«Вечерний разговор»: Облик площади Маркса обсудили в радиоэфире «Городской волны»
25.03.2022 09:10 Иван Стагис
Гостем радиопрограммы «Вечерний разговор с Артемом Роговским» стал главный архитектор Новосибирска Александр Ложкин. Тема обсуждения – благоустройство главной площади левобережья, площади Маркса, в частности, перенос памятника Покрышкину.
Александр Ложкин объяснил, что 8 мая 2005 года памятник поставили на частный земельный участок, так что городской памятник находится не на муниципальной земле. Это стало одной из причин переноса. Вторая причина — снос старого недостроенного ДК «Сибсельмаш», возле которого находился памятник, создавая культурный ансамбль:
— На месте недостроя будет многофункциональный комплекс, где будет и гостиница, и общественные центры, и торговля. Мы договорились, что там разместят музей Александра Ивановича Покрышкина. Мало кто знает, что он изначально был запроектирован на краю парка Кирова рядом с площадью Труда, вырыт котлован, но затем проект был заброшен. Я считаю, что это наша обязанность — добиться открытия музея нашего выдающегося земляка. В городе есть четыре памятника Покрышкину, но музея — нет.
Сама история развития площади Маркса интересна — сейчас уже мало кто помнит, что относительно недавно на месте торговых центров было картофельное поле, а еще в начале 2000-х годов — пустыри. В советское время был создан первый проект планировки площади, которая должна была формироваться вокруг трех зданий — ДК «Сибсельмаш», ГУМа и гостиницы «Турист», больше объектов не предполагалось. В итоге, в силу ряда обстоятельств в эксплуатацию вступил лишь ГУМ. Затем наступил период хаотичного развития, участок, где находился ДК «Сибсельмаш» оказался в частной собственности.
Переломный момент наступил в октябре 2017 года, когда мэр Анатолий Локоть объявил о пересмотре концепции развития площади Маркса – в частности, о сносе недостроя гостиницы «Турист», о том, как это будет примерно происходить, рассказал тогдашний главный архитектор Новосибирска Виктор Тимонов. Александр Ложкин напомнил, что пересмотр отношения к недострою начался с запрета размещения рекламы — оказалось, что доходы от нее позволяли собственнику годами содержать объект в таком виде:
— Обследование показало, что всю гостиницу разбирать не надо, достаточно нескольких этажей, были сняты внешние панели – пришлось разыскивать краны еще советского производства, потому что современные на это не рассчитаны.
Другая острая проблема — транспорт, площадь Маркса на сегодня перегружена. По мнению Александра Ложкина, реализация таких проектов как станция «Спортивная», новая ледовая арена позволит перенести конечные остановки общественного транспорта. Так что состояние главной площади левобережья он оценил как «многострадальное, но не безнадежное».