КПРФ в Новосибирске - «Обер-вешатель» Столыпин — как подпорка путинского режима
КПРФ
Новосибирская областная организация
Коммунистической Партии
Российской Федерации
Май 2024
03 04 05 06 07 08 09
10 11 12 13 14 15 16
Сегодня 17 мая 2024
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
Май 2024

Rambler's Top100










«Обер-вешатель» Столыпин — как подпорка путинского режима

12.04.2012 16:00  Ренат Сулейманов, руководитель фракции КПРФ в горсовете Новосибирска


Любой политический режим нуждается в идейной опоре, исторической легитимности. Отрекшись от всего Советского, путинская власть усиленно ищет в Российской истории события и фигуры, способные поддержать не имеющий корней общественный строй, заменить символы преданной советской эпохи. Но попытки эти большей частью неудачны. То придумают «День народного единства», в честь изгнания поляков, который никак не приживется в народе. То поднимут на щит Петра Столыпина, 150-летний юбилей которого будут широко отмечать, используя всю мощь государственной пропагандистской машины. Уже учреждена медаль Столыпина, выпущена серебряная монета, назначены Столыпинские стипендии, открыто два памятника — в Саратове и Славгороде. Готовится к открытию третий — в Москве, перед зданием Правительства. Чем же «идейно близок» Столыпин путинскому режиму, почему усиленно создается новый миф о «премьере-реформаторе»?


Посредственность у власти

Имя Петра Столыпина, еще в 1905 году ничего не говорило высшей политической элите России. Помещик, сын генерала, мелкий чиновник министерства внутренних дел, затем уездный предводитель дворянства, с 1902 г. Гродненский, а с 1903 г. Саратовский губернатор, ни чем выдающимся, себя проявить не успел. В 1905 году в его кабинете был застрелен генерал-адъютант Сахаров, бывший военный министр, прибывший подавлять аграрные беспорядки в губернии. С ними местная власть не справлялась. «Меня вынесла наверх волна событий — вероятно на один миг!», – писал сам Столыпин.

Граф Сергей Витте, действительно выдающийся государственный деятель России, строитель Транссибирской магистрали и КВЖД, автор винной монополии и золотого рубля, вытащивший николаевский режим из бездарно проигранной русско-японской войны и революции 1905 года, отец основатель конституционной реформы 17 октября, отклонил кандидатуру Столыпина в состав первого Совета министров, как никому не известную. Перед открытием I Государственной Думы в апреле 1906 г., недовольный вмешательством придворной камарильи в дела правительства, Витте подал в отставку. Был сформирован кабинет Горемыкина, в котором Столыпин занял пост министра внутренних дел. Просуществовав 72 дня и приняв 391 запрос о незаконных действиях правительства, Дума была распущена. Одновременно в отставку был отправлен добивавшийся ее роспуска премьер Горемыкин. Премьером стал Петр Столыпин, министр внутренних дел, поскольку окружение царя опасалось беспорядков после разгона Думы. Родственную полицейскую душу разглядел в нем дворцовый комендант генерал Трепов, прославившийся приказом войскам при разгоне демонстраций: «холостых залпов не давать, патронов не жалеть!»

Сергей Витте крайне критически отзывался о своем приемнике на посту председателя Совета министров: «При большом темпераменте Столыпин обладал крайне поверхностным умом и почти полным отсутствием государственной культуры и образования. По образованию и уму ввиду неуравновешенности этих качеств Столыпин представлял собою тип штык-юнкера».

Николай II, человек ограниченного ума, не терпел рядом с собой людей, обладавших большими способностями, чем он сам. Ему были нужны послушные исполнители. Потому последнего царя окружали в основном люди недалекие, ничтожные, приведшие, в конце концов, к гибели династию Романовых и Российскую империю. Столыпин продержался возле монарха дольше всех — больше пяти лет.

Властитель Дум

Николай II, под напором революции 1905 года вынужденный пойти на ограничение самодержавной власти и учреждение Государственной Думы, Совета министров и подобия гражданских свобод, все Думы ненавидел. После роспуска I Государственной Думы 220 депутатов всех фракций во главе с председателем Думы собрались в Выборге и приняли так называемое Выборгское воззвание, протестуя против разгона и призывая к гражданскому неповиновению. Первым делом «премьера-реформатора» Столыпина стало уголовное преследование депутатов, подписавших это воззвание. 167 депутатов были преданы суду, приговорены к трем месяцам тюрьмы и лишены избирательных прав и возможности избираться в следующую Думу.

II Государственная Дума, избранная по тому же закону приступила к работе в феврале 1907 года и также не устроила царя и Столыпина. Она просуществовала чуть больше первой — 102 дня. Для ее разгона была придумана специальная полицейская операция. Предлогом для роспуска Думы стало посещение депутатов социал-демократической фракции солдатами, передавшими им наказ. Это посещение и текст наказа подготовили агенты охранки. Столыпин представил это, как заговор против царской семьи и себя лично. Он потребовал отстранения от участия в работе Думы 55 депутатов социал-демократической фракции, а для 16 из них лишения депутатской неприкосновенности и предания суду. Не дожидаясь думского расследования инцидента, II Государственная Дума была распущена, и одновременно, был опубликован тайно подготовленный новый избирательный закон. События вошли в историю под названием третьеиюньский государственный переворот. 37 депутатов — членов РСДРП, было арестовано и осуждено. III Дума, избранная по новому закону, состояла в основном из представителей правящих классов. Народное представительство в Думе закончилось.

«Столыпинские галстуки»

Между заседаниями разгоняемых Дум премьер Столыпин не терял времени зря и принимал чрезвычайные законы. 1 сентября 1906 г. было принято «Положение Совета министров о военно-полевых судах». Проект был подготовлен давно военным прокурором генералом Павловым, впоследствии убитым, но отвергался двумя предыдущими правительствами. Суд состоял из 5 строевых офицеров, назначаемых начальником местного гарнизона. Предварительное следствие не проводилось, обвинительное заключение заменялось приказом о предании суду. Приговор должен был выносится в течение 48 часов и приводиться в исполнение в 24 часа. Военнослужащих предписано было расстреливать, а гражданских лиц — вешать. Отсюда — «столыпинские галстуки». «Обер-вешателем» называл Столыпина В.И. Ленин. Но вешали мало — не хватало палачей. В основном расстреливали.

Согласно официальным источникам, в годы премьерства Столыпина, с 1906 по 1910 гг. за политические преступления было осуждено на смертную казнь 5 735 человек. Для сравнения, за период с 1825 по 1905 год, то есть за восемьдесят лет, предшествовавших первой русской революции, в России были приговорены к смертной казни 625 политических преступника и казнено только 191 человек. Но военно-полевая юстиция применялась не только за политические, но и за общеуголовные тяжкие преступления, так что число жертв упрощенного судопроизводства оценивается десятками тысяч.

Свой голос в защиту жертв столыпинских репрессий возвысил Лев Толстой, выступивший в 1908 году с известной статьей «Не могу молчать!»: «Не говорите, что то, что вы делаете, вы делаете для народа: это неправда, – говорил великий русский писатель, – Все те гадости, которые вы делаете, вы делаете для себя, для своих корыстных, честолюбивых, тщеславных, мстительных, личных целей, для того, чтобы самим пожить еще немножко в том развращении, в котором вы живете и которое вам кажется благом».

«Дальше едешь — тише будешь!»

Самым главным достижением «премьера-реформатора» считается так называемая Столыпинская аграрная реформа. Идея этой реформы Столыпину не принадлежала, провел он ее через Думу только в 1910 году, на излете своего премьерства, судьба этой реформы, как и всех реформ Столыпина, плачевна. Реализовать ее не удалось.

Суть реформы — создать крестьянина-собственника, опору самодержавия. «Крепкий личный собственник, – говорил Столыпин, – нужен для переустройства нашего царства, переустройства его на крепких монархических устоях». Чтобы крестьяне не жгли помещичьи усадьбы и не захватывали помещичьи земли, им было дано право выхода из общины и наделение отделившихся в принудительном порядке общинной землей. Правительство «ставило ставку не на убогих и пьяных, а на крепких и на сильных». Кроме того предполагалось продажа крестьянам государственной земли в Сибири, Средней Азии, на Северном Кавказе. «Дальше едешь – тише будешь», – говорил премьер.

Каков же итог реформы? За 8 лет ее осуществления около 15% домохозяйств выделилось из общин, право собственности получили около 2,5 млн. крестьян из 80-миллионного крестьянского населения, за ними закрепили 10% общинной земли. Треть переселившихся в «столыпинских вагонах» за Урал крестьян вынуждена была возвратиться в европейскую Россию. Деревня осталась голодной и нищей. Помещичье землевладение осталось нетронутым. Главный вопрос наделения крестьян землей не был решен.

«Смерть за царя»

Столыпин любил «позы и фразы», говорил о нем министр внутренних дел Плеве. И даже его смерть стала жутким театральным спектаклем. Отставка Столыпина была предрешена, царское окружение от него отвернулось, его реформы потерпели провал, большая часть России его ненавидела. 1 сентября 1911 г. в киевской опере давали «Сказку о царе Салтане». В театре присутствовал Николай II с двумя дочерьми, свита и высшее общество. В антракте агент охранки Дмитрий Богров, получивший пригласительный билет из рук начальника киевских жандармов, дважды выстрелил в премьера. Пули попали в руку и в живот, была задета печень. Через четыре дня Столыпин умер. Через две недели, после скоротечного следствия и военно-полевого суда был расстрелян Богров. Следствие о причастности к убийству чинов департамента полиции было прекращено по распоряжению Николая II. Современники были уверены, что Столыпин убит царской охранкой, ведомством, которое он сам возглавлял. Система политического сыска пожрала своего вождя.

Выбор одного из самых реакционных деятелей Российской империи времен упадка и разложения в качестве «героя» нынешнего режима характеризует нынешнюю власть. Столыпин — бесцветный бюрократ с патетической риторикой, проваливший все затеваемые реформы, человек, не раз менявший свои взгляды и убеждения, создатель жесткого полицейского режима, человек, назначавший на ключевые посты своих родственников и друзей, тративший на свой комфорт и безопасность огромные государственные средства — альтер-эго путинской власти.

Но власть должна помнить и о том, чем кончил Петр Столыпин.


Подписаться на новости
  


 

Подписаться на пресс-релизы

Новости по теме

Новости

17.05.2024 16:28

Коммунисты Ленинского района встретились с участником СВО

17.05.2024 13:19

Новосибирские коммунисты направили гумпомощь пострадавшим от наводнения в Орске

16.05.2024 16:46

Депутат Смышляев проконтролировал ремонт дворов в Октябрьском районе

16.05.2024 12:36

Строительство шести школ по концессии завершилось уголовным делом

16.05.2024 11:32

Каждому району — свой полигон

15.05.2024 17:56

Ренат Сулейманов о новом правительстве: обстановка требует более энергичных действий

15.05.2024 17:38

Повысить престиж труженика: Ренат Сулейманов задал вопрос новому министру сельского хозяйства

14.05.2024 22:25

Роман Яковлев: надеемся, что новый министр обороны обратит внимание на «Сибсельмаш»

14.05.2024 22:19

Госдума утвердила новое правительство

14.05.2024 12:20

Геннадий Зюганов: Надо плотнее работать с людьми. Быть внимательнее к их просьбам и запросам