28.05.2010 16:28
Феерический провал в прокате «шедеврального» произведения Никиты Михалкова стоимостью в несколько десятков миллионов долларов бюджетных средств на этой неделе был закреплен не менее звонким провалом в Каннах. Провал проходил в лучших традициях «нового русского отдыха» — закатили гулянку мирового масштаба, а потом пили и танцевали на пляже залива Напуль.
Весьма показательную оценку «полотну» дал российский зритель, который просто отказался идти в кинотеатры на эту солянку имени Никиты Михалкова. На производство картины было потрачено от 40 до 55 млн. долларов и десяток лет. При этом за создание «кино» заплатили граждане России — главным спонсором михалковской байки стала государственная казна, хоть великий режиссер и уверяет, что были другие мощные спонсоры. Итог первого месяца в кинопрокате, когда фильм должен собрать максимальную прибыль, мягко говоря, очень скромный — 7 млн. Это при том, что на михалковское кино в некоторых регионах гнали чуть ли не силой. А дальше интерес к нему будет только угасать. В интернет-блогах все громче звучит лозунг «Никитушка, верни деньги!». И ведь правда, снято на бюджетные (читай, наши) деньги, а в кино со зрителя снова дерут за вход, да и результат «творчества» — просто удручает. По мнению российского критика Олега Золотарева, «Михалков рассматривается уже не как режиссер, а как государственный бюрократ».
Близкой оказалась оценка «шедевра» и каннскими кинокритиками. Как отмечают очевидцы, в огромном зале кинотеатра «Люмьер» люди прогуливались между балконом и партером прямо во время показа «Утомленных солнцем — 2». А максимум, чего заслужила «постановка», — это «вялые аплодисменты под аккомпанемент легкого посвистывания». И ведь это при том, что кинокритикам сократили продолжительность мучений — из шедеврального полотна были вырезано 40% — 1 час времени. То есть, высокое жюри не смогло «насладиться» сценами где-то на 20 млн. долларов. Вместо 3 часов 30 минут в Каннах фильм длился только 2 часа 30 минут! Об этом, впрочем, и просили искушенные просмотром российские пользователи интернета. Они отмечали, что «шедевру» уже не повредит, если проредить его процентов на 50 — зато зритель быстрее освободится от своей тяжелой зрительской обязанности.
В первом фильме, вышедшем в 1994 году, все истерзанные режиссерской задумкой герои, вроде бы, ко всеобщему облегчению, погибают. Однако, во второй серии появляются снова, как черти из табакерки. Причем с дикими нарушениями хронологии. Сам Никита Михалков, однако, в такие детали зрителю вдаваться не рекомендует, правдоподобие в кинокартине — не главное. «Нет ничего удивительного в том, что мои герои умерли, а потом воскресли. Например, Шерлок Холмс ожил — и почему бы мне было не оживить актера Меньшикова», — заметил Михалков под радостное хихиканье зала.
Впрочем, кинокритики в «великом кино», как оно без ложной скромности именуется самими создателями, не нашли решительно ничего великого. Велика разве что вторичность к другим произведениям: «Кажется, Михалков хотел снять что-то похожее одновременно на Феллини и Эйзенштейна, но у него вышел всего лишь Тарантино без юмора», — сказал в интервью Би-би-си кинокритик газеты Frankfurter Rundschau Даниэль Котеншульте.
После показа картины в кинозале «Люмьер» русской делегацией была организована неформальная часть на пляже. Издание «LifeNews» так прокомментировало это выдающееся мероприятие: «Русская вечеринка по случаю премьеры „Утомленных солнцем — 2“ в Каннах состоялась накануне воскресного закрытия кинофестиваля. Лазурный Берег вздрогнул от торжества, которое по размаху напоминало, например, открытие Московского международного кинофестиваля». Итог поездки в Канны для «Утомленных солнцем — 2» весьма печальный. Картина, участвовавшая в конкурсной программе, не завоевала ни одного приза и не удостоилась какой-либо оценки жюри конкурса. Но Никита Сергеевич не унывает. Теперь он намерен освоить 40 млн. долларов и снять политический триллер, главным героем которого станет русский драматург, поэт, композитор и дипломат Александр Грибоедов. Съемки пройдут в России, Иране, на Кавказе и в Турции. Хорошо быть великим режиссером.
Впервые Каннский фестиваль должен был пройти в сентябре 1939 года. Инициатором проведения форума стал министр Франции по вопросам образования Жан Зэй. Почетным Председателем жюри назначен Луи Люмьер. В программу были включены американский фильм «Волшебник страны Оз» и советский фильм «Ленин в 1918 году». Однако открытие было сорвано начавшейся в Европе Второй мировой войной.
Григорий Паршиков, по материалам интернет-СМИ (газета "За народную власть!")