07.10.2022 21:34 Любовь Наряднова
Редакция КПРФНск посетила выставку «Город солнца», которая сейчас проходит в Новосибирском государственном художественном музее. Совсем недавно ее открывал лично мэр Новосибирска, первый секретарь Новосибирского обкома КПРФ Анатолий Локоть. Мы покажем вам некоторые работы и расскажем интересную историю об одной из картин.
Выставка работ соцреализма «Город солнца» из собрания музейно-выставочного центра «РОСИЗО». Свыше 40 ярчайших произведений 1930-х – 1950-х годов из собрания Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО» вошли в экспозицию - это живопись, скульптура, предметы декоративно-прикладного искусства.
Мы посетили выставку и решили рассказать вам немного о самых ярких картинах этой экспозиции, и расследование по поводу одной из них.
Период, описанный на полотнах, – период небывалого индустриального подъема нашей страны. Время, когда железный конь приходит на смену крестьянский лошадке! Время Осовиахима, время громадных домн, время планеров и фантастически современного завода «Светлана», выпускающего электролампочки! Эта эпоха вылилась в полотна советских художников. Картины-гимны! Картины-поздравительные открытки тем, кто строит, собирает, создаёт! У каждого полотна можно по-настоящему восхищаться, насколько точно художник передаёт восторг от свободного созидания, которое стало доступно каждому советскому человеку с победой Революции.
Одной из центральных картин новосибирской выставки является портрет Иосифа Сталина кисти Александра Герасимова. Он был первым президентом Академии художества СССР: Герасимова по праву считают одним из любимых художников Сталина.
Рядом – картина Петра Мальцева «Встреча героического экипажа» – первый полет из Москвы на Дальний Восток, который совершен без остановки и дозаправки.
Картина «Чугун идет»
В царской России в 1913 г. было выплавлено 4,2 млн. тонн чугуна. В 1937 г. советскими металлургами было выпущено 11,4 млн. тонн чугуна. В своем докладе на XVIII съезде партии товарищ Сталин показал, что, для того чтобы в течение 10-15 лет догнать главные капиталистические страны в производстве металла, нам необходимо ежегодно увеличивать выплавку чугуна на 2-2,5 млн тонн.
Картина «Выдача кокса»
Кокс называют «хлебом» чёрной металлургии. Без кокса невозможен технологический процесс плавки чугуна. Также кокс используют как топливо в литейном и электродном производстве, в производстве ферросплавов и для агломерации железных руд. «Будет кокс — будет металл» — этот принцип хорошо понимали в СССР эпохи индустриализации.
Плакат «Да здравствует равноправная женщина страны социализма!»
Плакат напечатан в 1939 году тиражом 75.000 экз. Автор плаката — Караченцов Петр Яковлевич (1907–1998) — советский художник-график, иллюстратор, плакатист наиболее известен своим плакатом «Помни о Бессарабии!» (1926 год).
Картина «Женский цех завода «Севкабель»
Первый кабельный завод в России, изначально был открыт как мануфактура «Siemens&Halske». Располагался на Васильевском острове. После национализации в 1918 году производил кабельно-проводниковую продукцию. В 1942 году, во время блокады Ленинграда, заводом Севкабель было выпущено 100 км силового подводного «кабеля жизни», связывавшего осаждённый город с производящей электроэнергию Волховской ГЭС. Завод закрылся в 2021 году, всё оборудование завода распродано.
Картина «Самолет «Крокодил» готовится к полету»
На картине не выдумка художника, а реальный герой советской жизни 30-х годов. Агитационный самолет для журнала «Крокодил» родился в 1935 году. В базовую конструкцию самолета АНТ-9 были добавлены особые детали, сделан декоративный нос крокодила и два ряда зубцов на фюзеляже от крыла до хвоста. Художественное оформление самолёта сделал Борис Ефимов — известный художник-карикатурист. Несколько лет самолет «Крокодил» применялся для агитполетов.
Картина «Лыжный рейд в Карелии»
Но одна картина выбивалась из общего фона и настроения — «Лыжный рейд в Карелии». Она заинтересовала редакцию КПРФНск. На полотне в снежно-молочном вихре вьюги с горы мчится в атаку отряд военных лыжников. У одного откинут капюшон, а под ним — буденовка с красной звездой! На бойцов в белых маскхалатах в ужасе смотрят враги в серых фашистских бушлатах. Картина датируется 1933 годом. Что изобразил художник? Как фашистские бушлаты оказались в 1933 году? Что это, ошибка или неизвестная история?
Эти вопросы мы несколько дней обсуждали в редакции. Сначала подумали, что с датой напутали музейщики — картина явно про вылазку красноармейцев-лыжников за линию фронта, а фашистские шлемы и винтовки системы Маузера выдают дух сороковых.
Мы провели расследование и выяснили, что художник ни в чём не ошибся. Это действительно полотно 1933 года. А изображены на нём вовсе не события Великой Отечественной войны. Это явно эпизод из 1921 года, когда в Карелии при поддержке Финляндии было спровоцировано антисоветское восстание. Ряд населённых пунктов перешёл под контроль белофиннов, которые, ведомые националистической пропагандой, рассматривали Карелию как часть будущей территории Великой Финляндии.
Тому подтверждение и прописанная художником военная униформа. На одном из тематических форумов мы нашли статью о том, как финны в начале 20-х годов закупали шлемы для своей армии во Франции, Швеции и Германии. Отсюда и «знакомые» нам линии немецких касок на полотне художника.
Стоит отметить, что сюжет картины «Лыжный рейд в Карелии» — это не придумка автора, а довольно известный факт в военной истории. В январе 1922 года полторы сотни красных бойцов под предводительством Тойво Антикайнена совершили подвиг не только военный, но и физический. На лыжах они прошли 1100 километров в тылу врага в поисках штаба белофиннов.
История этого подвига долгое время жила в советской Карелии, где проводились соревнования под названием «Лыжня Антикайнена». В 2020 году предложили восстановить знаменитое спортивное мероприятие в Карелии.
Вот так выставка советской живописи и неожиданно затесавшаяся туда картина со странной датой может заставить окунуться в интереснейшую историю. До конца октября вы сможете сами насладиться картинами соцреализма и проникнуться духом той эпохи. Цена билета от 50 до 500 рублей.