20.05.2013 18:00 Евгения Глушакова
Новосибирский режиссер Нина Соколова рассказала в интервью корреспонденту КПРФНск о работе над фильмом «Война и мир Вениамина Чебанова», посвященном прославленному художнику-ветерану.
– Нина Семеновна, скажите, что Вас побудило взяться за этот труд, что в фильме интересовало Вас больше всего: судьба Вениамина Чебанова, его творчество, внутренний мир художника-фронтовика или что-то другое?
– Все это трудно разделить. Вениамин Карпович попал на фронт командиром взвода 19 лет, и многие его солдаты были тоже очень молоды. А впечатления юности всегда самые яркие. Война его многому научила и врезалась в память. И он всю жизнь потом ее писал, вспоминал своих солдат, фронтовые события. Нас интересовала личность художника, его мысли, реакции на происходящее вокруг, и как это преломляется в его творчестве.
Однажды я попала на открытие его юбилейной выставки ( Ему исполнилось тогда 85 лет.) и была поражена масштабами и разнообразием его творчества: великолепная станковая графика, книжные иллюстрации, глубокие, психологически точные портреты и пейзажи, сюжетные, многоплановые картины, особенно батальная живопись – огромные полотна, посвященные Великой Отечественной войне и локальным войнам последних десятилетий. На открытие пришло очень много людей: художники разных поколений, ветераны, фронтовики, представители власти, просто поклонники его искусства. Сам Вениамин Карпович предстал тогда собранным, по-военному подтянутым, внутренне свободным и добрым человеком. Его полотна и он сам произвели на меня настолько сильное впечатление, что я просто загорелась идеей снять фильм об этом человеке и его творчестве.
– Как проходили съемки? Насколько легко было общаться не только с главным, но и с остальными героями фильма?
– Мы снимали фильм более двух лет, и за это время наша съемочная группа вела съемки на нескольких различных выставках его работ, в том числе и посвященной битве под Москвой с выдающимся триптихом на эту тему. Так постепенно мы более тесно познакомилась с художником, началась наша совместная работа. За это время в жизни Вениамина Чебанова произошло немало событий. Например, он открыл барельеф на перроне Новосибирского железнодорожного вокзала, и это отражено в нашем фильме. Вот так потихонечку, наблюдая за событиями, на встречах в мастерской с его друзьями и помощниками мы собрали много видеоматериала. Этот процесс увлекает и может стать долгим. Но как говорит оператор нашего фильма Владимир Леонтьев, нужно во время остановиться. Он и монтировал вместе со мной этот фильм. С Володей интересно работать, он сам ищет сюжетные ходы, выдает интересные идеи, творчески и неординарно мыслит.
– Вы ранее уже немного сказали о личности художника-фронтовика. Можете рассказать немного подробнее о том, что он за человек, какие его качества Вы стремились показать в первую очередь?
– Вениамин Карпович — человек совестливый, правдивый, доброй души, очень чуткий, и в то же время твердый в своих убеждениях, которым не изменяет. Как считал Советский Союз великой страной, так и продолжает считать, несмотря ни на политическую обстановку, ни на изменение государственной идеологии. А еще он любит и понимает шутку, сам над собой подсмеивается, в нем нет гордыни.
– В фильме показано немало работ Вениамина Карповича совершенно разных жанров. Можете сказать, что какие-то из них Вам показались наиболее, что ли, близкими, как-то особо запомнились?
– Трудно выделить что-то… Недавно вышел прекрасный альбом с работами художника. На обложке фрагмент картины, где сидят рядом молодой боец и его жена. Она уснула на его плече. Возможно, они поженились как раз на фронте. Молодые, светлые, одухотворенные лица, очень усталые. Эта картина как будто отражает направление творчества самого художника. Его в первую очередь интересует человек, человеческие судьбы, которые художник умеет видеть, понимать и передавать на холсте. Он полон сочувствия к своим героям, он их любит. На его картин изображено много героев, и за каждым из них — свой мир, своя судьба. И еще. Я была недавно в гостях у художника. Сейчас он пишет еще одну очень интересную картину. Огромное полотно, по-моему, самое большое из всех его работ, изображает встречу бойцов Красной Армии с деревенским народом в только что освобожденном селе. Солдатики отдыхают после боя — кто воду пьет, кто разговаривает, кто смеется, кто обнимает крестьян. Основной мотив картины – радость освобождения. Видно, что Вениамин Чебанов уже предчувствует здесь нашу Победу. Это — русская, советская деревня, которая с этого момента станет возрождаться, несмотря на огромные потери. В общем, сейчас художник работает над этой картиной, и, думаю, всем будет интересно посмотреть на эту работу, когда Вениамин Карпович ее завершит.