18.04.2012 20:04 Анатолий Казак
В ежемесячном деловом журнале «Коммерсантъ. Секрет фирмы» (№4 от 02.04.2012 года) в статье «Крепкий сибиряк» мэр города Новосибирска Владимир Городецкий публично высказался о планах мэрии города относительно Академгородка — получить собственность ННЦ во владение муниципалитета. Эту же позицию поддерживают некоторые общественные организации Советского района, которые начали акцию по сбору подписей под письмом в адрес Президента РФ, Председателя Правительства РФ. Губернатора Новосибирской области. Основной лейтмотив требований — передача непрофильного имущества в собственность муниципалитета.
В сознании простого обывателя складывается мнение, вот Президиум СО РАН сидит как «собака на сене», и сам содержать не может имущество, и передавать не хочет чиновникам мэрии, которые и «обогреют», и «денежки дадут», и «будет у нас счастье» в жилищно-коммунальном хозяйстве, в медицине и т.д.
На самом деле всё не так. Предложения о передаче непрофильного имущества СО РАН в муниципалитет не основаны на федеральном законодательстве и нормативных правовых актах Правительства РФ. Так, например, Федеральным законом от 23.08.1996 года №127 «О науке и государственной научно-технической политике» и Постановлением Правительства РФ от 19.11.2007 №785 (ред. от 29.03.2011) «О Российской академии наук» определено, что федеральное имущество, включенное в утвержденный Правительством РФ реестр федерального имущества, передаваемого Российской академии наук, и приобретенное за счет средств федерального бюджета, не может направляться на создание других юридических лиц, кроме как на создание подведомственных организаций, быть предметом залога по кредитам и займам или отчуждаться иными способами. Всё федеральное имущество, включая имущество организаций социальной сферы, закреплено за Российской академией наук распоряжением Правительства РФ от 13.11.2010 №2015-р (ред. 03.03.2012).
Таким образом, ни Президиум СО РАН, ни Председатель СО РАН, не имеют возможности принимать решения об отчуждении федерального имущества без изменения федерального законодательства и федеральных правовых актов. В то же время законодательных инициатив такого плана не поступало, ибо пускать под нож приватизации научный комплекс, мягко говоря, неразумно.
Надо отметить, что Президент РФ и Правительство РФ при разработке долгосрочной программы развития страны отдают приоритет таким отраслям, как образование и наука. В феврале 2012 года город Новосибирск посетил Председатель Правительства РФ Владимир Путин. На совещании у Председателя Правительства (протокол №ВП-П10-4пр от 17 февраля) было дано поручение:
«Губернатору Новосибирской области В.А.Юрченко совместно с Минэкономразвития России (Э.С. Набибулинной), Минобрнауки России (А.А.Фурсенко), Минкомсвязи России (И.О.Щёголевым) в срок до 31 декабря 2012 года подготовить предложения по созданию в Новосибирской области Центра образования, исследований и разработок на основе взаимодействия научно-исследовательских и образовательных учреждений и инфраструктурных центров инновационной деятельности (СО РАН, СО РАМН, университетов, технопарков и др.) и представить их на рассмотрение в Правительство Российской Федерации».
Одновременно при визите вице-премьера Дмитрия Рогозина были также даны поручения по организации на базе институтов СО РАН Центра фундаментальных исследований и разработок в интересах национальной обороны.
Таким образом, передача непрофильных активов в процессе повышения статуса СО РАН и его уточнения, является нелогичной операцией.
С другой стороны заявления о передаче имущества в муниципалитет звучат довольно лукаво. Передача непрофильного имущества ННЦ СО РАН в собственность муниципалитета без решения вопроса финансирования является непрофессиональным решением. Надо признать, что финансовые возможности бюджета города очень ограниченны. Три года бюджет города исполняется с дефицитом. При общей величине расходов бюджета города на 2012 год на уровне 35 млрд. рублей доля капитальных вложений (строительство, капитальный ремонт, оборудование) составляет всего 4,5 млрд. рублей (около 13%). В 2013-2014 годах существенного увеличения капитальных вложений не планируется. В то же время только на капитальный ремонт жилого фонда требуется свыше 20 млрд. рублей. На выполнение программ по энергосбережению требуется более 5 млрд. рублей. Значительные затраты город должен нести по программе строительства третьего моста, по программе обеспечения детей местами в детских дошкольных учреждениях, по программам благоустройства и строительства дорожных развязок. В городе находится 58 медицинских учреждений, требующих капитального ремонта. Бюджет города не сможет обеспечить полноценное финансирование непрофильного имущества СО РАН.
Оценивая предложения некоторых политиков и общественных деятелей о передаче имущества ННЦ СО РАН в муниципалитет, следовало бы посоветоваться с населением Советского района, со всеми общественными организациями района, а не с некоторыми. Наломать дров можно легко, вот только восстановить научный потенциал Академгородка будет гораздо сложнее.
Анатолий Казак,
первый секретарь Советского райкома КПРФ