06.05.2008 21:12
Новосибирская власть уже имеет все основания не спать ночами, со сменой фамилии кремлевского правителя в России может начаться региональная реформа. В России должны появиться супергубернаторы, которые будут курировать десять новых макрорегионов. Кандидатами в супергубернаторы Сибири называют двух региональных лидеров: Александра Хлопонина и Амана Тулеева. Перспектива превратиться в одну из областей обширного сибирского «Аманата» способна вселить ужас в вольнолюбивых новосибирцев. А ведь еще недавно казалось, что такое возможно только в кошмарном сне.
В России в скором времени могут появиться губернаторы нового типа, своего рода супергубернаторы. Они должны возглавить десять макрорегионов, проект создания которых обсуждается в Министерстве регионального развития уже несколько месяцев. По словам его автора — главы Минрегионразвития Дмитрия Козака, границы новых субъектов федерации будут определяться, исходя из экономических соображений. Министр убежден, что благодаря нарезке экономических округов удастся выровнять социально-экономическое положение в регионах-донорах и дотационных субъектах федерации. Как пишет Газета. Ru, предполагается, что границы макрорегионов будут заимствованы из советского прошлого, когда РСФСР была разделена на десять экономических регионов.
При этом схема семи федеральных округов и полпредов, завязанных на президента, продолжит существовать параллельно. Иначе говоря, у президента будут свои округа и полпреды, которые, как и прежде, будут выполнять политические функции, отвечать за выборы, кадровое обновление и исполнение указов президента в регионах, а у правительства свои, что позволит новому премьер-министру Владимиру Путину сохранить свое влияние на губернаторский корпус в вопросах, касающихся экономики. Однако число и границы этих округов совпадать не будут.
В рамках этой концепции рассматривается вариант, предполагающий, что курировать эти регионы будут губернаторы ведущих российских регионов в ранге замминистра регионального развития.
«Я поддерживаю идею о том, что необходимо вычленить макроэкономические крупные территории в нашей стране с целью выравнивания условий жизни россиян в этих регионах. В этой связи такая форма наделения некоторых губернаторов, которые будут курировать не только свой регион в ранге заместителей министра регионального развития, вполне допустима. С учетом того, что президент недавно подписал законопроект о наделении губернаторов рядом полномочий, он открывает очень большие возможности для такого рода предложений и оптимизации управления регионами», — выразил уверенность в интервью «Газете. Ru» спикер Совета федерации Сергей Миронов.
Любопытно, что новосибирский губернатор вступил в открытый спор с Мироновым. «Губернатор и региональная российская политика — это разные вещи. Губернатор отвечает за региональное развитие на своей территории, а региональная политика предполагает общие решения, которые надо вырабатывать или, по крайней мере, координировать эти действия в ряде регионов», — сказал Толоконский на пресс-конференции. В существующей и сложившейся у нас системе отношений статус заместителя министра регионального развития вряд ли дает возможность что-то добавить к полномочиям губернатора, считает он. «Думаю, что я как губернатор имею больше оснований и прав регулировать деятельность федеральных служб в регионе, чем замминистра регионального развития», — цитирует Толоконского РИА «Новости». Вступая в спор с Мироновым, Виктор Толоконский фактически отражает точку зрения большинства глав регионов, которых не радует перспектива оказаться «губернаторами второго сорта», и слова его адресованы не анекдотичному спикеру, а серьезным людям в Кремле.
Эксперты реально опасаются, что появление супергубернаторов может разделить глав регионов на первый и второй сорта. «Если во главе экономических регионов не будет создаваться институт чиновников, а полномочиями будут наделены отдельные губернаторы, на постоянной или ротационной основе, то это может создать проблемы личностного характера в силу конкуренции губернаторов за статус супергубернатора. В некоторых экономических районах есть безусловные лидеры, в других может быть несколько таких лидеров. Поэтому, если будет выбрана такая схема, эти вопросы могут стать камнем преткновения», — засомневался в интервью Газете. Ru политолог Дмитрий Бадовский.
На статус супергубернаторов могут претендовать главы крупных экономически развитых регионов, в прессе назывались губернаторы Красноярского края Александр Хлопонин, Пермского края Олег Чикрунов, Краснодарского края Александр Ткачев, Амурской области Николай Колесов, Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко, Хабаровского края Виктор Ишаев. Этот список не окончательный, иначе как в нем могло оказаться сразу два дальневосточных губернаторов? Если за основу будет браться советская система районирования РСФСР, то в Сибири будет два макрорегиона — Западная и Восточная Сибирь, в таком случае Новосибирская область и Красноярский край окажутся в разных генерал-губернаторствах. Вероятно, поэтому в последнее время в кругах новосибирской элиты обсуждается фигура Амана Тулеева, как будущего супергубернатора. Зная крутой нрав правителя Кузбасса, не трудно представить какие чувства испытывает новосибирское чиновничество. Но чиновников не жалко, они под любого супергубернатору подстроятся. У чиновников позвоночник особой гибкости: вчера они стояли по стойке смирно перед Виталием Петровичем, сегодня поют аллилуйю Виктору Александровичу, а завтра будут падать ниц перед Аманом Гумировичем. Они переживут, но каково будет новосибирцам, привыкшим к свободе и вольнодумству? В Новосибирске и «просвещенный абсолютизм» нынешней власти вызывает противодействие и возмущение, а если нам попытаются навязать «азиатский деспотизм»?
Впрочем, это пока проекты. Очевидно, что введение второй вертикали вызовет сопротивление губернаторов и элит тех регионов, которые не попадут в состав десятки избранных. Однако, зная упорство Козака по прошлым реформам правительства и разграничению полномочий можно не сомневаться, что он будет настойчиво добиваться реализации своих идей. Только вот пойдет ли на пользу людям еще одна бюрократическая надстройка? И не получится ли так, что богатые регионы в результате будут еще богаче, а бедные — беднее?
Андрей Жирнов