27.04.2007 20:34
В связи с увеличением в летнее время пассажиропотока в Новосибирской области, все чаще стали подниматься вопросы, связанные с состоянием дорог и пассажирских перевозок. Эти проблемы поднимаются не только на депутатских слушаниях, но и на акциях протеста, которые с завидной периодичностью проходят в городе.
Одной из основных проблем пассажирских перевозок в Новосибирской области специалистами обладминистрации признано плохое состояние дорожной сети, которая не позволяет оптимизировать работу подвижного состава. Муниципальные перевозчики зачастую используют единственный вид автобусов – ПАЗ. Этот автобус выдерживает любую грубую эксплуатацию. Большая проблема перевозчиков - изношенность парка (машины городского сообщения изношены на 44%, междугородние автобусы почти на 90%, подвижной состав метрополитена - на 59,8%, пригородный железнодорожный транспорт - на 75%, трамваи и троллейбусы - более чем на 75%).
Данная проблема возникла в результате неэффективной организации пассажирских перевозок при наличии большого количества официально установленных льгот. А соответствующие расходы городского и пригородного транспорта долгое время не компенсировались. Для того, чтобы выйти из этой проблемы, транспортники просят ввести специальные меры государственной поддержки.
«Мы понимаем что, многие проблемы, которые необходимо решать. В частности важно иметь собственную инфраструктуру, обслуживающую пассажирские перевозки» - прокомментировал сложившуюся ситуацию руководитель Департамента транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области Владимир Никонов. «На сегодняшний день в Новосибирске междугороднее сообщение лишено нормальных условий функционирования. Единственный в городе автовокзал сильно стеснен в вопросах развития. Наши исследования показали, что большое количество пассажирских перевозок производится без использования автовокзала. Все эти проблемы нами уже не раз проговаривались, и вопрос сейчас стоит только в части привлечении инвестиций в эту сферу».
Сейчас областные транспортники ориентируются на высокий уровень потребности в их услугах. Однако, в обладминистрации уверены, что высокий уровень автомобилизации может родить в людях уверенность, что потребность в общественном транспорте будет снижаться.
«Скорее всего, мы столкнемся с ограничениями улично-дорожной сети. Общественный пассажирский транспорт должен получать свое развитие, а не сворачиваться» - говорит Никонов.
Владимир Никонов считает, пассажирский транспорт нужно выводить из сферы обслуживания муниципалитета. По мнению чиновника, это достаточная интересная область для бизнеса и предпринимательства:
«Мы должны правильно выстроить отношение органов муниципального управления с бизнесом, для того, чтобы обеспечить интересы пассажиров и предпринимателей. Мы понимаем, что это является одним из главных вызовов. Если нам удастся выстроить эти отношения, развитие будет идти активно, как и в любой другой отрасли».
Государство должно четко осознать ту ответственность, которая вытекает из обеспечения интересов пользователей пассажирского транспорта и организаторов пассажирских перевозок. Кроме того, оно должно обеспечить доступность пассажирского транспорта. Речь идет не только о финансовой стороне вопроса, но и о физической доступности пассажирского транспорта. Общественный транспорт должен покрывать социальные потребности жителей Новосибирской области. В связи с этим возникают проблемы развития маршрутной сети, вопросы восстановления и развития инфраструктуры.
Новосибирские транспортники уверены, что необходимо более аккуратно подходить к ценовой политике. Тарифы должны формироваться не только исходя из вопросов себестоимости пассажирских перевозок, ведь государство несет на себе социальную функцию обеспечения доступности общественного транспорта для всех категорий населения. Должны быть выработаны нормативные подходы по формированию тарифной политики. Если при этом не обеспечивается рентабельность транспорта, государство должно взять на себя вопросы, связанные с рентабельностью этого проекта, в противном случае бизнес тут работать не будет, а муниципальный транспорт обанкротится окончательно. Поэтому транспортники предложили организовать систему субсидирования пассажирского транспорта, которая будет формироваться на справедливой оплате выполненной работы.
Георгий Андреев