КПРФ в Новосибирске - Анатолий Локоть: «Российские олигархи добиваются поглощения Белоруссии»
КПРФ
Новосибирская областная организация
Коммунистической Партии
Российской Федерации
Март 2024
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
Сегодня 29 марта 2024
29 30 31 01 02 03 04
05 06 07 08 09 10 11
Апрель 2024

Rambler's Top100










Анатолий Локоть: «Российские олигархи добиваются поглощения Белоруссии»

28.12.2006 11:44


После избрания в Государственную Думу лидер новосибирских коммунистов Анатолий Локоть был делегирован от фракции КПРФ в Парламентское Собрание Союзного государства Белоруссии и России, где за три года стал одним из самых заметных политиков. В течение нескольких лет член комиссии ПСГ по экономической политике и зампредседателя комитета по собственности Госдумы Анатолий Локоть последовательно выступал за ускорение объединительных процессов и экономической интеграции двух братских республик. Его вопросы о судьбе Конституционного акта Союзного государства не раз ставили в тупик высшее руководство страны. Однако после последней декабрьской сессии парламентского собрания в Москве Анатолий Локоть пришел к выводу, что процесс объединения «не просто буксует, а реально заморожен».


— Анатолий Евгеньевич, зачем экономически успешной Белоруссии, чьи граждане обеспечены лучше россиян, объединяться с Россией? На первый взгляд, страна от этого может потерять больше, чем приобрести.

— У белорусов действительно другое соотношение зарплат и цен. Их доходы намного выше российских, и экономика Белоруссии растет очень быстрыми темпами. Два года назад они вышли на уровень промышленного производства 1990 года, что до сих пор не удалось никому из республик бывшего СССР. По прогнозам нашего министра финансов Алексея Кудрина Россия на этот уровень выйдет, в лучшем случае, к концу 2007 года.

На самом деле, на данном историческом этапе перед Белоруссией, как это уже не раз было в ее истории, встал выбор — на Восток или на Запад. В разные эпохи страна была под Литвой, под Польшей, и закрывала от них Россию, и вместе с литовцами, поляками и россиянами защищала Россию от немцев. Историческим выбором Белоруссии всегда была Россия, потому что именно отсюда они всегда получали поддержку и здесь находили защиту.

Сегодня Белоруссия очень заинтересована в партнерстве с российской энергетической и нефтегазовой отраслями. Особо ее интересует наша промышленность. Все-таки, Белоруссия развивалась как часть Советского союза, и не случайно ее называли «сборочным цехом» СССР. Белорусам удалось сохранить те производства, которых давно нет в России, но которые нуждаются в нашей элементной базе. Поэтому сегодня Белоруссии очень легко интегрироваться в российскую экономику. На мой взгляд, это один из фундаментальных факторов нашего сближения.

— В России в 90-е годы прошла тотальная приватизация государственной собственности, чего белорусам удалось избежать, и сегодня команда Александра Лукашенко сохраняет огромное влияние на экономику за счет контроля над предприятиями. Однако не придется ли белорусам в случае создания союзного государства принять российские «правила игры» и пойти по пути акционирования госсобственности?

— Получив, по образному выражению Александра Лукашенко, «кровавый обрубок» государства, Белоруссия за пятнадцать лет сумела восстановить экономику. Команда Лукашенко смогла удержать страну от кризиса. Сегодня там идут процессы модернизации, нормально работают рыночные механизмы и частная собственность гарантирована государством. Другой вопрос, что государство благодаря воле президента не допустило повальной приватизации, как это произошло в России, поэтому в Белоруссии нет олигархов. На Западе это вызывает сильнейшее раздражение, но белорусы правильно действуют. Тут главный вопрос — делается что-то в интересах страны, или нет.

Понимая интересы российских олигархов, руководители Белоруссии хотели бы в результате создания союзного государства сохранить государственный суверенитет своей страны. Поэтому белорусская сторона и предложила форму конфедеративного союзного государства. В то же время определенные олигархические силы России добиваются поглощения Белоруссии. С помощью Кремля они навязывают Лукашенко вхождение целой страны в Россию на правах одного, либо нескольких субъектов федерации — по числу шести белорусских областей. Именно в этом, по-видимому, заключается основное противоречие объединения России и Белоруссии.

С другой стороны, мотивы России тоже понятны. Наша власть опасается слишком свободного положения участников в союзе, и пытается предотвратить возможность повторения развала СССР. Обжегшись на молоке, на воду дуешь. Кроме того, российская сторона постоянно говорит о том, что экономический успех Белоруссии объясняется льготными условиями доступа к энергетическим и нефтегазовым ресурсам России. Лично я в этом не вижу ничего плохого, потому что белорусы не разворовали дешевую нефть и газ, не рассовали деньги по карманам отдельных лиц, а использовали возможности в целях развития государства.

Есть еще один субъективный, но очень важный фактор, тормозящий объединение стран. Это вопрос лидера Союзного государства. Сильная и харизматичная фигура Александра Лукашенко, способного сложные вещи объяснить простым языком и увлечь за собой массы, не устраивает очень многих представителей российской элиты, а некоторых и откровенно пугает. В едином политическом пространстве неординарность Лукашенко может заиграть всеми своими гранями, и как это скажется на настроениях российских избирателей, можно лишь догадываться.

— У Парламентского собрания были предложения по преодолению противоречий между лидерами стран в рамках единого союзного государства? — Нашей комиссией были подготовлены четыре варианта Конституционного акта, но даже в согласованном к последнему заседанию Высшего Госсовета Белоруссии и России проекте союзной Конституции не был решен вопрос о судьбе руководителей президентов. По моим ощущениям, именно он стал основным тормозом в ходе переговоров Путина и Лукашенко.

Между тем, один из рабочих вариантов, подготовленных Парламентским Собранием, который был мне наиболее близок, предполагал форму союза со значительной самостоятельностью Белоруссии, общим парламентом, общим правительством и госсоветом из руководителей государств. Предполагалось, что оба государства передавали союзу функции обороны, внешней политики, регулирование таможенных и внешнеторговых отношений. Однако в последний момент под давлением российской стороны этот проект был снят.

Позже я напрямую задавал вопрос Борису Грызлову, и спрашивал, чего мы хотим? Союзного государства? Какого-то другого альянса? Лично мне кажется, что мы потеряли общую цель объединения государств, и теперь каждая сторона формулирует ее по-своему.

— Каковы все-таки реальные перспективы создания Союзного государства?— Когда я начинал работу в Государственной Думе 4 созыва и в Парламентском собрании Союзного государства, у меня были надежды, что за три-четыре года вопрос о Конституционном акте как главный вопрос объединения, будет решен. В течение всех этих лет над проектом Конституционного акта работала специальная комиссия, и в течение 2006 года председатель Союзного парламента Борис Грызлов дважды публично говорил о том, что мы вот-вот выйдем на рассмотрение документа.

Весной этого года Грызлов докладывал парламентскому собранию о ходе работы комиссии, среди депутатов даже был распространен рабочий вариант Конституционного акта. Но опять не сложилось. На декабрьской сессии ПСГ информацию о Конституционном акте пришлось вырывать из Грызлова клещами. Он долго выступал, рассказывая о совместных социальных, гуманитарных и культурных программах, но главный вопрос опять остался без ответа.

Подводя итоги уходящего года я с горечью констатирую: создание Союзного государства не просто забуксовало, оно заморожено. И виновата в этом российская сторона. Депутаты-коммунисты в течение всего созыва поднимали вопрос подготовки Конституционного акта и вынесения его на национальные референдумы России и Белоруссии. Вопрос Союзной Конституции для нас был главным. Однако Госдума в лице «Единой России» раз за разом отодвигала публичное обсуждение этого вопроса, пока совсем не задвинула. По законодательству России в год федеральных выборов референдумы запрещены. Это самый циничный поступок Государственной Думы 4 созыва, которая не оправдала надежд граждан двух государств. Думу 4 созыва, в которой власть узурпировала «Единая Россия», можно с полным основанием считать антинародной. Это она провела монетизации льгот, приняла Жилищный, Лесной и Водный кодексы. Но если бы эта Дума сумела сделать только один шаг навстречу Белоруссии, он мог бы если не перечеркнуть, то в историческом значении хотя бы уравновесить те циничные дела, которые за четыре года совершила «Единая Россия».

Однако я уверен, что даже сейчас еще не все потеряно. Для этого президенту России достаточно проявить политическую волю, и объединительный процесс возобновится. Мнение общественности, как российской, так и белорусской, здесь может сыграть одну из решающих ролей. Лично я как депутат не пожалею никаких сил для продвижения этого вопроса.

— Как вы считаете, проблема создания Союзного государства может стать одной из тем предстоящих кампаний по выборам Госдумы и президента?

— КПРФ — единственная партия, которая включила восстановление Советского Союза в свою программу, и, несомненно, эта тема может стать одним из наших козырей. Россия кровно заинтересована в объединении с Белоруссией.

Создание Союзного государства позволит нам наиболее эффективно интегрировать национальные экономики. Белоруссия сохранила многие технологии, которые мы потеряли безвозвратно, например, мы давно не можем производить отечественные телевизоры из собственных деталей. Во-вторых, при создании единого государства транспортировка газа на Запад будет проходить через свою территорию. Наконец, мы тем самым отодвинем свою государственную границу на многие сотни километров на запад, и Белоруссия образует надежный щит России от НАТО. Нельзя забывать, что НАТОвские самолеты летают в Прибалтике, в пяти минутах лет от Москвы.

Еще один важнейший психологический момент объединения — это создание прецедента. Объединение с Белоруссией будет замечено на постсоветском пространстве и станет катализатором процессов возвращения многих республик в союз с Россией. Особенно это касается Казахстана и Украины. Однако если сегодня мы не сумеем реализовать план союза с Белоруссией, совсем скоро в России сработают другие исторические механизмы, которые привели к распаду Советского Союза.

Олег Полетаев

Подписаться на новости
  


 

Подписаться на пресс-релизы