21.05.2021 13:06 Иван Стагис
Многие помнят конфликт, который возник между «мусорным» региональным оператором «Экология Новосибирск» и перевозчиками еще в 2019 году. Задолженность перед вторыми составила около 600 миллионов рублей и до сих пор еще не погашена. Эксперты говорят о «хамском» поведении со стороны «Экология Новосибирск» и считают претензии оппонентов обоснованными.
Прошедшая на этой неделе пресс-конференция компаний-перевозчиков, занимающихся транспортировкой мусора, вновь напомнила о конфликте, который начался еще летом 2019 года между ними и региональным оператором, ООО «Экология-Новосибирск». На пресс-конференции перевозчики, в частности, рассказали о попытках добиться погашения задолженности (в общей сложности она насчитывает 600 миллионов рублей) через суд. Сделать это непросто, поскольку «Экология Новосибирск» отбивается встречными исками. Процесс затягивается, некоторые перевозчики за это время не смогли получить свои деньги и становились банкротами.
По подсчетам перевозчиков, им не выплачивали до 40% причитающихся средств. Заместитель председателя комитета по строительству и ЖКХ Законодательного собрания Вадим Агеенко считает подобное поведение оператора формой «отката»:
— Еще в 2019 году я писал на эту тему, когда региональный оператор обманывал перевозчиков, недоплачивая им 40% необходимых сумм. Тогда доходило до того, что перевозчики обращались к губернатору, в Законодательном собрании была создана рабочая группа, я ее возглавлял, в этой группе был министр ЖКХ, замгубернатора, перевозчики приходили, 8 из 12 имевшихся. Мы видели, что региональный оператор вел себя по-хамски, если раньше «откат» был 5-10%, то тут – 40%: ты работу сделал, а тебе 40% не заплатили.
Тогда представители областного правительства назвали ситуацию хозяйственным спором и посоветовали обратиться в суд. Еще в конце 2019 года появились первые иски — до кассационной инстанции дошла компания «Эко-лайн», вывозившая мусор в Искитимском районе:
— Они выиграли суд первой инстанции в Новосибирске, региональный оператор подал на кассацию в Томск, седьмой апелляционный суд. Томские судьи повели себя, на мой взгляд, очень неприлично. Региональный оператор выставил встречный иск на 91 миллион — годовой оборот «Эко-лайна». Первая инстанция отклонила этот иск, сочла претензии перевозчиков, опиравшихся на данные «ГЛОНАСС», необоснованными, потому что в договоре они не указаны, в законах она не прописана. А томичи эти данные частично признали и предложили вариант, который в ГАИ называется «обоюдным согласием» — признали, что региональный оператор должен 18 миллионов перевозчику, а перевозчик должен по штрафам ту же сумму оператору.
Естественно, транспортную организацию это не могло устроить, она подала кассационную жалобу в арбитражный суд Западно-Сибирского округа, в Тюмень. Здесь суд отменил постановления и первой, и второй инстанции, направив дело в Новосибирск. Вадим Агеенко отмечает важность того, что данные системы «ГЛОНАСС» не признаны судом в качестве доказательств претензий регионального оператора:
— Я уверен, что перевозчики выиграют эти суды, потому что свою работу они выполнили, в 2019 году региональный оператор к ним претензий не предъявлял. Им просто недоплачивали 40% — якобы вы приписываете какие-то объемы. И я рад, что маленькая компания смогла восстать против мощной структуры, входящий в группу компаний «ВИС» и в судах доказала, что она права.