КПРФ в Новосибирске - Жорес Алферов: Для нас важнейшая задача — чтобы наука стала востребованной экономикой и обществом
КПРФ
Новосибирская областная организация
Коммунистической Партии
Российской Федерации
Апрель 2024
25 26 27 28 29 30 01
02 03 04 05 06 07 08
Сегодня 09 мая 2024
09 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
Май 2024

Rambler's Top100










Жорес Алферов: Для нас важнейшая задача — чтобы наука стала востребованной экономикой и обществом

18.05.2013 13:51  kprf.ru


17 мая на заседании Госдумы от имени фракции КПРФ выступил лауреат Нобелевской премии по физике, депутат Ж.И. Алферов.


- Глубокоуважаемые депутаты, я, вообще, редко выступаю в последнее время в Думе. Тема сегодняшнего выступления, с моей точки зрения, самая важная для нашей страны, потому что развитие науки и развитие высокотехнологичных отраслей промышленности - есть главная задача сегодня.

Я вспоминаю, как в 2000 году, когда я получал Нобелевскую премию, компания ВВС проводила "круглый стол" с участием новых нобелевских лауреатов, и мой сосед слева, экономист из Чикагской школы экономики Джеймс Хекман, сказал такую фразу: "Во второй половине XX века научно-технический прогресс в мире полностью определялся соревнованием СССР и США, и очень жаль, что это соревнование закончилось".

Это сказал представитель Чикагской школы экономики. Но за прошедшие четверть века «реформ», когда очень крупных революций в естественных науках не случилось, но произошло гигантское развитие технологий на основе предыдущих научных достижений, мы практически оказались на обочине мирового прогресса. В результате, в том числе и внутренний российский рынок высоких технологий захвачен западными компаниями.

Сегодня для нас важнейшая задача - чтобы наука стала востребованной экономикой и обществом. Я лично считаю, что Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин поставил прекрасную задачу, когда сформулировал, что к 2020 году мы должны иметь 25 миллионов рабочих мест в секторе высоких технологий. Это задача не только для бизнеса, это задача для науки и образования, потому что решить ее можно только развивая собственные научные исследования, продвигая их в практикум.

Я приведу вам такой простой пример. Сегодня, как вы знаете, после вступления в ВТО мы не имеем права оказывать прямую поддержку отраслям промышленности и сельскому хозяйству.

Но, между прочим, никаких ограничений на поддержку научных исследований в этих областях нет. И правильная работа, в том числе и нашего бюджетного комитета, даёт возможность оказывать реальную поддержку для наиболее перспективных направлений.

Сегодня, к сожалению, у нас часто идет противопоставление Российской академии наук и вузовской науки. Нужно сказать, что когда еще Петром I создавалась наша академия, она представляла собой собрание выдающихся учёных. Это была академия со своими лабораториями, музеями, и экспедициями, она имела свой академический университет, первый университет в России, и академическую гимназию.

Академики должны были быть профессорами университета, а студенты университета - учителями в гимназии. И эти традиции академия всегда сохраняла. И когда сегодня противопоставляют науку в университетах и науку в Академии, это просто работа против развития науки и образования в стране.

В своё время Дэн Сяопин сказал, я его тоже люблю цитировать: неважно, какого цвет кот, чёрный или белый, важно, как он ловит мышей.

Сегодня научных мышей Российская академия ловит лучше, чем другие научные организации. Это произошло в силу разного рода причин, в том числе, между прочим, и потому, что Академия наук Советского Союз практически была Российской академией наук. Все научные учреждения Академии наук СССР находились на территории РСФСР за одним исключением: Крымская астрономическая обсерватория находилась на территории Украины. Но когда-то и она была в РСФСР, до того, как Крым передали Украине.

Таким образом, когда произошёл развал Советского Союза, Академия наук почти целиком сохранилась на нашей территории. При этом очень важно, что в эти годы Академия наук сохранила свой научный потенциал, несмотря на значительные потери, на утечку мозгов, на появившийся разрыв поколений.

У нас в академии есть уникальные семьи, одна из них - это семья академика Скрябина.

Константин Георгиевич Скрябин - выдающийся биотехнолог, и у него блестящие работы в области геномных и постгеномных технологий. Его отец тоже был академиком, Главным учёным секретарём Академии наук СССР в то время, когда пост президента занимал Мстислав Всеволодович Келдыш. Его дед, Константин Скрябин, тоже был академиком.

И Константин Георгиевич мне недавно рассказывал, что, выступая ещё до войны в Кремле, дед его сказал: "Когда все позиции в науке занимает старшее поколение - это трагедия, когда все позиции в науке занимает молодое поколение - это комедия. И важно, когда мы имеем их разумное сочетание".

Между прочим, у нас в довоенные и послевоенные годы никогда не было специальных вакансий для молодых учёных. Самым молодым учёным в Академии наук СССР был избранный в 1932 году академик-математик Сергей Львович Соболев. Его избрали в 29 лет на вакансию, когда с ним соревновались очень пожилые люди, но он имел значительно большие результаты. И можно называть другие имена: Сахарова, Курчатова, которые избирались на общих основаниях. Молодёжь выходит на реальные позиции, когда создаются условия для развития науки, для проявления талантов, и тогда, естественно, исчезает разрыв поколений.

Я хочу обратиться к вам с ещё одним очень важным посланием, поскольку занимаюсь очень много и непосредственно научными исследованиями, и организацией научных исследований. Сегодня часто бывает, что созданная масса правил, в том числе созданная депутатами Госдумы, мешает нашей нормальной работе.

Я могу вам сказать, мне удалось с помощью Виктора Степановича Черномырдина и Владимира Владимировича Путина построить в Санкт-Петербурге блестящий комплекс Академического университета. Второй корпус нам удалось построить быстрее, чем оформить мелкие детали землепользования, на которые пришлось тратить массу времени.

Давайте всё-таки задумаемся над этим.

Но если мы своими законами, огромной их массой, непрерывно расписываем, что можно делать, то оказывается, что мы никогда не предусмотрим, что мы можем делать, и к этому делу нужно подходить, как говорится, несколько иначе.

Вспомним, что в очень тяжёлые первые послевоенные годы, когда полстраны лежало в руинах, наука стала престижной областью, шли в науку не только потому, что это интересно и важно, шли в науку и потому, что была хорошая зарплата. И давайте вспомним это, давайте примем законы, в которых престиж науки будет снова поднят. Вспомним, что во всех уставах Академии наук СССР первая статья была: Академия наук СССР является высшей научной организацией страны, в прямом ведении правительства страны.

Вспомним, вообще говоря, что в этих же уставах Академия наук была освобождена от пошлины и от цензуры, и это выполнялось, в том числе и в советское время. И поэтому приоритет науки, престиж науки должны самым активным образом поддерживаться Государственной Думой, и я очень рад (у меня было несколько встреч с руководством страны), что эта позиция разделяется и Президентом Российской Федерации. Сегодня это важнейшая позиция, важнейший тезис для нашей страны, для возрождения её экономики и для того, чтобы наука стала по-настоящему востребованной. (Аплодисменты.)


Подписаться на новости
  


 

Подписаться на пресс-релизы