04.07.2010 18:20
Вопросы совершенствования бюджетной политики и межбюджетных отношений на протяжении всего созыва стояли в центре внимания комитета по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности. С вступлением в силу Закона «Об общих принципах организации органов местного самоуправления» вопросы межбюджетных отношений стали еще более актуальными.
За отчетный период комитетом по бюджету подготовлен, рассмотрен и принят на сессиях 81 законопроект, в которых я как заместитель председателя комитета принял самое активное участие. Конечно, наиболее значимым для области является принятие областного бюджета на очередной финансовый год, внесение изменений в ходе его исполнения, утверждение отчетов об исполнении бюджетов за прошедший год. Но, все-таки, одним из основных законов для нашего комитета, регулирующим бюджетные правоотношения в Новосибирской области, является закон «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе». В течение созыва этим законом была утверждена объективная методика формирования фондов финансовой поддержки муниципальных образований. Эта методика важна потому, что в нашей области работают 490 муниципальных образований. Справедливо распределить финансовую поддержку каждому из них достаточно сложно, т. к. экономические и налоговые возможности у каждого из них разные. Объем межбюджетных трансфертов, передаваемых муниципальным образованиям, составляет более 30,1 млрд. руб., а это более 40% всего областного бюджета. В 2010 году полномочия по распределению дотаций поселениям переданы органам местного самоуправления районов.
В этом созыве значительно укрепилась взаимосвязь с органами местного самоуправления, особенно в первые полтора года, когда совместно с комитетом по местному самоуправлению, возглавляемым коммунистом В. А. Агеенко, наш комитет проводил совместные выездные заседания, семинары, учебу и консультации. Все это способствовало эффективному взаимодействию местной и областной властей по решению вопросов местного значения. Мне часто приходится бывать в районах и выступать на семинарах. За отчетный период такие семинары прошли в Колыванском, Купинском, Доволенском, Баганском районах, также проводились выездные заседанияя комитета по бюджету: 2006 год — в Северном районе; 2007 год — в Сузунском районе; 2008 год — в Здвинском районе, 2009 год — в Черепановском районе. По итогам выездных заседаний всегда принимались решения в интересах районов и оказывалась конкретная помощь муниципальным образованиям. В 2010 финансовом году расходы областного бюджета увеличились в два раза и составили более 74 млрд. рублей, против 36 млрд. руб. в 2006 году. Бюджет носит социальный характер, т. к. расходы на образование, здравоохранение и спорт, социальную политику, культуру составляют более половины от расходной части областного бюджета.
В то же время важным направлением является оказание государственной поддержки реальному сектору экономики: промышленности, сельскому хозяйству, транспорту и т. д. Получили развитие в законах о бюджете действующие меры государственной поддержки: субсидирование части лизинговых платежей при приобретении оборудования и иных технических средств; субсидирование части процентов по банковским кредитам, в том числе на инвестиционные цели субсидирование части затрат на модернизацию (обновление) основных средств. Следует особо отметить, что по инициативе комитета и при непосредственной моей поддержке удалось существенно увеличить финансирование программных мероприятий по развитию малого и среднего предпринимательства. Если в 2006 году финансирование этой программы составляло чуть более 20 млн. рублей, то уже за 2009 год — 735 млн. рублей, т. е. увеличилась более чем в 36 раз.
Значительное внимание в контрольной работе комитет уделил рассмотрению результатов проверок, проведенных Контрольно-счетной палатой Новосибирской области. Меры, которые принимались по итогам проверок, были направлены на повышение эффективности и экономности использования бюджетных средств и областного имущества. За четыре года на заседаниях комитета рассмотрено около 30 вопросов об отчетах по проверкам. Систематизация проверок позволила значительно улучшить механизм управления областным имуществом, внести необходимые изменения в законы области.
Кстати, я постоянно читаю лекции по вопросам контроля за исполнением бюджетов в Сибирском филиале института системного анализа Счетной палаты РФ по обучению муниципальных служащих.
газета «За народную власть!»
Сергей Канунников, депутат Новосибирского областного Совета депутатов