КПРФ
Новосибирская областная организация
Коммунистической Партии
Российской Федерации
Март 2017
09 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
Сегодня 23 марта 2017
23 24 25 26 27 28 29
30 31 01 02 03 04 05
Апрель 2017

Rambler's Top100










Вадим Агеенко о «мусорном проекте» в Новосибирской области

18.10.2016 11:47


Заместитель председателя комитета по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам Законодательного собрания Новосибирской области Вадим Агеенко рассказал КПРФНск о скандальном проекте «мусорной концессии».


– Здравствуйте, Вадим Алексеевич. На новостных ресурсах появилась информация о повышении тарифа за вывоз мусора в 2017 году. Что вы можете сказать по этому поводу, как руководитель рабочей группы, созданной в Заксобрании после обсуждения этого проекта?

– Тема достаточно обсуждаемая и довольно интересная. Во-первых, стоит отметить, что  федеральный закон №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»  в конце 2015 года претерпел значительные изменения. Законом предусматривалось, что с июля 2016 года по всей России должна была заработать новая схема сбора, хранения, транспортировки, обработки и захоронения твердых коммунальных отходов (ТКО), новая схема оплаты населением ТКО через Регионального оператора, сама эта услуга должна быть изъята из содержания жилья и перейти в разряд самостоятельной коммунальной услуги, т.е. должна появиться отдельная строчка ТКО в наших платежках. Но, как мы и предполагали, ни субъекты федерации ни само правительство РФ оказалось не готова к таким масштабным изменениям. Срок введения закона в силу был отложен на 1 января 2017 года.

– Можете подробно рассказать о схеме и о новых тарифах?

– О тарифах. Надо отметить, что сегодня плата за ТБО входит в состав платежа за содержание жилья. Эта плата устанавливается на собраниях собственников и составляет по Новосибирску от 12 до 40 руб. за кв.м. жилой площади. Как правило, плата за ТБО в содержании жилья составляет 2,5 руб. с кв.м. жилой площади. Эта плата формируется на основании договоров с частными организациями, которые занимаются перевозкой и утилизацией мусора. 

Для населения тарифы на сбор, вывоз и утилизацию ТБО, которые по новому стали называть ТКО, складываются из трех составляющих:
1) Сбор и накопление ТБО (контейнерные площадки и мусорные баки)
2) Транспортировка ТБО (машины мусоровозы)
3) Утилизация ТБО (мусорные полигоны)

Тариф на утилизацию ТБО всегда регулировало государство приказами департамента по тарифам НСО. К примеру, стоимость захоронения одного куба отходов обходиться для МУП САХ 41,5 рубля. А вот тарифы на сбор и транспортировку ТБО государством не регулировались и устанавливались самими компаниями, которые сегодня занимаются мусором. По городу в среднем цены (тарифы) у частных кампаний за сбор, вывоз и захоронение ТБО составляют 150 – 250 руб. за куб.м. мусора. 

В соответствии с новыми изменениями в законе №89-ФЗ государство будет регулировать весь единый тариф на ТКО, от накопления в мусорных баках, транспортировки и до обработки и захоронения мусора на полигонах. По заявлению Минстроя РФ это делается с целью сделать процесс формирования тарифа на ТКО открытым и прозрачным, по единой методике. Правда, до сих пор эта единая методика по установлению тарифов на ТКО Минстроем РФ еще не принята. Именно по этому наш департамент по тарифам сегодня не готов устанавливать тарифы на ТКО.

– И все-таки, какие могут быть тарифы на мусор по предварительным подсчетам? На федеральном уровне заверяют, что тарифы на ТКО не вырастут.

– В Новосибирске сбором и транспортировкой ТБО занимается около 50 компаний. Для населения цена на эту услугу сложилась от 150 до 250 руб. за куб.м. мусора (2,5 – 4,0 руб. на кв.м.). Как мы уже говорили, в эту стоимость входит регулируемое государством собственно захоронение отходов на полигонах. Сегодня Новосибирск обслуживает пять организаций со своими полигонами (свалками) для захоронения мусора, для которых департаментом по тарифам установлены следующие цены (тарифы): 

МУП г. Новосибирска «Спецавтохозяйство» — 41,5 руб./куб.м. (захоронение), 
ООО «НовосибВторРесурс» — 45,61 руб./куб.м. (захоронение), 
ФГУП ЖКХ Новосибирского научного центра СО РАН — 46,57 руб./куб.м. (захоронение), 
ЗАО «Новосибирский мусоро-перерабатывающий завод № 2» — 102,82 руб./куб.м. (утилизация),
ООО «ТБО» — 145,55 руб./куб.м. (обработка).

Таким образом, если из общего тарифа для населения (150-250 руб.куб.м.) исключить захоронение (41,5–102,82 руб.куб.м.) на сбор и транспортировку ТБО остается около 100–140 руб. за куб.м.

Предполагается, что сбор и накопление ТКО останутся за Региональным оператором. Юридически это значит, что обслуживать контейнерные площадки и сами контейнеры будет оператор. Конечно, эта работа стоит определенных затрат. Сколько она может стоить? Возможно 50–70 руб. за куб.м. ТКО. Сколько возьмут за свою работу транспортные организации, за свои машины — мусоровозы? Возможно, те же самые 50–70 руб. за кв.м. Итого 100–140 руб. за куб.м. ТБО. Если «удержать цены» (тарифы) за захоронение ТБО на прежнем уровне, общая цена (тариф) для населения в 2017 году может увеличиться на 5-10%: 160–280 руб. за куб.м. ТБО. 

– Тогда получается, что увеличения тарифа на ТКО будет не таким значительным, как об этом говорят? Оно впишется в рамки текущей инфляции?

– Это зависит от позиции государства, которое должно будет принять новую методику для установления тарифов на ТКО. Но этой методики на федеральном уровне пока нет. Есть только проект, к которому тоже есть много вопросов.

– И, все-таки, Вас что-то беспокоит в тарифной политике государства?

Не столько в самой тарифной политике, сколько в тех гарантиях частным инвесторам в системе ЖКХ, которые государство прописывает в своих законах, а субъекты федерации гарантируют в своих нормативных актах. Поясню. Вы, наверное, уже знаете, что на территории нашей области будут строиться два мусоро-сортировочных завода и два новых полигона (Раздольное и Верх-Тула). Концессионное соглашение с частным инвестором уже подписано. В этом соглашении правительство области гарантирует инвестору (концессионеру) тарифы (цены) на захоронение ТКО — 100 руб. за куб.м. и за обработку (сортировку) ТКО — 350 руб. за куб.м. 

Как вы заметили, вместе это составляет 450 руб. за куб.м. Если даже этот «гарантированный концессионеру» тариф на новых полигонах сравнить с самым «дорогим действующим тарифом» на захоронение — 102,82 руб./куб.м., то мы увидим рост тарифа для этих двух полигонов в четыре раза. При этом общий тариф для населения может подняться до 590 руб. за куб.м. ТБО, а это уже рост тарифа для населения в 2,8 раза. 

– Но ведь это тариф только для двух новых полигонов. Мы можем надеяться, что для действующих полигонов тариф не поднимется?

– Я уверен, что здесь не все так просто. Дело в том, что по новому положению закона № 89-ФЗ все полигоны обязаны будут обеспечить весовой контроль принимаемого мусора (сегодня мусор учитывается в кубах). Расчеты предполагается вести не за кубометр мусора, а только за тонну. Сами «машинные весы» стоят не дешево и плюс их обслуживание. Думаю, только эта норма закона может повлечь за собой увеличение тарифов на захоронение.

– Депутаты как-то намерены контролировать эти тарифы?

– Конечно. Наш комитет по строительству, ЖКХ и тарифам вопросам тарифообразования уделяет особое внимание. Мы регулярно заслушиваем эти вопросы на комитете. При департаменте по тарифам Новосибирской области работает общественный совет, в который я вхожу. На заседаниях совета мы досконально рассматриваем расчеты департамента с конкретными цифрами в руках. Стараемся не допускать необоснованного и резкого роста тарифов. Вот с «новыми едиными тарифами» на ТКО пока всё сложнее. Как я уже говорил, даже утвержденной методики нет. Давайте дождемся этой методики и будем вместе контролировать эти тарифы.

– Как мы знаем из сообщений СМИ, новым законом предполагается кардинально изменить схему сбора и захоронения мусора. Вы что-то можете пояснить по этому поводу?

– О схеме. Да, это так. Сам закон №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» принят в 1998 году. За это время в него вносились 32 изменения. Самые радикальные изменения были внесены 29 декабря 2014 года. 

Как в настоящий момент работает схема сбора, транспортировки и захоронения ТБО? Прежде всего, надо отметить, что работа с ТБО в настоящий момент не отнесена к коммунальной услуге и во всех нормативных актах расценивается как элемент «содержания жилья». Организации, которые занимаются содержанием жилья (УК, ТСЖ и ЖСК) обязаны заключить отдельные договора на вывоз мусора с подведомственных им территорий. Такие договоры заключаются с частными кампаниями. Цена договора определяется не на торгах, а в обычных переговорах. Фактически сегодня сложились среднерыночные цены на эту услугу в пределах 150-250 руб. за куб.м.ТБО.

И так, УК или ТСЖ, заключив договор на вывоз ТБО, обеспечило выполнение своей главной функции — содержание в чистоте своей территории и вывоз ежедневно накапливающихся от жителей бытовых отходов (ТБО). Однако, после вывоза мусора со своей территории УК или ТСЖ юридически не обязаны отслеживать довез ли исполнитель договора этот мусор до полигона (свалки). Порой этот мусор вываливается в пригородные овраги, а иногда и прямо на территории муниципалитетов. У природоохранных, контрольных и муниципальных органов не хватает ни сил, ни времени, а иногда и полномочий, чтобы прекратить этот «мусорный беспредел». Как правило, найти конкретного нарушителя не представляется возможным.

– Новые изменения в закон связаны именно с этой ситуацией?

– По большей части да. Мы с вами прекрасно понимаем, что проще и удобнее взаимодействовать с тем, с кем у вас есть четко прописанные договорные в т.ч. финансовые обязательства. 

По новой схеме обращения ТБО (в законе ТКО — твердые коммунальные отходы) за весь процесс накопления, транспортировки и захоронения ТКО будет отвечать единый оператор для всей области, который выбирается на конкурсе. Население будет обязано платить за вывоз ТКО не УК или ТСЖ а непосредственно оператору (как за капремонт). Соответственно, все договоры с перевозчиками мусора и с владельцами полигонов (свалок) будет так же заключать единый оператор — будут проведены конкурсы.

В этом случае расчет с перевозчиком со стороны оператора должен производиться только после поступления мусора на конкретный полигон. Вываливать мусор в овраги должно стать не выгодно, т.к. для перевозчика каждая тонна мусора становится конкретным объектом зарабатывания денег.  Именно так, вкратце, прописана новая схема обращения с ТКО. Первоначально предполагалось, что она заработает с июля 2016 года, затем срок ввода новой схемы работы с ТКО был перенес на январь 2017 года. 

– Значит ли это, что с 2017 года у нас появится единый оператор, что все УК и ТСЖ должны будут перезаключить свои договоры непосредственно с этим оператором? А кто может стать в нашей области оператором по работе с ТКО?

– Как раз в этом и состоит определенная проблема. Дело в том, что, как обычно происходит в нашей стране, государство, затевая очередную кардинальную реформу, теперь с ТБО не продумало все детали до конца. До сих пор не определены критерии, по которым нужно будет отбирать операторов. Не до конца продуман вопрос контроля за содержанием контейнерных площадок и своевременным вывозом мусора с территорий жилых домов. Юридически за все это должен отвечать оператор, но он всего один на всю область. Как это можно оперативно проконтролировать или кому и за какие деньги можно эту самую скандальную функцию передать? Как организовать учет ТКО не по кубам а по весу (тонны) — весовой контроль ранее не выполнялся и дорого стоит. Есть вопросы к коэффициентам уплотнения, к нормативам накопления мусора. В конце концов, есть вопрос к формированию самих тарифов на ТКО, которые теперь должны полностью регулироваться государством и быть едиными для всей области.

Есть главный вопрос. Законом работа с ТКО переводится в коммунальную услугу. Т.е. теперь у нас в платежках на вполне законных основаниях должна появиться новая строчка коммунальной услуги — ТКО. Но в Правила предоставления коммунальных услуг №354 до сих пор не внесены изменения. Не продуманы критерии качества этой коммунальной услуги, нет формул расчета с населением, не прописаны санкции за предоставление не качественной услуги ТКО.

– Но до начала работы новой схемы работы с мусором остаётся всего четыре месяца. Может ли к новому 2017 году заработать эта новая схема?

– По моему глубокому убеждению, ни субъекты федерации, ни сама федерация в настоящий момент не готовы работать по новой схеме. Одним из основных элементов этой реформы является разработка в каждом субъекте федерации схем работы с ТКО. Срок на разработку, согласование и принятие этих схем устанавливался до 26 сентября 2016 года. На недавно прошедшем семинаре в Москве выяснилось, что реально согласованных и утвержденных схем всего семь. Около сорока схем находятся на стадии доработки или согласования. В одной четверти субъектов к их разработке еще и не приступали. Согласно закону №89-ФЗ без схемы работы с ТКО нельзя избирать оператора, не возможно определить реальные объемы ТКО, сложно определить тариф. Кстати, в Новосибирской области такая схема утверждена 26 сентября.

– Чем же закончится вся эта эпопея с мусором к 2017 году? Есть ли какой-нибудь выход из сложившейся ситуации?

– Выход всегда можно найти если захотеть. Учитывая, что новая коммунальная услуга имеет большое социальное значение и коснётся каждого собственника жилья, многих юрлиц через новый тариф на ТКО и через порядок в наших дворах, полагаю, что действие закона надо переносить на год или хотя бы на полгода. За это время будет возможным доработать всю нормативную базу, обсудить и снять все спорные и не решенные вопросы, широко проинформировать граждан и участников этого рынка о готовящихся изменениях в работе с ТКО. 

Мы на своем комитете этот вопрос рассмотрим отдельно, если депутаты посчитают необходимым, то через Законодательное собрание обратимся в Государственную Думу, к правительству РФ с предложением отложить действие новых положений закона №89-ФЗ на более поздний срок. 




comments powered by HyperComments
Подписаться на новости
  

Подписаться на пресс-релизы

Новости по теме

Пресс-служба

14.03.2017 07:34

Пресс-конференция членов президиума ЦК КПРФ Сергея Обухова и Виктора Пешкова

03.03.2017 07:45

КПРФ приглашает новосибирцев на концерт в честь 8 Марта

21.02.2017 13:13

23 февраля КПРФ проведет торжественный митинг

30.01.2017 09:56

КПРФ проводит пикет против полигона ТБО в Новосибирском районе

16.01.2017 13:29

Новосибирский обком КПРФ почтит память Владимира Ильича Ленина

Актуальный комментарий

27.02.2017 12:18

Ренат Сулейманов: Перед партией стоит множество задач, чтобы достойно встретить 100-летие Великого Октября

31.01.2017 14:12

Сергей Клестов: Перевод ОДН в жилищные услуги сделает эти платежи прозрачнее

16.01.2017 12:51

Ренат Сулейманов: Идеи Великого Октября будут жить вечно

21.11.2016 14:08

Вера Ганзя: Принятый бюджет — катастрофа для регионов

03.11.2016 14:15

Владимир Карпов: Нам надо гордиться Великим Октябрем

Аналитика

19.01.2017 12:42

Возвращение исторической справедливости: Рецензия на монографию Ларисы Белковец «Международное признание Советской России»

29.12.2016 12:43

Степан Сулакшин: Власть превратилась в криминальный институт

07.11.2016 10:58

Предварительные результаты работы мэра и мэрии города Новосибирска в 2016 году

01.11.2016 14:10

«Честные выборы» или как победить в отдельном 136 округе

20.10.2016 12:09

Стратегическое планирование в Российской Федерации: плюсы, вопросы и проблемы

Новости

23.03.2017 16:50

Революция в театре: В Новосибирске стартовал фестиваль «АПАРТЕ»

23.03.2017 16:31

Анатолий Локоть наградил лучших педагогов города

23.03.2017 14:26

Мэрия проверит зарплаты руководства новосибирских МУПов

23.03.2017 14:14

Полномочия главы Куйбышевского района окончательно прекращены

23.03.2017 11:24

Геннадий Куприянов: Работаем для жителей района