21.11.2016
…Закончилась очередная сессия. Приняли бюджет в первом чтении. Мы против такого бюджета…
– Принятый бюджет — это бюджет стагнации. Правительство бессистемно латает дыры. Начнем с того, что планируется большущий рост ВВП — 86,8 трлн рублей, а в 2016 году 82,8 трлн. Цифра сомнительна, потому что в 2015 году падение было 3,7%, сейчас уже прогнозное значение падения составляет 1,3%. С чего будет рост, какие ресурсы будут задействованы — непонятно.
Кроме этого, у нас огромный дефицит федерального бюджета — 3 трлн рублей, как будем закрывать, когда резервного фонда не останется — неизвестно. Остатки резервов в 2016 году 2,1 трлн рублей, на 2017 год — 1,1 трлн, то есть в 2017 году мы доедаем резервные фонд. А при условии, что сейчас нет бюджетного правила, по которому мы пополняем резервный фонд, т.к. цена на нефть низкая, пополнять будет нечем. Поэтому будем распечатывать фонд Национального благосостояния, который по закону у нас планировался только на обеспечение пенсионеров.
Следующая проблема — это то, что никак не решается проблема государственного долга регионов. На 1 октября 2016 года официальная цифра долга регионов составляет 2,26 трлн рублей.
Правительство вновь придумало условия, от которых регионам легче не становится. Если раньше дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности просто выдавалась по расчетам бюджетных вопросов —сколько бюджетников, какой фонд заработной платы и другое. То сейчас же поддержка будет предоставляться по новой методике, которая предполагает катастрофические условия для регионов.
Во-первых, регионы должны обеспечить рост налоговых и неналоговых доходов. Когда все валится, регионы должны обеспечить рост, причем процент роста будет согласовываться на уровне правительственных ведомств. Изначально планировалось, что процент будет устанавливать Минфин, но понятно, что если это вступит в силу, регионы сроду не получат эту дотацию. Мы требовали, чтобы регионы сами устанавливали этот процент. Договорились на том, чтобы регион устанавливал процент, а согласовывать его уже будет трехсторонняя комиссия, тоже подконтрольная Минфину.
Вторым требованием для получения федеральных дотаций стал полный отказ от всех льгот. Третье, это рост внебюджетных инвестиций в экономику регионов. То есть мы должны привлекать частных инвесторов, но при этом отменить все налоговые льготы для них. Но ведь это взаимоисключающие пункты. Какой частный инвестор будет вкладывать свои средства без получения льгот.
И последний пункт это обязательная оптимизация расходов на бюджетные сети: больницы, школы и все бюджетные учреждения. Если регион выполняет все эти условия, то тогда он получает дотацию на выравнивание, если регион не выполняет эти условия, то дотацию он не получает. Для регионов это катастрофа.
Изменения коснулись и акцизов на горюче-смазочные материалы (ГСМ – ред.). Сейчас акцизы от ГСМ распределяются 88% в регион и 12% в федеральный бюджет. В 2017 году 61,7% в регион и 38,3% в федеральный бюджет. В 2018 еще больше 57,4% в регион и 42,6 в федеральный бюджет.
Регионы обдирают самым натуральным образом, потому что еще три, четыре года назад все акцизы от ГСМ шли в региональный бюджет и в дорожный фонд, а сейчас от регионов будут требовать дороги, а денег давать на них не будут, и что опять регион делать будет — непонятно. Все эти налоговые и неналоговые бюджетные новеллы могут добить регионы.
Также идет урезание средств выделяемых на государственные программы. Все финансовое обеспечение госпрограмм гораздо ниже, по сравнению с тем, что было. Урезание идет практически по всем программам, больше всего досталось развитию здравоохранения — минус 25,3% в 2017 году, в 2018 — минус 18,4%.
Здесь также не обошлось без бюджетных новелл. Остатки субсидий на госпрограммы, которые раньше возвращались в бюджет, теперь идут в резервный фонд. А так как нашему правительству сегодня кровно необходимо закрыть проблемы обороны, деньги будут уходить туда. Если учесть, что условия вхождения в программу очень сложные, а также то, что федеральные деньги поступают «32 декабря» и их освоить физически невозможно, то тогда, в соответствии с новым бюджетным положением, деньги все будут уходить в резервный фонд правительства.
Удобно придумали, дали деньги, обвинили в том, что не успели освоить и забрали обратно, только уже в резервный фонд. Это просто преступление, а не бюджет и голосовать за него не то, что нельзя, этот бюджет добьет страну.