02.12.2021 14:45 Иван Стагис
Заместитель председателя комитета по строительству, ЖКХ и тарифам Законодательного собрания, член фракции КПРФ Вадим Агеенко выступил на круглом столе, посвященном «мусорной» реформе. Тема выступления – возможность изменения печально знаменитой «мусорной» концессии.
Свое выступление Вадим Агеенко начал с того, что еще в 2005 году был принят ФЗ-115 «О концессионных соглашениях», а в апреле 2014 года правительство подготовило постановление о правилах предоставления согласия антимонопольного органа на изменение условий концессии. Эти два документа являются базовыми:
— На последней сессии я говорил губернатору, что существенные условия концессионного соглашения просто так изменить нельзя, если в концессии есть субъект Федерации. Статья 10 115-го Федерального закона как раз говорит о том, что входит в существенные условия — обязательства концессионера по созданию объекта, соблюдение сроков его создания, срок действия самой концессии, у нас она — 40 лет, порядок возмещения расходов в случае досрочного расторжения концессии, объем валовой выручки, который должен потратить концессионер.
Депутат отметил, что статья 13 того же закона указывает, что существует ряд условий, обязывающих концедента (то есть — министерство ЖКХ Новосибирской области) выполнить требования концессионера по изменению условий соглашения: обстоятельства непреодолимой силы, существенные изменения обстоятельств заключения концессии (он подчеркнул, что вопрос дискуссионный), а также решение суда или антимонопольной службы.
Вадим Агеенко особо подчеркнул, что в случае, когда концедентом является субъект Федерации, любое изменение соглашения должно быть согласовано с ФАС. Это, кстати, проявилось и в истории с «мусорной» концессией в Новосибирской области: мало кто знает, что еще в декабре 2015 года «Экология-Новосибирск» обратилась с предложением о заключении концессии, а само соглашение было подписано в июле 2016 года — в разгар летних каникул, в том числе и депутатских:
— Мы посмотрели экономику концессии, убедились, что она крайне невыгодна для Новосибирской области, что мы берем на себя непомерные обязательства.
С октября 2016 года по апрель 2017 года действовала рабочая группа Законодательного собрания в составе 25 человек. Были выработаны предложения по изменению концессионного соглашения, легшие в основу двух дополнительных соглашений, которые даже были подписаны концессионером. В июле 2017 года подписанное постановление правительства отправили на согласование в УФАС, и одобренный двумя сторонами документ получил отказ в согласовании. Тем не менее 2 ноября 2017 года Законодательное собрание единогласно голосует за расторжение «мусорной» концессии, а 16 ноября врио губернатора Травников объявляет о ее «приостановке». В таком статусе концессия существует по сей день:
— Мы тогда уже поняли, что внести какие-то законодательные изменения или дополнения в концессию невозможно. Все, что нужно поменять, относится к существенным условиям. Мы предложили губернатору – расторгни эту концессию, другого пути нет. Концессия приостановлена, но в юриспруденции нет такого понятия – приостановить заключенный договор.
В то же время депутат отмечает, что в 5-м пункте соглашения о приостановлении концессии говорится об обязанностях концессионера (и концедента), которые они должны были выполнить в любом случае — так, концессионер должен был к июлю 2019 года подготовить и сдать два полигона:
— Поводов — много, но почему-то наши чиновники не расторгают.