КПРФ в Новосибирске - Национальный «прожект»: Каждый день в России закрывается как минимум одна сельская школа
КПРФ
Новосибирская областная организация
Коммунистической Партии
Российской Федерации
Апрель 2024
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
Сегодня 24 апреля 2024
24 25 26 27 28 29 30
01 02 03 04 05 06 07
Май 2024

Rambler's Top100










Национальный «прожект»: Каждый день в России закрывается как минимум одна сельская школа

19.01.2008 23:42


С появлением нового премьер-министра у сельских учителей вновь затеплилась надежда, что власть наконец-то одумается и остановится в бездумной реструктуризации деревенских школ. Ведь теперь во главе правительства в кои-то веки встал человек, работавший на селе. Как раз эта, сельская, глава биографии Виктора Зубкова была преподнесена населению как «доблестная» (по выражению Любови Слиски).


Очень хотелось бы поверить в добрые намерения нового руководителя Кабинета министров, но запас доверия к власти давно исчерпан. А жил человек на селе или не жил — не это главное. У нас вон и Герман Греф в деревне родился, а что толку?

Сердце — оно не бывает городским или сельским. Оно — сердце. И если оно не чувствует боли за родную землю, то никакими умными речами это не прикрыть. Разговоры о «качестве образования», о «равных возможностях для сельских и городских школьников» звучат цинично и неуместно на том кладбище сельских школ, в которое превращается русская провинция.

Вот что пишут в письме в редакцию из Кемеровской области: «З0 июня на общешкольном собрании все родители проголосовали против закрытия школы. Но районные чиновники решили закрыть нашу школу любой ценой. Обоснование — частично аварийное состояние школы. Оно зафиксировано за тридцать минут комиссией и задокументировано актом без номера. Управленцы „обрабатывали“ учителей, заставляя их писать заявления на перевод в другую школу. У нас, родителей, создалось впечатление, что здание нашей школы нужно для коммерческих целей…»

Не правда ли, все это напоминает рейдерские захваты предприятий? В поселке Ерестное Алтайского края некие господа присмотрели красивое место для коттеджа. Но оказалось, что здесь расположена школа, а территория вокруг нее с любовью ухожена детьми и учителями. Для коммерсантов это обстоятельство не стало препятствием. Вначале школу пытались закрыть «по-доброму», через местных чиновников. Когда это не удалось, школу сожгли перед самым началом учебного года. В сентябре в нее должны были пойти 18 первоклассников.

Происходит что-то беспрецедентное: государственные чиновники рука об руку с криминальными группировками отладили и запустили схему насильственного закрытия государственных школ! Поразительнее всего то, что органы прокуратуры крайне редко видят в этом откровенном разбое нечто предосудительное. Все происходит как бы по закону.

Обычно разгром сельской школы начинается с решения областной или районной администрации о превращении школы в филиал другого (поселкового или городского) учебного заведения, а филиал можно закрыть без согласия сельского схода. После этого чиновники заявляют опешившим от неожиданного удара людям: «Вы что, не знаете, какой век на дворе? Качественное образование возможно только в крупных школах! Ваших детей автобус будет возить, а вы тут ноете…!»

На днях получил письмо от учительницы из Ярославской области: «…У нас продолжают потихоньку закрывать сельские школы. Вот добрались до Владыченской школы. Она расположена на территории дворянской усадьбы — добротное старинное здание, хоть и приспособленное, парк без края и конца, очень сильный коллектив учителей. Представьте, какая будет ломка? Вот что сказала замглавы Ерастова учителям: „Никто не виноват, что вы не можете бросить своих коров и уехать!“ Как просто! Куда ехать, кто кого и где ждет? Люди вросли корнями, мыслимо ли вырвать?..»

Если отцы и матери, зная состояние автобусов, окрестных дорог и железнодорожных переездов, не отпускают своих детей за тридевять земель в чужую школу, то власти грозят им лишением родительских прав через суд. Такие случаи уже были в Воронежской и Калининградской областях.

А вот что пишут 26 семей из Мезенского района Архангельской области: «Когда открылась наша Целегорская малокомплектная школа, родители очень радовались, что больше не придется их ребятам с десяти лет жить в интернате. Уже одиннадцать выпускных вечеров отпраздновала она, а теперь в числе первых попадает под закрытие. Эта перспектива ставит жителей деревень в тупик. Как отправлять каждый день малолетних детей в холодном автобусе в школу — в село Козьмогородское, до которого ехать 50 минут? А кормление там на шесть родительских рублей? Какие же для детей вечера, кружки, секции, если после уроков их надо развезти по четырем деревням? Рабочий день у детишек будет, как у взрослых, — с 8 до 16 часов. Кто подумал об их здоровье? Зато для районной власти опять выгода — экономия на зарплатах уволенных учителей. Об учителях и персонале вообще никто не вспомнил, их просто хотят выкинуть без всяких социальных гарантий. Господа руководители, когда вы разрабатываете нацпроекты, о чем вы думаете? Неужели только о том, как отнять, приблизить к краю гибели глубинные деревни, поселки, села?»

Я не сторонник теории заговоров, но невольно согласишься с депутатом Государственной думы от Сахалина Светланой Ивановой, которая уже несколько лет борется за сельские школы и много раз встречалась по этому поводу с правительственными чиновниками: «Абсолютно ясно, что какие-то темные силы боятся возрождения села…»

В июле в Государственной думе при солидарном молчании СМИ прошли общественные слушания на тему «Сельская школа как производственно-технический и социокультурный центр». Олег Смолин, первый заместитель председателя Комитета Государственной думы по образованию и науке, сообщил немногим собравшимся такие вещи, которые в любой другой стране вызвали бы волнения в обществе, отставку министров и стали бы поводом для парламентского расследования. Вот цитата из его выступления: «Перед сегодняшними общественными слушаниями комитет запросил информацию в Правительстве Российской Федерации. В 2003/04 учебном году в России было закрыто 686 общеобразовательных сельских школ, в 2004/05 году — 575, в 2005/06 учебном году — 654. Другими словами, только общеобразовательных школ за эти три года было закрыто почти две тысячи… Я убежден, что вопрос, который мы сегодня обсуждаем, это и вопрос национальной безопасности нашей страны… Когда исчезает сельская школа — исчезает село, когда исчезает село — наша страна превращается в огромную, но безлюдную территорию…»

Добавлю к этому, что, по признанию чиновников, в очереди на закрытие стоят еще пять тысяч сельских школ! На фоне замалчивания таких проблем и таких угроз вся оглушительная трескотня в СМИ о нацпроектах и дележке министерских портфелей, о преемниках и выборах кажется изощренной, дикой издевкой над народом.

Недавно во время командировки в Вологодскую область я встретил учительскую семью Комягиных из деревни Марково Никольского района. Отец преподает в сельской школе труд и черчение, мама — учитель начальных классов. Вместе с одной из четырех дочерей, Юлей, они ехали в областной центр.

Поговорили, как водится, о школьных реформах. Комягины рассказали, что и Марковскую школу, где сейчас учатся около сорока детей, норовят превратить в филиал, в начальную школу. «А куда же вы путь держите?» — спросил я напоследок. Оказалось, район командировал Комягиных на выставку-ярмарку лучших …крестьянских подворий. Я смотрел на этих добрых, приветливых и очень усталых людей и думал о том, что, очевидно, ни в советское, ни в дореволюционное время такая история была бы невозможна. Ведь во все времена сельский мир старался помогать учителю и дровами, и продуктами. До чего надо довести деревню и сельскую школу, чтобы лучшее в районе крестьянское хозяйство было у учителей!

Дмитрий Шеваров


Подписаться на новости
  


 

Подписаться на пресс-релизы