02.08.2006 22:15
Первый жилой дом, построенный в Новосибирске, располагавшийся рядом с железнодорожным вокзалом исчез в одну ночь — с 18 на 19 июля. Возможно, никто бы и не заметил исчезновение почти разваленного здания, если бы оно не значилось в реестре памятников исторического наследия города. Сегодня депутаты, члены комитета областного совета по культуре и спорту рассмотрели данный факт и посетили место, где раньше стояло здание. Вместо старейшего дома города депутаты разглядели очертания платной автомобильной стоянки.
Вопрос с одноэтажным зданием поднимается уже не первый раз. Западно-Сибирская железная дорога уже давно намеревалась снести это здание. Оно явно мешалось в строительстве пригородного вокзала и обустройство прилегающих к нему территорий. Однако, даже если здание принадлежало самой железной дороге — просто снести здание им не позволял закон. Здание было объектом исторического наследия города, что не давало права на такое самоуправство. Представители ЗапСибЖД неоднократно пытались оспорить вопрос о целесообразности существования такого наследия и в середине июня обратились в областной совет, где попросили дать оценку зданию на предмет его исторической и культурной ценности. В результате, была создана рабочая группа, которая должна была оценить объект и дать рекомендации. Такую ответственную задачу должен был выполнить научно-производственный центр (НПЦ) по охране историко-культурного наследия. После этого свои рекомендации должны были дать депутаты комитета и специалисты администрации области. Но решающее слово должен был сказать федеральный орган по охране культурно-исторического наследия. Тогда, возможно, здание признали утратившим силу исторического наследия и разрешили ликвидировать.
Но не успели специалисты НПЦ провести первые пробы, как 19 июля увидели там просто пустой участок. За ночь здание исчезло! НПЦ обратилось к собственнику здания, которым является железная дорога за объяснениями. На что был дан однозначный ответ: никакого отношения к исчезновению исторического здания Западно-Сибирская ЖД отношения не имеет.
Такое стечение обстоятельств поразило не только НПЦ в лице Геннадия Блукке, который с самого начало боролся за сохранение и реконструкцию здания, но департамент культуры администрации Новосибирской области в лице Валерия Бродского. К такому повороту событий не были готовы и члены комитета по культуре, спорту и молодежной политике во главе с Александром Илющенко. Собравшись на заседании комитета 2 августа, они приняли решение посетить объект от которого, как выяснилось, осталось только два бревна. А на месте бывшего памятника полным ходом идет строительство. И не зеленой зоны, как обещали месяц назад представители ЖД, а банальной автомобильной стоянки.
Научно-производственный центр (НПЦ) по охране историко-культурного наследия уже подало обращение прокурору области с требованием найти виновных. По мнению руководителя департамента культуры Валерия Бродского теперь свое слово должна сказать прокуратура:
- Если прокуратура определится с виновным, а ответ на этот вопрос, на мой взгляд, очевиден, то здесь есть два вариант — или здание потребуют восстановить, благо чертежи здания имеются, или его памятник признают утратившим силу, но в любом случае виновные должны понести ответственность. Я сам не был уверен нужно ли оставлять было это здание. Но я знаю, что есть закон, который говорит что это здание имеет историческую ценность и сносить его просто так нельзя. Кто-то должен за это будет ответить.
Депутаты намерены следить за работой прокуратуры, и вопрос обязательно будет рассмотрен на сессии областного совета. Напомним, что Западно-Сибирскую железную дорогу возглавляет
Александр Целько — второй номер в списке «Единой России» на выборах в областной совет.
Артем Скатов