силу экономических обстоятельств.
Другим немаловажным вопросом и для нас, и для горожан является проведение работ по благоустройству. В этом году часть расходов по благоустройству берёт на себя область. Текущую работу проводим совместно с управляющими компаниями и руководителями районных администраций.
– Хотелось бы узнать побольше о взаимоотношениях с управляющими компаниями. Насколько объективна оценка этой работы, озвученная отдельными депутатами на недавнем заседании комиссии горсовета по городскому хозяйству?
– Поскольку конкретно не была названа ни одна из управляющих компаний, как и не были конкретно обозначены претензии этой абстрактной компании к департаменту, то я не буду давать оценку высказываниям этих депутатов. Скажу в целом: в городе 90 работающих компаний. В середине нулевых сложилась такая ситуация: несколько крупных управляющих компаний сконцентрировали в своих руках значительную часть жилого фонда в разных районах Новосибирска — Кировском, Ленинском и других. А поскольку среди фонда присутствуют ветхие и аварийные дома, то сейчас от них стараются избавляться, поскольку их содержать — затратно и в плане средств, и в плане времени.
Другая сторона вопроса: поступают жалобы в первую очередь от жильцов, что какая-то УК работает некачественно (а такие жалобы поступают), эти обращения (люди могут обращаться во все инстанции одновременно, включая высшее руководство страны) находятся в свободном доступе. Мы связываемся с руководителем, расспрашиваем о ситуации, требуем исправить. Другой инструмент реагирования — работа государственной и муниципальной жилищных инспекций, которые, в случае обнаружения нарушений, также дают время на исправление. Понятно, что никто не любит, когда контролируют, однако оставить без внимания обращения людей мы не можем, поскольку не все компании, как показывают проверки, добросовестно выполняют взятые на себя обязательства. В целом же взаимодействуем с УК практически по всем вопросам, связанным с жилищно-коммунальной отраслью, с управлением многоквартирными домами в Новосибирске.
– О каких результатах работы департамента, будь то совместно с управляющими компаниями или нет, можете говорить сегодня?
– У нас в этом году 54 дома вошли в программу капремонта лифтов. Здесь такая арифметика: 50% — бюджеты (по 25% область и город соответственно) и 50% — жители. Поэтому мы предлагаем жителям принцип «общего котла», говорим: вы сами не «вытянете», поскольку одно «железо» заменить — полтора миллиона, с ремонтами шахты и машинных отделений — за два миллиона. Работа большая. Более того, из соседних городов люди удивляются: где-то пять лифтов отремонтировали, где-то семь, у нас — более пятидесяти.
– Немалый интерес горожан вызывает состояние энергетической сферы? Что можете сказать о ней?
– Это очень объёмная, тем более для Сибири, сфера. За последние несколько лет никто не замёрз, аварий больших не было. Да, отдельные аварии случались — у нас 3,6 тысяч километров только тепловых сетей, из них 900 километров — это просто ветхие сети, которые нужно срочно менять. В прошлом году рекордно сменили 109 километров. В этом году денег нет, поэтому менее 60-ти километров удалось сделать. Тем не менее, с одной стороны меняем сети, с другой проводим гидравлические испытания. Потому, пусть горожан не пугает местами вскрытый асфальт в том или ином районе Новосибирска — идут соответствующие работы. Главное — оперативно устранить дефекты, начиная с обнаружения, потом происходит оперативное разрытие и ремонт. То есть летом мы все эти дефекты стараемся «выловить», всё проверяется на повышенном давлении, чтобы зимой аварийных ситуаций не было.
Кроме крупных ТЭЦ, у нас ещё 76 котельных. Среди них большие — как в «Гвардейском». Там тоже провели громадную работу: всё разбомблено было, и в течение сезона из этой котельной конфетку сделали. Пришлось много демонтировать, потом новое оборудование ставить, запускать. Всё это было сделано в прошлый отопительный сезон. Есть такие крупные котельные, как Калининская, Кировская и еще много мелких, ведомственных, находящихся в разном состоянии. Со всеми надо работать, проверять, «Ростехнадзор» контролирует. Это, что касается тепла.
По воде проблем нет: «Горводоканал» — одно из лучших в России предприятий, в том числе потому, что его сохранили в муниципалитете. Насколько я знаю, во многих городах горводоканалы были акционированы, а отсюда и рост цен, и недостаточное качество работы. Вообще, считаю, все ресурсы должны контролироваться государством. Например, в законе сказано, что муниципалитет должен обеспечить теплоснабжение — и всё. А у нас большинство котельных — частные. Половина трубного хозяйства принадлежит «СибЭКО», тоже частной организации.
В целом, если брать самый ценный для меня показатель нашей работы, самый объективный — это количество жалоб населения, которые поступают к нам в департамент. Поступают напрямую, поступают на наш сайт, через электронные СМИ, через общественную приёмную мэрии. За два последних года наблюдается устойчивое снижение жалоб и обращений граждан в целом по проблемам ЖКХ и по энергообеспечению.
Кроме того, удалось добиться и кое-каких результатов совместно с управляющими компаниями, «СибЭКО» и департаментом по тарифам. По закону, как известно, за поставку ресурсов, например, отвечает управляющая компания. Человек открывает кран, а воды — чуть тёплая. Он пишет жалобу. ГЖИ замеряет температуру, и, если не соответствует норме, штрафует УК как поставщика. Мы добились, чтобы наши ТЭЦ на выходе подняли температуру теплоносителей за счёт своих доходов. Поэтому количество жалоб по горячей воде уменьшилось, более того, даже приходят благодарности от жителей. Теперь ГЖИ, если штрафует, то не за то, что вода недостаточно горячая, а за бездействие, когда УК видит эту ситуацию и не сигнализирует об этом.
– Конечно, говоря о результатах работы департамента, вы уж не обойдёте стороной программу капремонта?
– О капремонте только ленивый не говорил. В 2014 год «вкатились». Изначально нам 54 дома написали заявку. После соблюдения всех положенных по закону бюрократических процедур мы в мае 2015 года «зашли» на строительные работы. При этом, кто-то пытался поднять шум, не понимая двухлетней сути программы, говорили, что город программу «срывает».
Первый год — это операции по торгам, проектно-сметной документации, второй год — строительно-монтажные работы. Вот на сегодня программой охвачены порядка 530 домов. Для сравнения: с 2008 по 2013 год (восемь лет) было отремонтировано где-то 900 домов, причём в этот период ремонт подразумевал только какой-то один вид работ. Сейчас же — полный спектр, куда входят восемь комплексных работ. То есть объём работ громадный, в несколько раз превышающий объёмы прежних лет. Сейчас начали процедуру расторжения договоров с недобросовестными подрядчиками: «тянуть» некогда, до конца года нужно сделать все необходимые работы.