12.09.2007 07:58
В сентябре мы не только поздравляем всех, кто служил в танковых войсках, но и вспоминаем о человеке, который своим талантом и самоотверженной работой заложил основу мощи советской армии, внес неоценимый вклад в Великую Победу. 26 сентября исполняется 67 лет со дня смерти создателя легендарного танка Т-34, конструктора Михаила Ильича Кошкина.
Корреспондент газеты «За народную власть!» встретился с дочерью великого конструктора, Елизаветой Михайловной Кошкиной. Она поделилась с читателями нашей газеты воспоминаниями о своем отце:
«Папа родился и вырос на Переяславщине, исконно русской земле, давшей немало настоящих богатырей духа, впечатляющих примером доблести и вольнолюбия. Вот здесь в многодетной крестьянской семье и появился Михаил Ильич Кошкин 3 декабря 1898 в деревне Брынчаги Ярославской губернии. Октябрьская революция круто изменила судьбу крестьянского сына. В годы гражданской войны в составе частей Красной Армии Михаил Кошкин участвовал в боях под Царицыным и Архангельском, был ранен. В 1921 году прямо из войск его направили на учёбу в Москву. Михаил Кошкин становится слушателем Коммунистического университета имени Свердлова. Со „Свердловки“ начнётся его путь в науку. С 1925 по 1929 год Михаил Кошкин работает в партийных органах Вятской губернии. В 1929 году Кошкин в числе „парттысячников“ вновь садится за конспекты и учебники, а в 1935 году оканчивает кафедру „Автомобили и тракторы“ Ленинградского политехнического института. Ещё будучи студентом „политеха“, он начал работать в конструкторском бюро знаменитого Ленинградского Кировского завода (ОКМО).
Получив диплом о высшем образовании, он приходит в этот коллектив на постоянную работу. В то время ленинградцы трудились над созданием бронетанковой мощи молодого советского государства. В эту работу с головой уходит и молодой специалист Кошкин. В кратчайшие сроки поднять важнейшую оборонную отрасль, танкостроение, — было требованием грозного времени. Прибыл М. И. Кошкин на завод, когда в серийном производстве выпускались танки БТ-5 и БТ-7 и конструкторское бюро, несмотря на молодость, уже имело определённые наработки (танки Т-12, Т-24, БТ). Однако для самостоятельного конструирования новых современных танков КБ пока недоставало опыта и конструкторских кадров. Кошкин, мало знакомый коллективу завода, тем не менее быстро и безо всяких трений вошёл в его жизнь. Он чутко воспринимал обстановку того времени, привлёк к работе многих конструкторов, производственников и военных, разделяя их наболевшие проблемы, трудности и переживания. Он был принципиален, трудолюбив и честен. Благодаря этим качествам он очень быстро приобрел авторитет на заводе.
По воспоминаниям ветерана танкостроения А. Забайкина, Михаил Ильич был прост в обращении и деловит. Не любил многословия. Как конструктор быстро входил в суть конструкции, прикидывая её надёжность, технологичность, возможности массового изготовления. Внимательно выслушивал нас, технологов, и, если наши замечания были обоснованными, немедленно их использовал. Его любил коллектив“.Два опытных танка Т-34 были изготовлены и переданы на войсковые испытания 10 февраля 1940 года. Эти испытания, проходившие в феврале-марте, полностью подтвердили высокие технические и боевые качества нового танка.
5 марта 1940 года два танка Т-34 вышли с завода в контрольно-испытательный пробег по маршруту Харьков—Москва. Главный конструктор Михаил Кошкин возглавил этот пробег. На Ивановской площади Кремля 17 марта 1940 года танки Т-34, а также боевые машины, изготовленные другими заводами, были продемонстрированы членам правительства. По просьбе Сталина механики-водители Н. Носик и О. Дюкалов проехали по площади. Осмотрев „тридцатьчетвёрки“, Сталин одобрительно отозвался о них, назвав новый танк „первой ласточкой“. После кремлёвского смотра танки Т-34 испытывались на подмосковном полигоне и на Карельском перешейке. В апреле сорокового года, возвращаясь своим ходом в Харьков, под Орлом один из танков опрокинулся в воду. Помогая вытаскивать его, Кошкин, уже простуженный, сильно промок. По возвращении в Харьков он по настоянию врачей был госпитализирован.
Показ танков в Кремле стал переломной вехой в летописи создания Т-34. Танк был рекомендован для немедленной постановки на производство. На 183-м заводе закипела работа по подготовке серийного выпуска „тридцатьчетвёрки“. Михаил Кошкин, несмотря на болезнь, продолжал активно руководить доработкой танка. Главный конструктор работал на износ. Его болезнь внезапно обострилась. Из Москвы срочно вызвали специалиста-хирурга. Больного прооперировали: пришлось удалить лёгкое. Но это не помогло. Михаил Ильич скончался в санатории „Занки“ под Харьковом, где проходил реабилитационный курс лечения. За гробом главного конструктора шёл весь завод.
В октябре 1940 года было начато серийное производство танков Т-34. В конце сорокового года начальником КБ — главным конструктором был назначен А. А. Морозов. Он продолжил дело своего предшественника, проводя доводку поставленного на серийное производство Т-34. Сам А. А. Морозов сразу после окончания Великой Отечественной войны в 1945 году писал: „Основы конструкции танка Т-34 заложил и разработал Михаил Ильич Кошкин. Он организовал коллектив молодых конструкторов, постоянно учил их не бояться трудностей, которых бывает всегда немало при решении сложных задач. Этому замечательному конструктору мы, в первую очередь, обязаны появлением такого совершенного типа танка, каким является Т-34“.В 1942 году конструктору Михаилу Ильичу Кошкину была присуждена (посмертно) Государственная премия СССР. Долгое время имя создателя легендарного Т-34 Михаила Кошкина было практически неизвестно. А завод, где родилась эта самая совершенная боевая машина второй мировой войны (ныне — Харьковский завод им. Малышева), именовался в литературе Южным. Неподалёку от его проходной в мае 1985 года был открыт памятник творцу „тридцатьчетвёрки“, а в 1990 году, через 50 лет после смерти, присвоено звание Героя Социалистического Труда. Ежегодно 3 декабря к подножию памятника возлагаются цветы — дань благодарной памяти гению танкостроения, настоящему патриоту и замечательному человеку».
Михаил Баяндин