КПРФ в Новосибирске - О бедном учителе замолвите слово…
КПРФ
Новосибирская областная организация
Коммунистической Партии
Российской Федерации
Апрель 2024
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
Сегодня 29 апреля 2024
29 30 01 02 03 04 05
06 07 08 09 10 11 12
Май 2024

Rambler's Top100










О бедном учителе замолвите слово…

18.12.2012 15:27


Почему с каждым годом учителя становятся всё бесправнее, а их авторитет в обществе продолжает неуклонно снижаться? Без ответа на этот вопрос и исправления ситуации ожидать повышения качества образования достаточно проблематично.


Представляется, что основная проблема заключается в изменении социального статуса учителя и падении привлекательности педагогической профессии. Рассчитывать на высокие зарплаты в школе никогда не приходилось, но возможность для реализации своих способностей, уважение и общественное признание учителю всегда были гарантированы.

Что же мы видим сегодня? Несмотря на многочисленные декларации руководства страны, в большинстве субъектов РФ зарплата работников в сфере образования (без учёта доходов высокооплачиваемых чиновников) существенно ниже средней по региону. Даже в Москве, где возможности бюджета позволяют более достойно оплачивать труд педагогов, их оклад сопоставим с окладом уборщицы, но не дотягивает до оклада офис-менеджера или операциониста в многочисленных банках.

Соответственно, для получения относительно нормального дохода учителя вынуждены до предела повышать свою нагрузку за счёт смежных предметов или оказывать платные образовательные услуги, к чему их усиленно подталкивают сверху. Если повышение нагрузки во многих случаях приводит к ухудшению качества преподавания, то последствия от расширения спектра платных образовательных услуг могут быть более печальными. В условиях, когда привлечение внебюджетных средств в школу ставится во главу угла, слишком велик соблазн для учителя убедить родителей учеников, что без дополнительных занятий перспектива подготовки и сдачи ГИА и ЕГЭ для их детей будет не слишком радужной. Всё это, наряду с периодическими предложениями сдать деньги на ремонт школы или класса, охрану, учебные пособия и т.д., формирует у многих родителей устойчивый негативный образ учителя.

Казалось бы, развитие информационных технологий и совершенствование технических средств обучения позволяет учителю в полной мере раскрыть свой профессиональный талант, однако это происходит далеко не всегда. Виной тому, как правило, является не консерватизм педагогов, а банальная нехватка времени на качественную подготовку к урокам. Ведь если время на составление рабочей программы (целесообразность чего также вызывает много вопросов) учитель тратит только 1 раз в год, то с заполнением электронного журнала он сталкивается практически ежедневно. Это, несомненно, прогрессивное нововведение пока заметно осложняет жизнь преподавателям, которые вынуждены не только параллельно вести традиционный бумажный журнал наряду с электронным, но и заполнять последний с домашнего компьютера, поскольку во многих школах доступ в сеть Интернет существует только у администрации учебного заведения.

Приведённый пример является далеко не единственным проявлением излишней бюрократизации образовательного процесса. Особенно сильно страдают от этого классные руководители и заместители директора, вынужденные регулярно сдавать множество документов (нередко дублирующих друг друга), как в бумажной, так и в электронной форме. Едва ли можно ожидать улучшения ситуации без сокращения искусственно раздутых штатов управлений образования, ведь некоторые чиновники оправдывают своё небедное существование исключительно с помощью разработки и рассылки по школам всё новых форм отчётности.

Не способствует профессиональному росту педагогов и повсеместно распространяющаяся практика введения оплаты за курсы повышения квалификации, а также сохранение на унизительно низком уровне ежемесячной выплаты для приобретения методической литературы в размере 100 рублей. Эта сумма не индексировалась ни разу с момента её введения в 1992 году.

Каково же отношение к учителю в современном обществе? Приходится констатировать, что падкие на скандалы СМИ, не замечая кропотливую созидательную работу большинства педагогов, акцентируют внимание на отдельных случаях нарушения законодательства со стороны учителей, выдавая их за массовые негативные тенденции. В результате у многих россиян складывается ошибочное представление о педагогическом сообществе как о сборище коррупционеров и насильников.

Но, наверное, самый серьёзный удар по положению учителей (и без того незавидному) наносит навязывание порочного принципа «ученик всегда прав». Педагоги практически не имеют рычагов воздействия на бездельников и обнаглевших хулиганов, поскольку со стороны администрации школы настойчиво рекомендуется не наказывать их и не ставить им неудовлетворительные оценки. В свою очередь, если завуч или директор встают на сторону учителя в конфликтной ситуации, то родители таких учеников нередко обращаются с жалобами в вышестоящие инстанции, после чего в школу направляются многочисленные проверяющие, а иногда и ставится вопрос о соответствии представителей администрации школы занимаемым должностям. Если прибавить к этому нежелание директора потерять при отчислении ученика средства, выделяемые на него государством в рамках подушевого финансирования, то становится понятным, почему остаются безнаказанными далеко не детские шалости некоторых школьников.

К сожалению, достаточно типичной является ситуация, когда учителя вольно или невольно дифференцируют учеников по степени влиятельности или благосостояния их родителей. Практика показывает, что отпрыскам крупных чиновников или бизнесменов, оказывающих спонсорскую помощь школе, часто сходят с рук серьёзные провинности, да и с успеваемостью у них, как правило, проблем не возникает. Несомненно, не добавляют уважения к учительскому сообществу и вскрывающиеся факты весьма неблаговидных действий некоторых его представителей – членов избирательных комиссий по обеспечению «правильного» (с точки зрения властей) результата голосования на прошедших выборах. Наблюдая за происходящим в школе, многие дети разочаровываются в своих наставниках, у которых красивые слова расходятся с их реальными делами. Всё это способствует распространению цинизма у учеников и развитию апатии у учителей, что в итоге приводит к падению качества образования в России и росту безнравственности в обществе.

Для исправления ситуации необходим комплекс мероприятий, среди которых можно предложить следующие:

1)    привязка оклада (а не средней зарплаты) учителей к средней по промышленности региона с ежегодной индексацией;
2)    наделение педагогических работников статусом государственных служащих с предоставлением им соответствующих льгот;
3)    установление запрета для учителя на оказание платных образовательных услуг тем школьникам, которые занимаются у него в рамках основной программы;
4)    упорядочение и сокращение отчётности для классных руководителей и администрации школы со стороны управлений образования;
5)    популяризация с помощью СМИ достижений выдающихся педагогов нашего времени;
6)    упрощение возможности отчисления учащихся за неуспеваемость, прогулы и систематическое нарушение школьного распорядка;
7)    документальное оформление запрета на использование учениками мобильных телефонов во время урока и жёсткий контроль за исполнением этого требования.

Ряд предложенных мероприятий из этого далеко не исчерпывающего перечня носят дискуссионный характер и нуждаются в обсуждении и детальной проработке экспертным сообществом. Представляется целесообразным учесть рекомендации специалистов по этим вопросам при принятии в окончательном виде закона «Об образовании в РФ», проект которого обсуждается парламентом в настоящее время.

Мы все должны осознать, что в теперешнее непростое время помимо мер государственной поддержки нашим учителям не в меньшей степени необходима моральная поддержка и внимание со стороны соотечественников. Иначе, очень скоро родители с удивлением обнаружат, что их детей будет просто некому обучать…

Кандидат исторических наук,
учитель истории,
Илья Кучанов


Подписаться на новости
  


 

Подписаться на пресс-релизы

Новости по теме

Пресс-служба

24.04.2024 10:42

В Новосибирске пройдет первомайская демонстрация

18.04.2024 12:26

День рождения вождя мирового пролетариата отметят в Новосибирске

01.03.2024 13:49

В Новосибирске пройдёт круглый стол по вопросам ЖКХ и возможных перспективах национализации энергосистем

22.02.2024 13:41

В Новосибирске пройдет митинг-шествие в день Советской Армии и Военно-Морского Флота

02.02.2024 11:29

В Новосибирске пройдет круглый стол на тему изменений в правилах оплаты утилизационного сбора на транспортные средства

17.01.2024 12:29

В Новосибирске почтят память Владимира Ильича Ленина

20.12.2023 11:57

В Новосибирске отметят 144-ю годовщину со дня рождения Иосифа Сталина

21.11.2023 15:38

Пресс-конференция депутата Госдумы: Как бюджет на 2024 год повлияет на СВО и пенсии

02.11.2023 16:03

106-ю годовщину Великой Октябрьской социалистической революции отметят в Новосибирске

27.09.2023 12:43

30 лет трагедии: В память о расстреле народного правительства в сквере Героев Революции пройдет митинг

Актуальный комментарий

14.02.2024 16:51

Ренат Сулейманов: КПРФ за прямые выборы мэра крупнейшего муниципалитета страны

20.11.2023 18:49

Ренат Сулейманов: Без повышения платежеспособности населения экономический рост невозможен

26.10.2023 16:32

Ренат Сулейманов: Комсомол — это уникальная организация

07.09.2023 14:36

Роман Яковлев: Областной бюджет — жителям региона

25.06.2023 13:04

Анатолий Локоть: Я верю в счастливое будущее родного Новосибирска. Мы создаем его все вместе

31.05.2023 09:29

Анатолий Локоть: С Международным днём защиты детей!

07.04.2023 11:58

Ренат Сулейманов о семинаре отделений КПРФ СФО: Есть, чем поделиться и есть, чему поучиться

08.03.2023 12:03

Анатолий Локоть поздравляет сибирячек с Международным женским днём

27.02.2023 12:27

Анатолий Локоть: С праздником тебя, российский воин! Победы нам всем! Победы – одной на всех! Так было, так есть и так будет!

13.12.2022 11:21

Ренат Сулейманов: Советский Союз базировался на принципах социальной справедливости, дружбе народов и технологическом прогрессе

Аналитика

22.01.2024 11:44

Доклад Рената Сулейманова на X (январском) Пленуме Новосибирского обкома КПРФ

28.08.2023 13:44

Доклад Рената Сулейманова: Опыт стратегического планирования устойчивого развития города Новосибирска и результаты деятельности мэра-коммуниста

21.08.2023 14:48

Проект Избирательного кодекса Российской Федерации

21.07.2023 11:17

«Образование души»: что может парламент?

21.07.2023 09:25

Геннадий Зюганов: «Общество сплачивается на позитивных идеях и конструктивной программе»

02.06.2023 12:18

Геннадий Зюганов: Сражаясь за Русский мир

28.05.2023 11:41

О задачах КПРФ по борьбе с фашизмом и патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Доклад Председателя ЦК КПРФ Г.А. Зюганова на VI (майском) совместном пленуме ЦК и ЦКРК партии

17.02.2023 13:25

Доклад Владимира Кашина на Съезде Ассоциации крестьянско-фермерских хозяйств

03.02.2023 11:45

Геннадий Зюганов: Путину пора вернуть городу-герою подлинное имя — Сталинград

24.01.2023 15:17

Геннадий Зюганов: Будем бороться за победу!

Новости

29.04.2024 15:07

30 апреля — День кедра в Новосибирске

28.04.2024 14:28

Коммунисты Железнодорожного района провели ленинский субботник

27.04.2024 15:41

Комсомолец из Октябрьского района победил на выборах в Молодежный парламент

27.04.2024 15:40

Антон Бурмистров организовал совещание по поводу освещения на ул.Печатников

27.04.2024 15:36

Коммунисты Ленинского района провели субботник на Монументе Славы

27.04.2024 15:33

Евгений Смышляев провел субботник на Грибоедовской аллее

27.04.2024 11:50

Коммунисты Центрального района провели традиционный субботник в сквере Героев революции

26.04.2024 17:22

В два раза больше саженцев раздадут по акции «Кедр в каждый двор»

26.04.2024 15:39

Молодежь выбирает справедливость: данные социологов

26.04.2024 13:08

Георгий Андреев продолжает контроль ремонта подъезда на ул. Лежена