10.11.2006 22:25
Сегодня в здании Новосибирского облсовета открылся Всероссийский межмуниципальный форум, посвященный 20-летию Ассоциации сибирских и дальневосточных городов, но празднование круглой даты было омрачено предстоящими изменениями в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления», которые могут загубить межмуниципальное движение в России.
Участие в этом широкомасштабном мероприятии приняли не только мэры более чем 50 городов Сибири и Дальнего востока, но и руководители регионов, представители федеральных структур и ведомств. Интерес к форуму проявили также и иностранные эксперты в сфере местного самоуправления.
Одним из основных детищ АСДГ является Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления», над реализацией которого так долго работала ассоциация. Тем не менее, теперь этот закон может перечеркнуть все отлаженные отношения между городами Сибири и Дальнего Востока и кардинально изменить идеологию местного самоуправления, прописанную этим же законом.
Дело в том, что три депутата Госдумы от партии «Единая Россия» инициировали внесение изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления», так называемая, поправка Мокрого, Жидкого и Огонькова. Суть одного из предложений: отменить выборы глав административных центров, столиц субъектов Федерации. То есть, по этому проекту, с 1 января 2007 года мэров, возможно, будут не избирать, а назначать сверху.
Ситуацию прокомментировал член ЦК КПРФ, заместитель председателя комитета Госдумы по местному самоуправлению Виктор Кузнецов:
- В этот раз мы имеем дело с несущей конструкцией государства, то есть идет речь о городах, которые формируют не только бюджеты областей, но и федерации. И если здесь будут допущены серьезные сбои, то и стране будет довольно тяжело. Это во многом неправильный законопроект, поэтому необходимо внести необходимое количество поправок, чтобы уровень городского управления сохранить в полном масштабе, в котором он необходим населению и городам. Если все полномочия отдать в область, то начнется разрушение правового поля — вот начнем мы в каждом районе издавать нормативные акты, но у нас трамвай, метро общие, и мы бы хотели, чтобы коммунальные проблемы решались одинаково для всех жителей города. Пока это понимания за стеной с зубцами нет.
Негативное отношение к предложенным поправкам выразил и один из основателей АСДГ, первый мэр Новосибирска
Иван Индинок:
- У городов, видимо, судьба такая. Им всегда придется бороться за право на свое самоуправление, за право развиваться, так как нужно. Но права эти постоянно ущемляются. Как только система «устаканилась» и начала работать, трое депутатов, которые никогда не работали мэрами, вносят сомнительные предложения. Что значит не избирать мэров? Это значит разорвать город на 10 районов, потому что каждый район должен иметь свой бюджет, тогда получается, что мэрия будет управлять номинально, ведь у кого деньги, тот и управляет.
Депутат городского Совета от КПРФ
Валентин Пысин уверен, что благодаря всеобщему объединению между городами, достигнутому ассоциацией проблему удастся разрешить:
- Любое представительство какого-нибудь города в Москве без существующего авторитета АСДГ не имело бы никакого значения. Накопленный за 20 лет опыт ассоциации уникален. И я надеюсь, что он позволит отстоять проблемы муниципальных образований на федеральном уровне.
Окончательная судьба поправок, возможно, будет решена на совещании, которое пройдет 13-14 ноября в Москве при участии мэров 70 городов и представителей аппарата президента.
Владимир Городецкий также занимает позицию большинства глав муниципальных образований, состоящих в ассоциации:
-Эти поправки не усиливают, а, наоборот, разрушают те принципы, организации местного самоуправления, которые были заложены в 131-м законе. И не допустимо разрушать целостный механизм управления крупными городами. Это принципиальная позиция моих коллег, которую мы попытаемся донести на совещании в Москве.
По окончании форума запланировано принятие обращения Ассоциации сибирских и дальневосточных городов к правительству Российской Федерации о том, что данные поправки не проработаны и могут вывести крупные муниципальные образования из системы местного самоуправления.
Константин Нарыков