26.10.2006 15:19
Прошло уже три квартала, как был запущен национальный проект «Образование». В основном все что планировалось, было профинансировано и включено в работу. Подошел к концу первый, начальный, этап нацпроекта. На слушания в областном Совете депутаты постарались дать национальному проекту «Образование» объективную оценку. И так же выделить проблемы, с которыми сталкиваются в ходе его реализации, и попробовать заглянуть в перспективу.
По мнению депутатов из комитета по науке и образованию, в Новосибирской области финансирование основных этапов национального проекта прошло «почти в полной мере». Были перечислены средства на выплату заработной платы классным руководителям, в Новосибирской области уже была предусмотрена подобная выплата, но помимо этого добавилась еще и федеральная. Но, по мнению председателя комитета по науке и образованию Сергея Худякова, дело не в самой выплате, а в том, чтобы классные руководители подняли уровень воспитательной работы. В администрации области даже разработано специальное положение, направленное на улучшение качества образования в части воспитательной работы.
«Наконец, произошел перелом, все поняли, что не только семья должна воспитывать, но и школа», — считает председатель комитета по науке и образованию Сергей Худяков.
Областной и федеральный бюджеты профинансировали поступления школьных автобусов в села. Поощрены школы-передовики, школы которые внедрили новые технологии: 54 такие школы получили по миллиону рублей. Так же поощрили премией в сто тысяч рублей сто восемьдесят лучших учителей области. Денежные премии получат и победители конкурсов среди молодежи.
Вне рамок национального проекта остались учреждения начального и средне-профессионального образования. Это ПТУ, техникумы и учреждения дошкольного дополнительного образования. За пределами национальных проектов остались вопрос о статусе библиотек, и их материальном обеспечении. Между тем, в каждой школе должен быть весь спектр учебников, и вся вспомогательная литература. Но вопрос обновления библиотечного фонда, как и качество учебников, осталось за рамками национального проекта образование.
Рекомендации, принятые на слушаниях будут доработаны комитетом по науке и образованию. В них было отмечено, что главным является «обеспечение качества и доступности образования». Этот вопрос являться очень острым в свете принятого недавно закона об автономных учреждениях.
Сохранение здоровья учащихся и рассмотрение его в качестве оценки работы каждого образовательного учреждения и каждого педагога, ставится во главу угла. Отменяя еще пока живой в некоторых местах лозунг — «Знания любой ценой»! Так же, по мнению участников слушаний, необходимы условия для развития духовно-нравственных ценностей ребенка. Эти задачи ставятся перед областным департаментом образования помимо непосредственно образовательного процесса.
«Самое главное, что бы те средства, которые были выделены для премирования „лучших“ через гранты, не ушли в песок», — отмечает Сергей Худяков. — «И что бы опыт, наработанный премированными учителями, был перенят их коллегами».
Конкурс среди школ проводиться по «эшелонному принципу» — школы принимавшие участие в конкурсе, год не смогут в нем участвовать, участвует следующий эшелон. Но что бы следующий эшелон мог подтянуться, для этого необходимо на базе лучших школ создать опорные методические и ресурсные центры по приоритетным образовательным направлениям.
До конца года планируется разработка программы на 2006—2012 гг. по образованию в Новосибирской области и, по мнению депутата Худякова, в декабре она уже будет внесена в областной Совет. «Еще мы планируем провести доработку программы, провести рабочую группу в областном Совете и депутатские слушания», — пояснил Сергей Худяков. — «И с учетом замечаний депутатов администрация будет дорабатывать ее с нашим участием. И надеюсь, что в 2008 году она заработает».
Георгий Андреев