09.11.2011 16:48 Григорий Паршиков
Губернатор Новосибирской области бодро и в мажорных интонациях доложил премьеру Путину «об успехах» региона. Промышленность у нас, оказывается, растет, надои повышаются, места в детских садах вот-вот некуда будет девать, а долги по зарплате — пустяковые. Предлагаем премьер-министру, если ему после отбытия из столицы Сибири все еще интересен Новосибирск, ознакомиться с реальным положением дел в городе, и «реальными планами», которые поставили перед собой чиновники-единороссы на следующие 3 года.
В распоряжении редакции сайта КПРФНск оказалась аналитическая справка, подготовленная консультантом фракции КПРФ в городском Совете Новосибирска Анатолием Казаком. Цифры, приводящиеся в ней, оптимизма вызвать не могут. Документ, описывающий трехгодичные перспективы муниципалитета, впору переименовывать в «План социально-экономического падения Новосибирска».
Аналитическая справка по проекту плана СЭР на 2012 и 2013-2014 годы
1. Представленный проект плана социально-экономического развития города на 2012 и плановый период 2013 и 2014 годов (далее – план) содержит прогнозные значения показателей на три года, оценочные показатели 2011 года и показатели 2010 года. Следует обратить внимание, что прогнозные показатели на три года представлены исходя из оптимистического варианта развития. Понятно, что такой сценарий выбран исходя из предвыборной ситуации и необходимости положительного имиджа партии власти. На самом деле при продолжающимся кризисе мировой экономики и экономики страны такой сценарий реализован не будет и получим результат, как в 2008 году, когда принятое решение №1118 не было выполнено.
2. Планируется рост объема отгруженных товаров, работ и услуг собственного производства за три года на 36,1% (с учетом заявленной инфляции 5,5% ежегодно рост около 18% или около 6% ежегодно). В кризис 2009 – 2010 года было падение, рост по 6% в условиях кризиса маловероятен. Также завышены показатели по росту среднемесячной заработной платы с учетом замораживания роста заработной платы для бюджетной сферы (10,6% ежегодно), рост среднемесячной з/платы в 2010 году составил 6,4%. Рост инвестиций до 129,2 млрд. рублей в 2014 году также завышен. Решением №1118 уже закладывали 120 млрд. рублей инвестиций ежегодно в 2009-2011 годах, что не было выполнено. Инвестиции 2010 года – 64 млрд. рублей (рост к 2009 - 105%), инвестиции 2011 года около 78 млрд. рублей (рост 121%).
3. Следует обратить внимание, что из 13 разделов бюджетной муниципальной сферы только по 6 разделам планируется незначительный рост среднемесячной заработной платы (ЖКХ, «Новосибирскресурс», транспорт, совхоз «Цветы Сибири», бытовое обслуживание, «Новосибирская аптечная сеть»). По 7 разделам среднемесячная заработная плата замораживается на три года (социальная поддержка – 14605 рублей, здравоохранение – 17018 рублей, физическая культура и спорт – 16003 рубля, культура – 12394 рублей, по делам молодежи - 10074,9 рублей, образование - 15844,0 рублей, благоустройство - 17277,7 рублей). С учетом ежегодного роста индекса потребительских цен 5,5% и роста тарифов ЖКХ по 10% ежегодно доходы работников бюджетной сферы обесценятся на треть. Следует также обратить внимание, что заработная плата бюджетной сферы составляет от 40 до 60 процентов среднемесячной заработной платы в городе
4. К 2014 году прогнозируется снижение финансирования капитального и текущего ремонта жилого фонда (сокращение на 50,2% в сравнении с 2010 годом и на 47,0% в сравнении с оценкой 2011 года) по причине значительного снижения финансирования из областного и федерального бюджетов. В таком случае прогнозируемый показатель «степень износа жилищного фонда» в 28% ежегодно является заниженным и необходимо закладывать рост степени износа, а значит и рост количества ветхого и аварийного жилого фонда.
5. При замораживании заработной платы одновременно в прогнозных показателях отражен рост расходов в жилищно-коммунальной сфере. Так согласно таблице 7 по развитию муниципального сектора экономики расходы жилищных организаций на 1 квадратный метр (пункт 19) возрастают от 17,21 рублей в 2011 году до 22,5 рубля в 2014 году (рост от 8 до 10 процентов ежегодно). Доля расходов на оплату ЖКУ в потребительских расходах (пункт 18 таблицы 1) возрастают от 12% до 13% за три года. Полная стоимость жилищно-коммунальных услуг в расчете на 1 человека в месяц на социальную норму площади жилья (без электроэнергии) возрастает на 10% ежегодно от 1045 рублей в 2011 году (оценка) до 1392 рубля в 2014 году, то есть на 30%. Справочно: за три предыдущих года рост составил 35%.
6. Доля расходов на питание в потребительских расходах на душу населения (в %) также возрастает за три года от 37,0% до 38,8%, что может свидетельствовать об ухудшении материального благосостояния граждан (в 2009 году эта доля составляла 33,7%). Доля расходов на питание в потребительских расходах на душу населения от 27 до 30 процентов по стратегическому плану развития запланирована на 2015 год, то есть показатели плана не выполняются.
7. В качестве значимой заявлена программа развития системы детских дошкольных учреждений. В то же время обеспеченность детей дошкольного возраста местами в детских дошкольных учреждениях (в процентах) прогнозируется от 48,7% в 2011 году до 49,1% в 2014 году, то есть с ростом на 0,4% или в пределах математической ошибки. Следовательно, поставленная цель не достигается.
8. В проекте плана не выполняются программные цели ОНФ. Так в таблице 1 средняя продолжительность жизни жителей города прогнозируется на уровне 68 лет (все три года). В предвыборной программе ОНФ на 2013 год средняя продолжительность жизни прогнозируется в 70 лет.
9. В проекте плана СЭР не отражено развитие пассажирского общественного транспорта и обновление подвижного состава наземного транспорта. В результате износа и списания подвижного состава заявленное количество единиц транспортных средств наземного транспорта (трамваев, троллейбусов, автобусов) не будет выполнено.
10. Количество получателей субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (в среднем за месяц) остается все три года на одном уровне — 22,3 тысяч семей или 31,3 тысяч человек (2008 год — 61,5 тысяч семей, 2009 — 53,1 тысячи семей). Такое снижение связано с повышением регионального стандарта максимальной допустимой доли собственных расходов граждан на оплату ЖКУ, то есть фактически со свертыванием социальной помощи малоимущим гражданам. С учетом ухудшения материального положения граждан данный показатель не отражает действительного положения дел.
11. В проекте плана СЭР закладывается значительное снижение финансирования капитального ремонта дорог и объектов транспортной инфраструктуры (на 76,6% в сравнении с 2010 годом, на 51,2% в сравнении с оценкой 2011 года). Фактически не планируется обновление материально-технической базы муниципального сектора экономики. Капитальные вложения около 2,5 млрд. рублей ежегодно (2010 год – 2,7 млрд. рублей, 2011 – около 2,8 млрд. рублей). Похожая картина по капитальному и текущему ремонту и приобретению оборудования (в 2,5 раз меньше оценки 2011 года).