КПРФ в Новосибирске - Доклад Рената Сулейманова на Пленуме ОК КПРФ об актуальных вопросах идейно-теоретической работы партии
КПРФ
Новосибирская областная организация
Коммунистической Партии
Российской Федерации
Март 2024
05 06 07 08 09 10 11
12 13 14 15 16 17 18
Сегодня 19 марта 2024
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 01
Апрель 2024

Rambler's Top100










Доклад Рената Сулейманова на Пленуме ОК КПРФ об актуальных вопросах идейно-теоретической работы партии

10.12.2012 12:52

Доклад Рената Сулейманова на Пленуме ОК КПРФ об актуальных вопросах идейно-теоретической работы партии

Доклад второго секретаря обкома КПРФ Рената Сулейманова на совместном пленуме Новосибирского обкома и областной контрольно-ревизионной комиссии КПРФ «О выполнении постановления ХIV (октябрьского) совместного Пленума ЦК и ЦКРК КПРФ «Об актуальных вопросах совершенствования идейно-теоретической работы партии» по проведению агитации, пропаганды и организации партийной учебы в областной организации КПРФ».


Уважаемые товарищи!

27 октября в Москве состоялся ХIV совместный Пленум ЦК и ЦКРК КПРФ рассмотревший вопрос о совершенствовании идейно-теоретической работы партии. С докладом по данному вопросу выступил Геннадий Андреевич Зюганов. Доклад и выступление председателя ЦК КПРФ были опубликованы, поэтому я не буду подробно останавливаться на них. Хочу высказать свои соображения по ряду актуальных? на мой взгляд? идейно-теоретических проблем, обсуждавшихся на Пленуме и наших с Вами задачах, вытекающих из его решений.

Исторический спор не завершен. Соревнование двух систем и двух идеологий продолжается

В Программе КПРФ сделан вывод о том, что принципиальный спор между капитализмом и социализмом не завершен. Реставрация капитализма в России — это временное отступление. Даже после развала СССР в мире продолжатся соревнование двух систем, двух общественно-экономических формаций и соответственно — двух идеологий. Какая из них более эффективна, покажет ближайшее будущее.

Совсем недавно, в ноябре завершился 18-й съезд Компартии Китая, к которому было приковано внимание всего мира. Он вызывал не меньший, а то и больший интерес, чем выборы президента США. КНР заняла место Советского Союза в соревновании между социализмом и капитализмом. По прогнозам экспертов ОЭСР к 2016 году экономика Китая станет первой в мире, обогнав США. В своем докладе на 18-м съезде КПК Ху Циньтао, подводя итоги развития Китая за 10 лет, заявил:

«По общим количественным показателям экономики наша страна с шестого места в мире передвинулась на второе, намного выросли общественные производительные силы, экономическая и научно-техническая мощь, намного поднялись жизненный уровень народа, доходы населения и уровень социального обеспечения, намного возросли совокупная мощь страны, ее международная конкурентоспособность и международное влияние, в облике Китая произошли новые исторические перемены.

Самое главное при подведении итогов борьбы за истекшее десятилетие именно в том, что мы, продолжая твердо руководствоваться марксизмом-ленинизмом, идеями Мао Цзэдуна, теорией Дэн Сяопина и важными идеями тройного представительства, а также смело продвигая теоретическую инновацию на базе практики, выдвинули в увязке с твердым сохранением и развитием социализма с китайской спецификой целый ряд тесно связанных между собой и друг друга пронизывающих новых идей, новых воззрений и новых заключений, сформировали научную концепцию развития и стали претворять ее в жизнь. Научная концепция развития как результат соединения марксизма с реалиями современного Китая и особенностями эпохи является концентрированным выражением марксистских мировоззренческих и методологических принципов по этому вопросу. Дав новый научный ответ на такие важнейшие вопросы, как: какое именно развитие нужно в условиях новой ситуации и каким образом его осуществлять, она подняла на новый уровень наше постижение закономерностей социализма с китайской спецификой, открыла новые горизонты в развитии марксизма современного Китая. Научная концепция развития — самое последнее достижение теоретической системы социализма с китайской спецификой, квинтэссенция коллективного разума Коммунистической партии Китая, мощное идеологическое оружие в руководстве всей партийно-государственной работой. Вместе с марксизмом-ленинизмом, идеями Мао Цзэдуна, теорией Дэн Сяопина и важными идеями тройного представительства она относится к сфере руководящих идей, которых партия обязана постоянно держаться».

Социалистические идеи показывают возрастающее влияние на Латинскую Америку — Бразилию, Венесуэлу, Боливию, Панаму, Мексику, Чили. 7 октября 2012 года на выборах в Венесуэле в четвертый раз победил Уго Чавес, набрав 54,5% голосов. Чавес выступал с программой продолжения социалистических реформ в стране, направленных на строительство социализма XXI века, в рамках которой он уже провел национализацию крупных кампаний. Венесуэла является одной из главных нефтедобывающих стран в мире (15% мировых запасов — в 3 раза больше, чем в России), доходы от продажи которой направляются на здравоохранение, образование, строительство социального жилья. И большинство населения страны на свободных, демократических выборах поддержало этот курс.

Во Франции в 2012 году впервые с 1995 года, после ухода Франсуа Миттерана, социалисты вернули президентскую власть и большинство в парламенте. Социалист Франсуа Оланд одержал победу над Николя Саркози. Мировая печать отмечает высокий результат кандидата Жана-Люка Меланшона, выдвинутого французской компартией и объединенными левыми, получившей лучший результат с президентских выборов 1981 года, когда еще в них участвовал лидер французских коммунистов Жорж Марше.

В восьмидесятые-девяностые годы прошлого века в большинстве стран Евросоюза у власти находились социалисты. Социал-демократическая фракция с 1953 по 1999 годы была самой многочисленной в Европарламенте. Потом они стали терять свое влияние. В начале двухтысячных в половине стран Евросоюза социалистические и социал-демократические правительства были у власти — в 14 из 27 стран. К 2011 году социалисты понесли большие потери и остались во главе 5 государств. Самые существенные поражения — социал-демократов Герхарда Шредера в Германии, левоцентристской коалиции Романо Проди в Италии, лейбористов Гордона Брауна в Великобритании, социалистической рабочей партии Хосе Луиса Сапатеро в Испании. Обращение находящихся у власти социалистов к либеральной политике сыграло с ними злую шутку. Избиратели не простили им отход от традиционных социалистических ценностей.

Теперь мировой кризис вновь качнул европейский политический маятник влево. Левые вернулись к власти в Австрии, Дании, Исландии, Нидерландах, Норвегии, Португалии. Они получили самое большое число мест в парламентах Чехии и Словакии. Правые партии терпят поражение на региональных выборах в Германии и по прогнозам экспертов на федеральных выборах 2013 года социал-демократы имеют все шансы вернуться к власти в ведущем государстве Евросоюза — ФРГ. Пало правое правительство Сильвио Берлускони в Италии. Во Франции после семнадцати лет президентства Ширака и Саркози французские избиратели вернули власть социалистам. Европейцы не хотят платить за кризис из своих карманов, их не устраивает снижение социальных гарантий, ликвидация льгот, повышение пенсионного возраста, участие в военных авантюрах НАТО. Левые идеи вновь актуальны в Европе.

На этих примерах видно, что социалистические идеи в мире не только продолжают жить и успешно воплощаться в практику многих государств, но и демонстрируют свою эффективность по сравнению с неолиберальными доктринами западной идеологии.

Понятие идеологии. Современные идеологические доктрины

Под идеологией принято понимать форму общественного сознания, систему политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических и философских взглядов в которых осознается и оценивается отношение людей к окружающей их действительности. Сам термин возник в Древней Греции, где под идеями понимали «видимую сущность», прообраз. Платон называл идеей умопостигаемые прообразы вещей чувственного мира, истинное бытие. В научный оборот термин «идеология» был введён Антуаном Дестютом де Траси (1754-1836), представителем позднего поколения французских просветителей. В своём труде “Этюд о способности мыслить” (1796 г.) он использовал термин «идеология», чтобы охарактеризовать науку об идеях. Позднее в многотомном сочинении “Элементы идеологии” (1805-1815 гг.) он более подробно развил это понятие. Дестют де Траси характеризовал идеологию как науку об идеях, о том, как они возникают, и о законах человеческого мышления. По его мнению, эта наука должна быть такой же точной, как и все естественные науки.

Известный русский философ Александр Зиновьев в своей книге «Идеология партии будущего» говорит об узком понимании идеологии, как о некотором языковом образовании, тексте. По своему содержанию идеология есть совокупность суждений о явлениях, в которых приходится жить людям. Специфическая социальная роль идеологии — не познание реальности, не образование, не информация, а формирование определенного понимания явлений окружающей их среды, которое существенным образом влияет на их поведение. Специфическая функция идеологии, по мнению А.А. Зиновьева, формирование сознания людей и воздействие на их поведение путем воздействия на их сознание.

Чтобы идеология смогла выполнить свою задачу она должна удовлетворять определенным критериям. Во-первых, она должна быть понятна для тех, кому предназначена. Во-вторых, она должна в какой-то мере соответствовать интересам и желаниям этих людей. В третьих, она должна быть убедительной, адекватной реальности, в которой живут люди.

Идеология характеризуется степенью воздействия на людей — степенью эффективности. Эта степень должна быть достаточно велика, если она опускается ниже некоторого минимума, то данный текст перестает выполнять функции идеологии и сходит со сцены истории. Идеологии явления исторические, они возникают, какое-то время овладевают сознанием людей и умирают. Одни из них живут недолго и охватывают небольшое число людей, другие живут столетия и охватывают многие миллионы.

Сознание конкретных людей формируется под воздействием множества факторов, в число которых входят элементы различных идеологий. Люди приобретают их от окружающих их людей, в бытовом и деловом общении, в процессе воспитания и образования, из литературы и средств массовой информации, из наблюдения окружающей реальности и личного жизненного опыта. Примером идеологий глобального масштаба являются мировые религии и марксизм. Примером частных идеологий могут служить идеологии отдельных государств, классов, партий, общественных движений, сект.

Марксизм исходит из того, что идеология выражает интересы определенных классов данного общества. В сфере идеологии формируются системы ценностей различных общественных классов, здесь они осознают свои коренные интересы, место в обществе, отношение к другим классам, формулируют и обосновывают цели и программы своей деятельности. Господствующей в данном обществе является идеология господствующего класса, который держит в своих руках средства материального и духовного производства. Идеология — часть надстройки и необходимый фактор формирования идеологических (политических, правовых и иных) отношений. Идеологическая борьба рассматривается марксизмом как продолжение борьбы классовой. Известно высказывание В. И. Ленина в его споре со сторонниками «экономизма», сделанное в работе «Что делать?»: «Вопрос стоит только так: буржуазная или социалистическая идеология. Середины тут нет (ибо никакой «третьей» идеологии не выработало человечество, да и вообще в обществе, раздираемом классовыми противоречиями, и не может быть никогда внеклассовой или надклассовой идеологии). Поэтому всякое умаление социалистической идеологии, всякое отстранение от нее означает тем самым усиление идеологии буржуазной».

В классово-антагонистическом обществе отношения и столкновения различных классов находят отражение в области идеологии, и являются одной из форм классовой борьбы, как, например, противоборство буржуазной и социалистической идеологии. Вместе с тем идеология обладает относительной самостоятельностью и поэтому ее связь с классовыми интересами может быть не прямой, а опосредствованной. Особенно это касается идеологических форм, удаленных от экономической основы (философия, религия, мораль).

Идеология может быть зафиксирована в виде систематизированного учения, как это имеет место в случае с марксизмом-ленинизмом, или может оставаться рассеянной по многочисленным и разнородным текстам, как происходит с современной западной идеологией. В зарубежной научной литературе идеология, по существу, идентифицируется с понятием «социально-политическая доктрина».

Современная западная буржуазная идеология может быть представлена в виде двух основных идейных течений — либерализма и консерватизма. Либерализм — идеологическое и общественно-политическое течение, объединяющее сторонников демократических свобод, свободы личности и свободы предпринимательства, система взглядов, согласно которым социальная гармония и прогресс человечества достижимы лишь на базе частной собственности путем обеспечения свободы индивида в экономике и во всех иных сферах человеческой деятельности.

Либерализм зародился в условиях борьбы буржуазии против феодализма, абсолютизма и католической церкви. Духовными отцами либерализма были Джон Локк, Шарль Монтескье, Вольтер, Адам Смит, Давид Риккардо. Политический либерализм нашел выражение во французской «Декларации прав человека и гражданина», где были установлены основы гражданских свобод: народный суверенитет, личная неприкосновенность, свобода совести и мысли, слова и печати, гражданское равенство. В экономической области основатели либерализма требовали отмены регламентаций и ограничений со стороны государственной власти, простора для частной инициативы, максимально свободных условий для развертывания частного предпринимательства, свободы выбора занятий, свободы конкуренции. В основу политической программы «неолибералов» легли идеи консенсуса управляющих и управляемых, не­обходимости участия масс в политическом процессе, демократизации процедуры принятия политических ре­шений.

Политическая идеология консерватизма носит вторичный характер, поскольку она производна от иных идеологических форм. Фундаментальная идея кон­серватизма сформулирована Эдмунтом Берком в «Раз­мышлениях о французской революции» (1790г.), и состоит в признании противоестественности сознательного пере­устройства общества. Носителями идеологии консерватизма являются социальные группы, слои и классы, заинтересованные в сохранении традиционного общественного порядка или в его восстановлении. Различные направления и формы консерватизма обнаруживают общие характерные черты. К ним относятся: признание существования морально-религиозного порядка и несовершенства человеческой природы, убеждение в прирожденном неравенстве людей и в необходимости жесткой социальной и классовой иерархии, предпочтения устоявшихся общественных структур и институтов. Политическими следст­виями таких установок явились воззрения, понимавшие свободу как послушание государству, утверждавшие не­зыблемость государственных институтов капиталистического об­щества, защищавших «естественные» привилегии власти. Не зря «Единая Россия» в 2009 году провозгласила своей официальной идеологией «российский консерватизм», хотя в экономической политике находящийся у власти режим осуществляет либеральную экономическую доктрину.

На Западе широкое распространение получила концепция «деидеологизации», одним из авторов которой был американский социолог Дэниел Белл, основатель теории «постиндустриального» общества, написавший книгу «Конец идеологии» (1960 г.). Согласно данной концепции современные развитые индустриальные страны Запада сталкиваются с проблемами, требующими «технических решений», а не идеологии, и потому влияние идеологии постепенно сходит на нет.

В России в эпоху ельцинских «реформ» этот теоретический постулат Дэниела Белла, от которого отказался сам автор, даже закрепили в статье 13 Конституции Российской Федерации 1993 года, которая признает идеологическое многообразие и запрещает государственную идеологию. Однако закрепление «деидеологизации» на уровне Основного Закона страны преследовало скрытую цель смены коммунистической идеологии на буржуазную. Широко разрекламированная и активно внедряемая идея «деидеологизации» и «деполитизации» привела к разрушительным последствиям. Выяснилось, что фундамент новой российской государственности зыбок и очень не прочен. Россия на деле погрузилась в идейный вакуум, который быстро заполнился причудливой мозаикой идейных воззрений прежних эпох и западной идеологии. Но для России объединяющая идеология является сегодня жизненно важной. Без нее общество расслаивается, теряет ориентиры. Ни о каком прогрессе и развитии в такой ситуации не может быть и речи.

«Одна из фундаментальных причин успешности США — именно исключительная идеологизированность общества, — пишет Михаил Делягин в своей книге «Мировой кризис. Общая теория глобализации». — Еще в 1837 году начинающий политик А. Линкольн впервые выдвинул тезис о необходимости «политической религии», почитающей Конституцию и законы США как религиозную догму. Впоследствии, после гражданской войны, американское общество выработало такую «гражданскую религию», вводящую религиозную жесткость и нормативность в сферу принципиально важных для выживания общества вопросов его внутренней жизни. При этом «гражданская религия» объединяя людей разных вероисповеданий на основе их верности интересам общества, по сути, стала прототипом современных общественных идеологий».

Правящий в России режим неоднократно пытался сформулировать государственную идеологию. Однако все эти попытки оканчивались крахом. Это и поиск «национальной идеи» объявленный Ельциным и проект «суверенной демократии» Суркова, и попытки апеллировать к «квазисоветскому» наследию и некоторым символам Советской эпохи в виде возврата музыки гимна СССР и старания придумать новые праздники в виде «Дня согласия и примирения» и «Дня народного единства».

Сегодня мы наблюдаем очередную попытку власти нащупать идеологический фундамент в виде возврата к знаменитой монархической триаде официальной народности графа Уварова. Во всеподданнейшем докладе на имя Николая I, вступающий в должность министр народного просвещения в 1833 году, писал: «изыскивая те начала, которые составляют собственность России (а каждая земля, каждый народ имеет таковой Палладиум), открывается ясно, что таковых начал, без коих Россия не может благоденствовать, усиливаться, жить — имеем мы три главных: 1) Православная Вера. 2) Самодержавие. 3) Народность».

Обеспечив себе, по сути, самодержавную власть, Владимир Путин пытается усилить идеологическую роль православной церкви и организовать себе народную поддержку через общественное движение в виде «народного фронта», который в любой момент может прийти на смену прогнившей, коррумпированной бюрократии из «Единой России». Однако все идеологические проекты нынешней российской власти носят имитационный, виртуальный характер, не имеют серьезных теоретических основ и исторических корней и поэтому не воспринимаются обществом, не могут его объединить. А самое главное значительное число граждан убедилось на опыте своей собственной жизни в Советском Союзе в преимуществах социализма перед современной капиталистической действительностью. Именно советская идеология, сохраняющаяся в сознании миллионов российских граждан, спасает страну от окончательного распада и деградации.

Проблемы теории научного социализма

При всем многообразии и эклектичности идейных воззрений в современном российском обществе господствует идеология буржуазная. Она непрерывно, в течение 20 лет, навязывается обществу через систему образования, через СМИ и массовую культуру, через коммерческую рекламу, через сам капиталистический образ жизни, где мерилом успешности человека выступают деньги и предметы потребления. И часть общества воспринимает это и является носителем буржуазной идеологии, поскольку она отвечает их жизненным, классовым интересам.

Противостоять этой буржуазной идеологии во всех ее проявлениях может только идеология обновленного социализма ХХI века, в основе которой лежит марксизм-ленинизм. «Учение Маркса всесильно, потому что оно верно», — писал В. И. Ленин еще в 1913 году, когда о возможности победы Великой Октябрьской социалистической революции и тем более о построении мировой системы социализма нельзя было даже предположить (ПСС, т.23, с.43).

Карл Маркс и Фридрих Энгельс не применяли термин «идеология» к собственной системе воззрений, они характеризовали марксизм как научную теорию социализма. В. И. Ленин не только активно пропагандировал и развивал учение Маркса в эпоху империализма, он впервые применил его на практике, добившись коренного поворота мировой истории.

Во времена Ленина марксизм стал идеологией партии большевиков. Но идеологией всего советского общества и государственной идеологией Советского Союза, а затем и мирового коммунистического движения марксизм-ленинизм стал в эпоху Сталина. Александр Зиновьев назвал это идеологической революцией. После Октябрьской революции и Гражданской войны победившая партия должна была предложить малограмотной, религиозной стране понятную и эффективную идеологию, иначе она не удержалась бы у власти. Именно в сталинские годы определилось содержание идеологии, её функции в обществе, методы воздействия на массы людей, наметилась структура идеологических учреждений и выработались правила их функционирования.

Марксистско-ленинская идеология была систематизирована Сталиным в конце 30-х годов. Именно тогда появился отредактированный им Краткий курс истории ВКП(б) и работа «О диалектическом и историческом материализме». Именно тогда, перед войной, по инициативе Сталина был подготовлен учебник по политэкономии. Марксизм-ленинизм стал предметом обучения миллионов молодых людей. Были изданы учебники, справочники, пособия для пропаганды. Возникли партийные и комсомольские школы. Сложился огромный идеологический аппарат. Именно этот практический опыт успешной и эффективной идеологической работы мы должны изучать. Без нее были бы невозможны огромные достижения Советского Союза и победа в Великой Отечественной войне, в которой советская пропагандистская машина оказалась сильнее хваленой геббельсовской пропаганды.

Разрушение Советского Союза началось с разрушения советской идеологии. Первый удар по ней нанес Хрущев, используя критику Сталина в борьбе за собственную власть. Примитивные взгляды Хрущева нашли свое отражение и в новой редакции Программы КПСС, объявившей конкретные сроки построения коммунизма в Советском Союзе и задачу обеспечения самого высокого жизненного уровня по сравнению с любой страной капитализма. Именно в начале 60-х годов в вузах появилась новая учебная дисциплина — научный коммунизм. Расходившийся с реальностью повседневной жизни футурологический прогноз нанес колоссальный удар по коммунистической идеологии, по ее восприятию советским обществом.

Но кризис советской идеологии был обусловлен не только внутренними, но и внешними причинами. «Холодная война» стран Запада против СССР, начавшаяся сразу после окончания Второй мировой войны была во многом войной идеологической. Основные постулаты западной идеологии, используемые для реализации интересов этих стран в международной политике, в том числе примененные в «холодной войне» стран Запада против СССР и коммунистической идеологии, были сформулированы в знаменитой Фултонской речи Уинстона Черчилля «Мускулы мира», произнесенной 5 марта 1946 года. «Мы должны неустанно и бескомпромиссно провозглашать великие принципы демократических прав и свобод человека, являющихся совместным достоянием всех англоязычных народов и нашедших наиболее яркое выражение в американской Декларации независимости, вместившей в себя традиции таких основополагающих актов, как Великая хартия вольностей, Билль о правах, Хабеас Корпус, положение о суде присяжных и, наконец, английское общее право.

Все это означает, что, во-первых, граждане любой страны имеют право избирать правительство своей страны и изменять характер или форму правления, при которой они живут, путем свободных, беспрепятственных выборов, проводимых через посредство тайного голосования, и право это должно обеспечиваться конституционными нормами этой страны; во-вторых, в любой стране должна господствовать свобода слова и мысли и, в-третьих, суды должны быть независимы от исполнительной власти и свободны от влияния каких-либо партий, а отправляемое ими правосудие должно быть основано на законах, одобряемых широкими слоями населения данной страны или освященных временем и традициями этой страны. В этом заключаются основополагающие принципы демократических свобод, о которых должны помнить в каждом доме и в каждой семье. В этом же состоит и суть воззвания английского и американского народов, с которым они обращаются ко всему человечеству».

Этот великолепный идеологический текст и сегодня выглядит привлекательно. Для пропаганды этих принципов были созданы колоссальные политические и идеологические институты, их господство обеспечивается всей мощью западных государств, включая применение военной силы к тем странам и народам, которые не готовы к их добровольному восприятию. Западный мир обрушил на Советское общество колоссальный поток информации о преимуществах западного образа жизни перед советским, способствовал смещению интересов людей из духовной сферы в сферу удовлетворения материальных потребностей. Насколько эта идеологическая витрина западного общества соответствует реальности, многие поняли только сейчас, сопоставив ее с реальными условиями жизни при капитализме.

Западная буржуазная идеология проникла в советскую элиту и интеллигенцию. Ее выразителем в высших эшелонах власти стал Горбачев и его ближайшее окружение. Для укрепления своих позиций в руководстве страны, они сознательно стали разрушать советские идеологические институты и направили их на борьбу с коммунистической идеологией. Окончательно лишившись своих идеологических основ, Советский Союз был разрушен. Мы должны извлечь уроки из этого поражения при формировании идеологии КПРФ и ведении идеологической работы в массах.

Как известно, марксизм, по ленинской классификации состоит из философии (диалектического и исторического материализма), политэкономии и научного социализма. Диалектический метод до сих пор является одним из основных в исследовательском инструментарии всех общественных наук, а формационный подход к историческому процессу изучается во всех университетах мира. Политическая экономия существует как наука и учебная дисциплина во многих странах. Особую популярность взглядам Маркса на капиталистическую экономику, которые к удивлению многих буржуазных экономистов не утратили своей актуальности, придал последний мировой экономический кризис. Из трех источников и трех составных частей марксизма наибольший урон в результате поражения коммунистической идеологии в СССР понес научный социализм.

Именно здесь необходима серьезная теоретическая работа нашей партии, которая начата в Программе КПРФ. Изучение современного российского общества, экономики современного капитализма, объективных закономерностей социальных и политических процессов, конкретного опыта успехов и поражений социализма в СССР и других социалистических странах позволят сформулировать научную теорию обновленного социализма ХХI века. Эта теория должна быть адекватна той социальной реальности, в которой живет современное российское общество, отражать явления социальной и экономической жизни. В качестве методов этого исследования необходимо использовать и методы эмпирической социологии, широко применяемую современной наукой. Особое место в теории научного социализма ХХI века должен занять образ будущего — не абстрактный идеал, а конкретное социалистическое общество, основанное на изучении позитивного опыта СССР, современного Китая, Белоруссии, других стран, где социализм был реализован на практике. Эта теория должна быть систематизирована и изложена в виде доступного идеологического текста.

Также, по нашему мнению, давно назрело издание книги по новейшей истории нашей партии, которой в следующем году исполняется 20 лет.

Социально-классовая структура российского общества и социальная база КПРФ

Хочу напомнить классическое определение классов, данное В. И. Лениным в работе «Великий почин»: «Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а, следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы, это такие группы людей, из которых одна может себе присваивать труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства» (ПСС, 5 изд., т. 39, с. 15)

Что же представляет из себя современное российское общество? Какова его социально-классовая структура?

В Советском Союзе общество принято было делить на рабочий класс, колхозное крестьянство и трудовую интеллигенцию. Выделялась также группа служащих, в которую включали лиц, занятых не физическим трудом в промышленности, торговле и сфере услуг. Эксплуататорские классы в стране были ликвидированы к середине 30-х годов. По численности в 1980 году в СССР рабочий класс составлял 62,7% занятого населения, колхозники — 10,4%, служащие — 26,8%.

По данным Росстата в 2011 году в России из 67,9 млн. человек занятых в экономике, число занятых в промышленности (добывающих и обрабатывающих производствах) составило 16,8%, в сельском и лесном хозяйстве — 9,7%, в сфере услуг — 73,5% населения. Таким образом, соотношение занятых в сфере материального производства и непроизводственной сфере по сравнению с СССР поменялось на противоположное. Эти цифры дают представление о масштабах разрушения производительных сил в стране. По своему стремлению к «постиндустриальному» обществу современная Россия обогнала Германию, где 20,2% населения заняты в промышленности, но еще не догнала США и Великобританию, где данный показатель составляет соответственно 11,5% и 10,3%. Правда, при этом следует помнить, что производительность труда в экономике России в среднем составляет 25% от производительности труда в США.

С изменением структуры экономики поменялась и социально-классовая структура общества. Деиндустриализация страны привела к сокращению в разы рабочего класса, его разобщенности, снижению его протестной активности. Если в 1995 году в России прошло 8856 забастовок, в которых приняло участие 489 тыс. человек, то в 2005 году их число упало до 2575 с числом участников — 84 тыс. человек, а в 2011 году забастовок было всего 2, в которых участвовало 500 человек. И мы обязаны считаться с этой реальностью.

Современное российское общество уже немыслимо без иностранных рабочих. В Западной Европе их десятки миллионов. В России по официальным данным ФМС среднегодовая численность иностранных рабочих 1,6 — 2,2 миллиона, хотя в реальности эти цифры явно занижены в несколько раз. Это даже не феодализм, они образуют социальный слой, напоминающий рабов в Римской империи. Это дешевая рабочая сила, практически лишенная трудовых прав и защиты закона. Иностранным рабочим меньше платят, они не имеют профсоюзов и подвергаются варварской эксплуатации.

Если в 1989 году в СССР в государственном секторе экономики работало 86,2% занятого населения, еще 8,4% в колхозах, и только 5,4% в частном секторе, включая кооперативы и личное подсобное хозяйство, то в 2011 году в государственном и муниципальном секторе экономики осталось 29,7% работающих, а в частном уже 59%. Таким образом, в России сформировался класс частных собственников, владеющих основной частью средств производства в стране и сосредоточивший в своих руках основную часть общественного богатства.

Нарастает имущественное расслоение общества. Децильный коэффициент (разница в доходах 10% самых богатых и 10% самых бедных) даже по данным официальной статистики с 1992 года по 2011 гг. вырос вдвое, и составляет 16,1 раза. Численность населения с доходами ниже прожиточного минимума, а это 6,3 тыс. рублей, по данным Росстата составляет 18,1 млн. человек. А вот как выглядит распределение населения по среднедушевым доходам в 2011 году: менее 10 тыс. рублей получали 29% населения, от 10 тыс. до 15 тыс. рублей — 19,8%, от 15 тыс. до 25 тыс. рублей — 24%, от 25 тыс. до 35 тыс. — 12,1% и свыше 35 тыс. рублей дохода получали только 14,3% населения. Таким образом, 73,6% населения получают доходы ниже, чем средняя зарплата в экономике, и только 26,4% выше. Поэтому вряд ли ¾ населения можно отнести к так называемому «среднему классу». Это скорее все же пролетариат в классическом определении Энгельса: «Пролетариатом называется тот общественный класс, который добывает средства к жизни исключительно путём продажи своего труда, а не живёт за счёт прибыли с какого-нибудь капитала».

Какова же при этом социальная база КПРФ? На какие слои и социальные группы мы можем рассчитывать и опираться в своей работе?

Самую большую группу поддержки КПРФ согласно нашим опросам в Новосибирской области в 2010-2011 годах составляют пенсионеры — 46 -57%, на втором месте в структуре нашего электората люди, занятые в коммерции, торговле, услугах — 10-15,3%, сопоставимо число голосующих за КПРФ работников промышленности, строительства, транспорта — 8,2 — 14%. Достаточно много в нашем электорате работников образования и здравоохранения — 4,7 — 9,3%, студентов — 1,2 — 10,3%, госслужащих и силовиков — 2 — 6%, однако их предпочтения отличаются меньшей стабильностью.

Нет четких предпочтений среди голосующих за нас и в зависимости от материального положения. Так от 6 до 10% нашего электората не испытывают материальных затруднений. Самая большая и стабильная группа в нашем электорате 36 — 39,3% люди, которые материальных трудностей обычно не испытывают, но на дорогостоящие покупки приходится копить. Практически это средний класс. 26 — 34,1% нашего электората не могут позволить себе покупку некоторых важных вещей и продуктов. Менее стабильна в своих предпочтениях группа, которая экономит на самом необходимом, она составляет среди голосующих за нас от 12,9 до 30%. И, наконец, стабильная, но незначительная часть нашего электората 2-2,3% — те, кто живет в нищете.

Таким образом, среди сторонников КПРФ представители различных социальных и профессиональных групп общества, с разным уровнем доходов и материального благосостояния.

Эта тенденция характерна для всех современных партий стран парламентской демократии, включая социалистов и социал-демократов. Они не являются выразителями и защитниками интересов каких-то определенных групп населения. Они ориентируются на все категории избирателей, претендуют на то, чтобы считаться партиями общенародными. Эти партии действуют, руководствуясь ближайшими практическими целями. Они стремятся завоевать популярность в массах и получить как можно больше голосов на выборах, выдвигая для этого лозунги и программы применительно к конкретным условиям сегодняшнего дня.

Однако, принципиальное отличие КПРФ от буржуазных партий в том, что ее деятельность не ограничивается парламентской борьбой. Завершая классовый анализ, необходимо напомнить слова В. И. Ленина: «Люди всегда были и всегда будут глупенькими жертвами обмана и самообмана в политике, пока они не научатся за любыми нравственными, религиозными, политическими, социальными фразами, заявлениями, обещаниями разыскивать интересы тех или иных классов. Сторонники реформы и улучшений всегда будут одурачиваемы защитниками старого, пока не поймут, что всякое старое учреждение, как бы дико и гнило оно не казалось, держится силами тех или иных господствующих классов. А чтобы сломить сопротивление этих классов, есть только одно средство: найти в самом окружающем нас обществе, просветить и организовать для борьбы такие силы, которые могут — и по своему общественному положению должны — составить силу, способную смести старое и создать новое». (ПСС, т.23, с. 47)

Революционная ситуация и проблема авангардной партии

Декабрьские события прошлого года после парламентских выборов заставили многих вспомнить ленинское учение о революционной ситуации. В.И.Ленин в 1915 году в работе «Крах II Интернационала» писал: «Для марксиста не подлежит сомнению, что революция невозможна без революционной ситуации, причем не всякая революционная ситуация приводит к революции. Каковы, вообще говоря, признаки революционной ситуации? Мы наверное не ошибемся, если укажем следующие три главные признака: 1) Невозможность для господствующих классов сохранить в неизмененном виде свое господство; тот или иной кризис «верхов», кризис политики господствующего класса, создающий трещину, в которую прорывается недовольство и возмущение угнетенных классов. Для наступления революции обычно бывает недостаточно, чтобы «низы не хотели», а требуется еще, чтобы «верхи» не могли жить по-старому. 2) Обострение, выше обычного нужды и бедствий угнетенных классов. 3) Значительное повышение, в силу указанных причин, активности масс, в мирную эпоху дающих себя грабить спокойно, а в бурные времена привлекаемых, как всей обстановкой кризиса, так и самими «верхами», к самостоятельному историческому выступлению.

Без этих объективных изменений, независимых от воли не только отдельных групп и партий, но и отдельных классов, революция — по общему правилу — невозможна. Не из всякой революционной ситуации возникает революция, а лишь из такой ситуации, когда к перечисленным выше объективным переменам присоединяется субъективная, именно: присоединяется способность революционного класса на революционные массовые действия, достаточно сильные, чтобы сломить (или надломить) старое правительство, которое никогда, даже и в эпоху кризисов, не «упадет», если его не уронят». (ПСС, т.26,с.218-219)

Массовые выступления конца 2011 первой половины 2012 года в Москве и ряде других крупных городов страны позволяют говорить о том, что мы были свидетелями развития революционной ситуации в России. «Верхи», испугавшись возросшей активности масс, вынуждены были пойти на незначительные политические уступки в виде возвращения в урезанном виде прямых выборов губернаторов, видимости демократизации процедуры регистрации политических партий, временного расширения свободы СМИ и прав на проведение публичных мероприятий.

Движущими силами Болотной площади стали представители либеральной буржуазии, которые стремились решить свои задачи. В этой ситуации встал вопрос о тактике КПРФ. Участвовать ли в «белоленточном» протесте «за честные выборы»? На наш взгляд, ответ на этот вопрос содержится в истории нашей партии и работе В. И. Ленина «Две тактики социал-демократии в демократической революции» написанной в начале революции 1905 года. Первая русская революция носила буржуазно-демократический характер. Ее результатом стал знаменитый манифест 17 октября, разработанный Сергеем Витте, вводивший неприкосновенность личности, свободу слова, собраний, союзов, свободу совести и учреждение первого буржуазного российского парламента — Государственной Думы, наделенной законодательными полномочиями.

Ленин писал: «Марксизм учит пролетария не отстранению от буржуазной революции, не безучастию к ней, не предоставлению руководства в ней буржуазии, а, напротив, самому энергичному участию, самой решительной борьбе за последовательный пролетарский демократизм, за доведение революции до конца. Мы не можем выскочить из буржуазно-демократических рамок русской революции, но мы можем в громадных размерах расширить эти рамки, мы можем и должны в пределах этих рамок бороться за интересы пролетариата, за его непосредственные нужды и за условия подготовки его сил к будущей полной победе». (ПСС, т. 11, с.39-40)

История подтвердила правильность ленинской теории перерастания буржуазно-демократической революции в социалистическую в 1917 году, когда после февральской революции пришел Великий Октябрь.

Во второй половине 2012 года протестное движение в стране пошло на спад. Это сразу почувствовал правящий режим и стал «закручивать гайки». Наступил период реакции. Стали приниматься запретительные законы, ограничивающие конституционные права граждан, начались гонения на лидеров оппозиции, ужесточилось административное давление в ходе выборов. Однако это не решило главной проблемы нынешней власти — неуклонной утраты доверия со стороны большей части населения. После серьезной накачки в ходе президентской гонки, рейтинг Путина не только опустился до низших значений декабря прошлого года, но продолжил свое падение. Так, по данным ФОМ его президентский рейтинг на конец ноября составлял 43%, как в ноябре-декабре 2011 года, а рейтинг доверия упал по сравнению с декабрем прошлого года на 2% и составляет 41%. Его не спасает даже масштабная пропагандистская кампания по борьбе с коррупцией. Рейтинг доверия Медведеву сейчас на 3% ниже, чем в декабре 2011 года и составляет 35%, тогда как рейтинг недоверия на 2% выше прошлогоднего и достиг 27%. Та же картина с рейтингом «Единой России», который составляет 39%.

Общественное недовольство пока не готово выплеснутся в массовый протест, как в декабре прошлого года. Но уровень доверия к власти настолько низок, а степень напряженности в обществе настолько высока, что любое непопулярное решение может обернуться новой волной массовых выступлений. Этот процесс объективен, и мы не можем на него повлиять. Однако, в случае возникновения новой революционной ситуации необходим субъективный фактор — та политическая сила, которая сможет возглавить народный протест. И здесь перед нами встает задача идейного укрепления партии и подготовки партийных кадров.

В своем докладе на февральско-мартовском 1937 года Пленуме ЦК «О недостатках партийной работы и мерах ликвидации троцкистских и иных двурушников» И. В. Сталин сформулировал задачу идеологической подготовки партийных кадров. «Я думаю, что если бы мы смогли, если бы мы сумели наши партийные кадры снизу доверху подготовить идеологически и закалить их политически таким образом, чтобы они могли свободно ориентироваться во внутренней и международной обстановке, если бы мы сумели сделать их вполне зрелыми ленинцами, марксистами, способными решать без серьезных ошибок вопросы руководства страной, то мы разрешили бы этим девять десятых всех наших задач.

Поднять идеологический уровень и политическую закалку этих командных кадров, влить в эти ряды свежие силы, ждущие своего выдвижения, и расширить таким образом состав руководящих кадров — вот задача. Что требуется для этого? Прежде всего, необходимо предложить нашим партийным руководителям — от секретарей ячеек до секретарей областных и республиканских партийных организаций — подобрать себе в течение известного периода по два человека, по два партийных работника, способных быть их действительными заместителями. Могут сказать: а где их достать, двух заместителей на каждого, у нас нет таких людей, нет соответствующих работников. Это неверно, товарищи. Людей способных, людей талантливых у нас десятки тысяч. Надо только их знать и вовремя выдвигать, чтобы они не перестаивали на старом месте и не начинали гнить. Ищите да обрящете». Дальше Сталин изложил стройную систему обучения всех категорий партийных кадров с секретарей первичек, райкомов до секретарей обкомов и секретарей ЦК национальных республик на партийных курсах разного уровня. Эта система была закреплена решением ЦК и в стране возникла сеть партийных школ, просуществовавших до запрета КПСС.

Наши задачи

Товарищи!

Нашей организацией накоплен определенный опыт агитационно-пропагандистской работы и партийной учебы. О нем мы подробно говорили на прошедшей областной отчетно-выборной конференции. Поэтому я остановлюсь на задачах, которые нам предстоит решить.

Первое.

Нам нужно построить систему подготовки кадров, для чего значительно расширить систему партийной учебы, ориентированной на конкретный результат. Мы испытываем настоящий кадровый голод, начиная с секретарей первичек и заканчивая кандидатами на выборные должности. Мы уже сделали первые шаги в этом направлении. У нас два года работает школа политической культуры под руководством В. Я. Карпова. Совсем недавно начала работать школа партийного актива под руководством А. Н. Русакова. В ходе подготовки к съезду народных депутатов Новосибирской области осенью этого года мы провели семь семинаров с депутатами муниципального уровня, в ходе которых смогли охватить порядка 140 депутатов всех сельских районов и городов области.

Но для того, чтобы понимать масштаб стоящей перед нами задачи подготовки кадров я просто перечислю потребности подготовки кадров. Мы в год принимаем в партию около 250 человек молодых коммунистов и около 30 комсомольцев. Это в основном молодые люди, которые не только не имеют коммунистического мировоззрения, но порой даже не имеют представления о марксизме. Для них необходимо организовать курсы начальной партийной подготовки. Я бы предложил список из десяти работ классиков марксизма, первоисточники с которыми должен познакомиться каждый молодой коммунист при вступлении в партию:

1) Маркс К. и Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии.

2) Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства.

3) Ленин В. И. Три источника и три составных части марксизма.

4) Ленин В. И. Карл Маркс (краткий биографический очерк с изложением марксизма).

5) Ленин В. И. Империализм, как высшая стадия капитализма.

6) Ленин В. И. О государстве. Лекция в Свердловском университете.

7) Ленин В. И. Рабочий класс и национальный вопрос.

8) Сталин И. В. Марксизм и национальный вопрос.

9) Сталин И. В. Об основах ленинизма. Лекции, читанные в Свердловском университете.

10) Сталин И. В. О диалектическом и историческом материализме.

Эти курсы можно было бы назвать школой молодого коммуниста, школой первой ступени.

Вторая задача — подготовка партийных кадров. У нас 240 секретарей первичек и 42 секретаря местных отделения, не считая других категорий партийного актива и резерва. Всех их необходимо обучать основам партийного строительства, организационной и идеологической работе, проведению партийных мероприятий, акций протеста, делопроизводству. Это можно назвать школой второй ступени, в которой мы должны обучать и резерв кадров для выдвижения на партийную работу.

Третья задача — подготовка кандидатов на выборные должности. У нас 40 депутатских мандатов в Совете депутатов Новосибирска, 76 депутатских мандатов в Заксобрании области и около 6 тысяч выборных лиц в органах местного самоуправления. Только действующих депутатов, которых тоже нужно учить депутатской работе — 320 человек. Они все должны владеть основами выборных технологий, знать законодательство, уметь работать в Советах и с избирателями. Кроме этого мы должны выдвинуть 2 тысячи членов участковых и 42 членов территориальных комиссий с правом решающего голоса, которые теперь будут работать постоянно, в течение 5 лет. Это не считая наблюдателей и членов комиссий с правом решающего голоса. Таким образом, только для полноценного участия в выборах мы должны найти и подготовить около 10 тысяч человек.

Четвертая школа — экономическая, которую нам помогает открыть А. Н. Абалаков. Она будет рассчитана на 30 человек с полугодовым курсом обучения. Для всех этих школ необходимы программы обучения, кадры преподавателей, система отбора обучающихся и их мотивация к получению соответствующих знаний. Эта большая и сложная задача, которую не решить без активного участия всей нашей областной организации.

Второе.

Нам необходимо совершенствовать нашу агитационно-пропагандистскую работу. Здесь необходимо в ближайшее время решить несколько задач внутрипартийных коммуникаций и обмена информацией.

Во-первых, мы приняли решение о создании электронного обкома КПРФ. Это современное средство внутрипартийной коммуникации. Через электронный обком мы можем организовывать внутрипартийный документооборот, планировать совместную работу структурных подразделений обкома и местных отделений. О его возможностях подробнее расскажет разработчик — И. С. Конобеев. Он готов к запуску.

Во-вторых, на нашем сайте мы должны открыть страницы местных отделений, на которых каждое отделение будет размещать информацию о своей работе, о проводимых мероприятиях, получать обратную связь с интернет-пользователями. О порядке работы этих страниц расскажет редактор сайта Г. К. Черепанов. Мы еще летом просили назначить ответственных за эту работу в каждом местном отделении. В дальнейшем мы должны обсудить проблему агитационной работы КПРФ в интернете и социальных сетях. Это отдельная большая тема, которой нужно заниматься.

В-третьих, мы поставили задачу наладить систему внутрипартийного оповещения через СМС-рассылку. Это особенно важно при проведении массовых публичных акций и мероприятий. Но пока проблема заключается в формировании телефонной базы партийного актива. Нам нужно как можно быстрее завершить эту работу.

В-четвертых, существует положительный опыт ЦК КПРФ и некоторых региональных отделений КПРФ (Иркутского, Красноярского и других) по периодическому изданию партийных бюллетеней. В них публикуются партийные документы, методические рекомендации для местных и первичных отделений КПРФ. Этот опыт мы должны использовать и наладить выпуск собственного бюллетеня.

Третье.

Перед нами стоят задачи расширения нашего агитационно-пропагандистского воздействия на население. Мы уже наладили ежемесячный выпуск листовок, открыток, плакатов на различные актуальные темы. Но для нас по-прежнему важен вопрос расширения подписки на наши партийные издания. Должны повышаться качество, актуальность, компетентность и оперативность публикуемых в наших СМИ материалов. Это, к сожалению, пока не происходит. Нам необходимо повышать требовательность к нашим редакционным коллективам.

Не решен вопрос регулярного выхода информационно-аналитической передачи на КПРФ.ТВ. По-прежнему мало материалов о работе наших депутатов публикуется в районных газетах. Не во всех районах налажена регулярная работа общественных приемных КПРФ и наших депутатов. А ведь это прямая связь партии с населением.

На пятом съезде народных депутатов Новосибирской области мы поставили задачу сформировать карту проблем Новосибирской области. Решение этой задачи могло бы стать мощным агитационно-пропагандистским оружием в наших руках, существенно облегчить работу нашим депутатам и нашим фракциям.

Уважаемые товарищи! Наша партия всегда была сильна своими традициями!

Совсем скоро мы будем отмечать 90-летие образования СССР, бюро обкома приняло решение о проведении научно-теоретической конференции на базе Советского местного отделения КПРФ. Мы приглашаем всех принять в ней самое активное участие. 2 февраля 2013 года мы будем отмечать 70-летие разгрома фашистских войск под Сталинградом. А 6 марта 2013 года исполнится 100 лет со дня рождения нашего земляка, первого трижды Героя Советского Союза Александра Ивановича Покрышкина. Мы предлагаем от имени нашего пленума выйти с предложением в ЦК КПРФ об учреждении юбилейной медали в честь нашего прославленного летчика.

Перед нами стоят сложные и ответственные задачи. Но я уверен, что вместе мы сможем их решить!

Спасибо!





Подписаться на новости
  

Подписаться на пресс-релизы

Новости по теме

Пресс-служба

01.03.2024 06:49

В Новосибирске пройдёт круглый стол по вопросам ЖКХ и возможных перспективах национализации энергосистем

22.02.2024 06:41

В Новосибирске пройдет митинг-шествие в день Советской Армии и Военно-Морского Флота

02.02.2024 04:29

В Новосибирске пройдет круглый стол на тему изменений в правилах оплаты утилизационного сбора на транспортные средства

17.01.2024 05:29

В Новосибирске почтят память Владимира Ильича Ленина

20.12.2023 04:57

В Новосибирске отметят 144-ю годовщину со дня рождения Иосифа Сталина

Актуальный комментарий

14.02.2024 09:51

Ренат Сулейманов: КПРФ за прямые выборы мэра крупнейшего муниципалитета страны

20.11.2023 11:49

Ренат Сулейманов: Без повышения платежеспособности населения экономический рост невозможен

26.10.2023 09:32

Ренат Сулейманов: Комсомол — это уникальная организация

07.09.2023 07:36

Роман Яковлев: Областной бюджет — жителям региона

25.06.2023 06:04

Анатолий Локоть: Я верю в счастливое будущее родного Новосибирска. Мы создаем его все вместе

Аналитика

22.01.2024 04:44

Доклад Рената Сулейманова на X (январском) Пленуме Новосибирского обкома КПРФ

28.08.2023 06:44

Доклад Рената Сулейманова: Опыт стратегического планирования устойчивого развития города Новосибирска и результаты деятельности мэра-коммуниста

21.08.2023 07:48

Проект Избирательного кодекса Российской Федерации

21.07.2023 04:17

«Образование души»: что может парламент?

21.07.2023 02:25

Геннадий Зюганов: «Общество сплачивается на позитивных идеях и конструктивной программе»

Новости

19.03.2024 04:29

Борьба продолжается!

18.03.2024 12:30

Николай Машкарин и Виталий Быков организовали празднование масленицы на округе

18.03.2024 11:26

Депутат горсовета Георгий Андреев организовал масленицу во дворе дома на ул. Толбухина

18.03.2024 09:53

Депутат Антон Бурмистров призвал голосовать за благоустройство набережной ОбьГЭСа

18.03.2024 09:50

КПРФ об итогах выборов Президента России. Брифинг в ИА ТАСС