15.01.2021 10:15 Иван Стагис
Об этом свидетельствуют данные исследования Отдела по проведению избирательных кампаний на основе системы мониторинга социальных сетей YouScan. Специалисты отдела проводили измерения каждые 2-4 дня, что позволило выделить 78 периодов в 2020 году, в каждом из которых отношение пользователей соцсетей к партиям было разным.
Итоговое исследование позволило понять отношение пользователей соцсетей к важным политическим событиям в течение года. Оно обобщило позитивные и негативные публикации о партиях как в крупных социальных сетях («Вконтакте», «Одноклассники», Facebook, Twitter, Instagram), так и в более мелких, что позволило выявить так называемый индекс позитивности.
Анализ выявил ряд особенностей. В первую очередь – это тот негатив, который связан с «Единой Россией». 2020 год «партия власти» начала с индекса в минус 15,6% и была в негативной зоне в 77 периодов из 78. Абсолютный минимум – минус 44,8% - был зафиксирован в период 23-25 июня, что связывается специалистами с подготовкой к «обнуляющему» голосованию по поправкам в Конституцию, негативно воспринимаемому аудиторией социальных сетей.
Отмечается некоторая аномалия – если с 4 по 8 июня индекс позитивности «Единой России» предсказуемо был отрицательным (минус 30,2%), то период с 9 по 13 июня он впервые за весь год стал положительным (плюс 17,2%), а потом столь же резко упал. Авторы исследования связывают с активизацией так называемых «кремлеботов» в канун главного государственного праздника – «Дня России». Данные с более поздних наблюдений показывают, что в преддверии выборов «кремлеботы» опять активизировались – в последнюю неделю декабря индекс составил минус 2,9% - нетрудно оценить динамику.
КПРФ же начала год с позитивного индекса в плюс 23,7%, уверенно опережая остальные парламентские партии. Более того, отставка правительства Медведева и предложение своих поправок в Конституцию только увеличили этот индекс – пик позитивного восприятия КПРФ в социальных сетях пришелся на 29 января, когда он составил 57,2% - в этот период СМИ обсуждали семинар-совещание руководителей региональных отделений партии, на котором Геннадий Зюганов изложил позицию партии по поправкам.
На восприятие КПРФ оказало влияние рост недоверия россиян к политической системе в целом, связанный с «коронакризисом» - позитивный индекс в этот период то сокращался до 1,1%, то вовсе уходил в «минус». Переломный момент наступил после Единого дня голосования – недоверие большинства россиян к итогам выборов, недовольство падением уровня жизни, ростом цен, движение против дистанционного образования закономерно приводило к росту популярности коммунистов в социальных сетях. 2020 год партия закончила с индексом позитивности в 52,9%
Интересно изменение индекса ЛДПР. Начав год с индекса в минус 15,9%, партия Жириновского сильно потеряла также после задержания хабаровского губернатора Сергея Фургала – сначала в силу его членства в ЛДПР, а потом, после протестов в Хабаровске – тем, что партия сделала ставку не на Фургала, а на врио Михаила Дегтярева. Но в декабре индекс пошел в плюс, и в конце года он составил 17% - второй результат после КПРФ. Очевидно, в преддверии выборов активность партии Жириновского будет возрастать, в том числе и в социальных сетях.
«Соцсети все плотнее входят в жизнь избирателей и уже имеют большее влияние на молодые и средние возрастные группы, чем ТВ и другие источники провластной пропаганды, которым остаются верны лишь старшие пенсионеры, не владеющие персональным компьютером и Интернетом», - отмечают авторы исследования. Понимают это и новосибирские коммунисты, которые провели семинар по данной тематике.