05.09.2007 15:27
Первый секретарь Новосибирского обкома КПРФ, депутат Государственной думы Анатолий Локоть знает ситуацию в этой сфере не понаслышке. В начале девяностых, как и многим родителям тогдашних школьников, ему пришлось глубоко прочувствовать все негативные изменения в образовательном процессе. Серьезное недофинансирование учебных учреждений, нищенские зарплаты учителей – все это привело к тому, что школу покинули многие зрелые педагоги; школьные здания, не помнящие капитального ремонта, обветшали; именно тогда к решению проблем начали призывать родительские кошельки… Сегодня Компартия и фракция КПРФ в Госдуме утверждает: образование – одна из главных забот государства.
nbsp;— Все достижения советского периода — в науке, космонавтике, технологиях — это за счет фундаментального среднего образования, — считает Анатолий Локоть. — Нам завидовали в этом, к нам приезжали учиться. Современное образование доведено до кризисного состояния. И необходимо принимать меры, чтобы вывести его из этого положения.
— Сейчас в стране осуществляется реформа образования…
— А к чему она приведет? Вот предложили ЕГЭ. Аргументация такая: единый государственный экзамен демократизирует процесс поступления в вузы. На деле же получается, что он лишь задает усредненную для всех планку. А традиция русской, советской школы — это отбор лучших умов, углубленное познание тех или иных предметов. Не зря уважаемый ученый, педагог, бывший ректор НГУ Николай Диканский выступал против ЕГЭ. В университете давно уже сложилась система отбора талантливых ребят со всей Сибири в ФМШ, физико-математическую школу при вузе. А при введении ЕГЭ она рушится! Учителя говорят, что сегодня бы Пушкин и Менделеев не сдали ЕГЭ. У Пушкина были проблемы с точными науками, а Менделеев, хоть и был невероятно талантлив в химии, с русским языком не дружил.
Кроме того, ЕГЭ не решает и ещё одну язвенную проблему нынешнего образования — проблему бедных и богатых. Конечно, мы потихоньку выходим из финансовой ямы, но рывка, обещанного теми, кто занимается реформированием образования, не произошло! Те же гранты в рамках национального проекта «Образование» выдаются таким школам, которые и так находятся на высоком уровне. А остальные? А их туда дальше — вниз.
Ещё пример: принят закон об автономных учреждениях. По сути, это первый шаг, который приведет бюджетную сферу и образование, прежде всего, к приватизации.
Закон позволяет собственнику, а собственник у нас муниципалитеты и государство — «сбрасывать» учреждения с бюджетного финансирования и переводить на хозяйственный расчет, на вольные хлеба. Идите — зарабатывайте сами. Что такое «зарабатывайте сами» в образовательной сфере? Это платное образование. Вот к чему нас подводят.
И если сегодня взимают какие-то отчисления с родителей, то грядет узаконенное платное образование. Ты хочешь, чтобы у твоего ребенка был вот такой предмет — ради бога, плати деньги. В таком случае большинство родителей не сможет обеспечить учебу своим детям. Неравенство в этой сфере ведет к глобальному снижению образовательного уровня всей нации.
— А что предлагает сегодня КПРФ?
— У нас есть своя программа развития образования. Над ней работали известные педагоги. Среди них Иван Иванович Мельников — профессор НГУ, очень уважаемый в научной и педагогической сфере человек, это Олег Николаевич Смолин, наш земляк, омич, доктор наук, Нина Александровна Астанина, тоже педагог, и другие. Наша программа прошла обсуждение и нашла поддержку во многих педагогических коллективах, в том числе и в Новосибирске.
Мы считаем, что образование, в первую очередь среднее, в нашей стране должно быть доступным, в идеале оно должно быть бесплатным, как это было в Советском Союзе.
По этой позиции наша программа полностью не совпадает с теми реалиями, которые «организуют» господа Фурсенко и еже с ним, которые критикуются педагогическим сообществом.
— Программа программой, а действия?
— Если бы мы имели сегодня большинство в Государственной думе, я вас уверяю, эта программа начала бы действовать, мы бы заставили корректировать курс, а скорее -заменили таких руководителей, как министра образования Фурсенко. Мы прекрасно понимаем: за то, что сегодня происходит в нашем образовании, должно отвечать государство, прежде всего. Это — его вина. Государство обязано заботиться о своем будущем.
Артем Скатов