30.08.2006 10:36
В июне этого года по инициативе "Единой России" Госдума приняла в первом чтении "Закон об автономных учреждениях", который фактически ставит крест на системе бесплатного не только высшего, но и среднего образования в стране. В результате «тихого», в информационном плане, освещения законопроекта (не было ни одного сюжета по центральному телевидению), вводиться новый этап приватизации, который превратит школы и вузы практически в частные компании. Ситуация напоминает принятие 122 закона об отмене льгот. Тогда тоже при принятии законопроекта массовых возмущений и акции протестов не наблюдалось. Но когда закон вступил в силу и каждый смог ощутить его на себе – миллионы граждан вышли на улицы. Но если тогда закон затрагивал в основном пенсионеров, то введение оплаты за обучение в школе коснется, чуть ли не каждого. Уже сегодня законопроект получил негласное название «троянский конь приватизации».
Законопроект предлагает установить так называемые автономные учреждения (АУ), новую форму собственности большинства государственных организаций социальной сферы (все виды школ, ССУЗов, вузов, музеев и т.д.). Отныне - это будут не государственные учреждения, а частные предприятия, ориентированные на получение прибыли. Среднеобразовательные и специальные школы, вузы, детские дома, библиотеки и музеи, лишенные статуса государственных учреждений, фактически теряют бюджетное финансирование, а их работники - все еще остававшиеся у них льготы. Трудовой коллектив АУ не имеет никакого влияния на принятие решений (назначение директора, решение о приватизации и т.д.). Более того, после преобразования в АУ, многие коллективы ждут увольнения - так сказать, оптимизация производства.
Закон также говорит о том, что АУ не вправе без согласия распоряжаться недвижимым и особо ценным имуществом. Но при этом не понятно, как будет определяться «ценность» имущества. А это означает, что руководители АУ и чиновники будут самостоятельно распоряжаться всем имуществом учреждения и определять его стоимость. Первый зампред комитета Госдумы по образованию приводит и науки, председатель общественного движения «Образование для всех» Олег Смолин приводит яркий пример такому разделению:
Применительно к музею это может быть так. Вот, допустим, Леонардо да Винчи или Рафаэль. Это будет особо ценное имущество. А, допустим, импрессионисты или художники французской классической школы 18-ого века – это уже не особо ценное. Критерии совершенно не понятны применительно к тому имуществу, которое реально сосредоточено в социальной сфере.
Сегодня образовательные учреждения имеют достаточно солидную недвижимость. Высшие учебные заведения, находящиеся в собственности государства – лакомый кусочек для бизнесменов, готовых любыми способами получить площади. Или, к примеру, здание – вчера было общежитие для малоимущих граждан, а сегодня собственники решили, что это невыгодно и вместо него появиться гостиница. Такой вариант вполне возможен. Никаких ограничений на дальнейшую перепрофилизацию нет. Нигде не сказано, что передача имущества автономным учреждений возможно лишь тем организациям, которые теми же видами деятельности. Можно отдавать детский сад под казино, остается только договориться с наблюдательным советом, который будет в большинстве своем состоять из чиновников. А с ними бизнес у нас на короткой ноге, как известно. Всем известны так называемые рейдерские схемы, когда организацию намеренно сводят к банкротству, после чего оно просто идет с молотка. Такая схема «перевоплощения»
становиться вполне возможна в новых условиях.
Если все-таки такой закон будет принят, то из этого вытекает как минимум три последствия. Во-первых последует ликвидация целого ряда социальных завоеваний, которые не успели еще отменить монетизацией. Это отсрочки, остатки налоговых льгот, досрочные пенсии, которые установлены для государственных, муниципальных учреждений, но никак не для АУ. Во-вторых, законопроект практически отменит целый ряд конституционных гарантий. Таких, как право на бесплатное образование, бесплатную медицину для тех, кто учиться или лечиться в государственных муниципальных учреждениях. В-третьих, законопроект однозначно приведет к вытеснению бесплатных или бюджетных социальных благ платными социальными услугами в массовом масштабе.
Первый заметитель председателя ЦК КПРФ, профессор МГУ
Иван Мельников уверен, что принятие этого закона повлечет за собой такой же отложенный эффект, как после принятия 122 закона об отмене льгот:
Реакция граждан тогда была тоже не сразу, а спустя несколько месяцев. Миллионы граждан вышли и все-таки заставили в значительной части этот законопроект пересмотреть. Наша задача стоит сейчас в том. Чтобы не допустить его принятия. Потому что вред, который он несет, огромен, и мы должны сделать все, чтобы он не был принят. Для достижение этого наша партия, конечно, будет вести пропагандистскую работу и использовать все возможные механизмы.
Второе чтение закона в Государственной Думе назначено на 13 сентября, и если он будет принят, то вступления в силу можно ждать уже с начала следующего года. Сегодня авторы закона из «Единой России» и Министерства экономического развития г-на
Грефа делают все возможное, чтобы провести закон как можно быстрее и тише, поставив государственные муниципальные учреждения и их работников перед фактом. Борются против принятия этого закона депутаты-коммунисты, профсоюзы, ученые, академики, все те, кому не безразлично будущее образования и науки в целом. Но пока руководители школ, университетов, институтов, музеев, и т.д. не узнают об этом законопроекте, не поймут сущность этого закона, «медвежья» рука не дрогнет большинство в Госдуме решит исход событий.
Сегодня создан
интернет-сайт против «законопроекта об автономных учреждениях», на котором можно узнать подробности законопроекта и его особенности.
Вы можете ознакомиться с текстом закона на нашем сайте в разделе
Нормативные акты